Обзор докторских диссертаций по проблеме свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, защищенных за период 2008-20011 гг.24 Января 2012
Дорская А.А. «Церковное право в системе права Российской Империи конца XVIII- начала XX вв.». Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб., 2008. Автор рассматривает отношения императорской власти в России и церкви, акцентируя внимание на отличии церковного права в российском понимании от канонического права на западе. Автор отмечает, что церковное право в России регулировалось государством, и церковь хотя и имела немалое влияние (император обязан был быть православным), до определенной степени была регулируема светскими властями. Уделено внимание огромному влиянию церкви на семейное право, а также её судебной функции. Автор выносит на защиту положения о выделении церковного права Российской империи в отдельную научную дисциплину, как права регулировавшего все сферы жизни прямо или косвенно связанные с церковью. Медушевская Н.Ф. «Интеллектуально-духовные основания Российского Права». Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2010. В диссертации автор рассматривает формирование российского права от истоков и до настоящего времени как культурно-духовный процесс. Отмечая значительное влияние, оказанное церковью на формирование как российского права, в общем, так и правосознания личности в частности, автор ищет пути преодоления разрыва между современным правом и российской культурной традицией, который негативно сказывается на законодательной и правоприменительной деятельности, препятствует научно-теоретической разработке и совершенствованию права. Петюкова О.Н. «Правовые формы отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах». Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2011. Автор рассматривает сосуществование внутрицерковной системы права и права светского в 1917-1945 годах. Невозможность четкого определения юридического статуса Русской православной церкви, коллизии церковных норм со светскими и сложность идентификации верующих в отсутствие учета прихожан являлись и являются проблемой регулирования отношений государства и церкви. Данная работа может содействовать формированию теоретической основы для решения ряда практических проблем, связанных с российским законодательством в области свободы совести и повысить эффективность государственно-конфессионального взаимодействия. Беспаленко П.Н. «Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения». Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. Ростов-на-Дону, 2009. Автор обращает внимание на опасность плюрализма нетрадиционных культов для современного российского общества. Вторгаясь в жизнь россиян посредством психологических приемов, нетрадиционные конфессии способствуют дезинтеграции общества и дисгармонизации интересов индивидов и групп. Признавая роль традиционных религий в поддержании единства, общности и культурной самобытности россиян, автор выражает опасения касательно идеологической модели, основанной на православной церкви как стимулирующей межэтнические противостояния. Автор выражает мнение, что для поддержания духовной безопасности необходим институт государственной идеологии, отделенный от какой бы то ни было конфессии, иначе духовная рискогенность возрастет и приведет к дезинтеграции общества. Мчедлова М.М. «Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции». Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2011. Автор обращает внимание на важную роль религиозного фактора в современной политической жизни страны, как определяющего культурные ценности общества. Согласно позиции автора, религия перестала являться частным правом отдельного индивидуума, напротив, она может формировать как конструктивное, так и экстремистское сознание общества, а современные религиозные организации играют все большую роль в мировом политическом процессе как субъекты политического целеполагания. Чтобы избежать деструктивного влияния религиозно-экстремистских течений, необходимо правильно оценивать социальные потребности общества, в том числе через призму религиозного фактора. Таким образом, религию следует использовать как фактор, способствующий стабилизации политической системы. Иванов С.С. «Христианский социализм как политический феномен». Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. Саратов, 2011. В диссертации делается вывод, что гуманистические ценности утопической идеи социализма заимствованы из христианства. В то время как глубокое теоретическое исследование христианский социализм получил в России. Практически он был применен в западных странах и привел к достижению значительных успехов, выразившихся в конкретных экономических показателях, а также способствовал развитию демократических стандартов и ценностей. Автор считает, что вклад христианских социалистов в политическую науку достаточно велик, поскольку принципы этической экономии, положенные в основу их теории, как показывает политическая практика, достаточно весомы для гуманистически и нравственно ориентированной социально-экономической политики. При таком подходе сама христианская политика в качестве системы социальной морали становится производительной силой, жизненно необходимой для организации социальной рыночной экономики. Задорожнюк И.Е. «Гражданская религия в США: социально-философский анализ». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2008. Диссертант адресует феномен веры в Америке как надконфессионную гражданскую религию, которая тесно связана с протестантским фундаментализмом. Гражданская религия рассматривается автором как условие и результат секуляризационных процессов и отделения церкви от государства при отсутствии доминирующей религии. Баширов Л.А. «Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2009. В диссертации акцентируется внимание на невозможности реализации национальных интересов вне участия «национальной» религии. Радикализация ислама рассматривается не как причина, а как следствие радикализации политической обстановки в регионе. Экстремистские аспекты ислама рассматриваются как привнесенные извне и скорее чуждые горским народам Северного Кавказа, которые привыкли руководствоваться требованиями повседневности, а не строго следовать букве ислама. Автор обращает внимание на богатый гуманистический и социально-политический потенциал ислама, который можно реализовать только в условиях реального федерализма. Научные результаты, теоретические выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в регионах традиционного распространения ислама для выработки религиозной и национальной политики, обоснования практических мер противодействия сепаратизму, национализму, экстремизму и терроризму на религиозной основе. Туманян Т.Г. «Религия и власть в социально-философской мысли ислама (эпоха средневековья)». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2009. Диссертант отмечает значительную роль ислама в событиях последних десятилетий. В свою очередь, для решения вопросов связанных с отношениями ислама и государства, необходимо знать истоки политической идеологии мусульманского мира. Отмечается, что теория государственности в исламе разрабатывалась самостоятельно и встретила ряд серьезных проблем, а в частности проблему избрания имама (халифа). Теория идеала исламского правления расходилась с практикой, что вызывало формирование новых идейных конструкций. Автор рассматривает сходства и различия мусульманской модели халифата с учениями Платона и Аристотеля. Семедов С.А. «Политический ислам в современном мире». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2009. Автор указывает на необходимость бороться с экстремизмом политического ислама при помощи других политических религий. Миф об уникальности политической значимости ислама родился под веянием секулярного протестантизма. Работа апеллирует к необходимости рассмотрения политического ислама не изолированно, а в сравнении с другими политическими религиями. Исследование автора способствует поиску стратегии противодействия исламскому радикализму и терроризму, как на общемировом уровне, так и в России. Будов А.И. «Философско-религиозные концепции гражданского общества». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2010. В диссертации обращается внимание на важное влияние религии в вопросе формирования гражданского общества. Религиозная свобода неотделима от цели гражданского общества – развития личности и гражданских свобод, но без отделения религии от государства, данная свобода не может быть в полной мере реализована и напротив, тормозит развитие гражданственности, так как препятствует реализации свободы выбора человека. Работа указывает на специфику проблем становления гражданской идеологии в России, неразрывно связанную с участием в ее формировании религии. Минченко Т.П. «Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Томск, 2011. В работе указывается на несоответствие устаревшего, секулярного понятия свободы совести реалиям современного постсекулярного мира. В современном обществе религия вновь начинает занимать важное положение, но в трансформированном виде, где религиозность упрощена до образа жизни. Свобода совести эволюционирует от простой религиозной терпимости до мировоззренческой свободы, свободы мысли и религии. Выводы данной работы позволяют внести определенный вклад в оценку состояния свободы совести и мировоззренческой идентичности, по-новому увидеть динамику личностного развития, и, помимо этого, наметить координаты, в рамках которых возможен конструктивный диалог представителей различных культур о понимании и гарантиях свободы совести. Марченко А.Н. «Хрущевская церковная реформа» и ее влияние на внутрицеркованую жизнь: по материалам Уральского региона (1954-1964гг.)». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2008. Автор обращает внимание на недостаточную объективность исследований на тему взаимоотношений государства и церкви в хрущевский период. Исследования имеют либо некритический характер (митрополит Иоанн (Снычев), игумен Иннокентий (Павлов), священник С. Гордун), либо наоборот, гиперкритический (диакон В. Степанов (Русак), священники Г. Якунин, Г. Эдельштейн). Заостряя внимание на проблеме латентного атеизма в сфере образования в настоящее время, автор надеется в данном исследовании предоставить базу для дальнейшего более эффективного построения как взаимоотношений государства и церкви, так и для развития внутренней и внешней церковной политики Русской православной церкви. Федотов А.А. «Русская Православная Церковь в 1943-2000гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (По материалам Центральной России)». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Иваново, 2009. Рассматриваются внутрицерковные и церковно-общественные отношения во всем комплексе, не ограничиваясь лишь отдельными частными вопросами. Автор рассматривает различные этапы отношений государства и церкви в хронологическом порядке, указывает на их предпосылки, а также обращает внимание на появление абсолютно нового устройства церковной жизни в 1990-е гг. в связи с произошедшими в стране политическими изменениями. Гераськин Ю.В. «Взаимоотношения Русской Православной Церкви, общества и власти в конце 1930-х – 1991 гг. (на материалах областей Центральной России)». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2009. Автор рассматривает феномен устойчивого религиозного мировоззрения обрядовых традиций и их воспроизводства в советском государстве. Церковь долгое время оставалась неподконтрольным государству институтом, где удары на нее сдерживались верующими, а главной причиной ее экономической устойчивости оставалась поддержка населения. Согласно позиции автора, основные коллизии во взаимоотношениях церкви, общества и государства возникали во время применения последним неправовых методов воздействия на церковь. Гавриленков А.Ф. «Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраамических (нехристианских) вероисповеданий в 1721 – 1917 гг.: сущность, принципы, эволюция». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2010. Диссертант, подвергая вероисповедную позицию государства жесткой, но конструктивной критике, ищет позитивный опыт в государственно-конфессиональных отношениях. Автор рассчитывает, что данная работа может послужить не только для восполнения пробелов в исторической науке, но и посодействует современному выбору государственной политики в отношении религиозных конфессий. Андреев А.Н. «Западно-христианские вероисповедания и общество в России в XVIII в.». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Челябинск, 2011. Автор рассматривает взаимоотношения государства и общества с католичеством и протестантизмом во время усиленной европеизации России. Автор отмечает, что отношение к различным протестантским конфессиям и католикам было различным, в зависимости от деноминации. Автор указывает на значительные ограничения миссионерской деятельности европейских вероисповеданий и пристальный государственный контроль. Однако несмотря на это инославные конфессии исповедовались значительной частью населения страны, а протестантизм, в частности, оказал значительное влияние на православие. Чумаченко Т.А. «Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР. 1943-1965 гг.». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2011. Автор в ходе исследования рассматривает положительную роль Совета по делам Русской Православной Церкви касательно государственно-церковных отношений. Согласно мнению автора, Совет не являлся «институтом «обер-прокурорство», но являлся необходимым институтом для стабилизации отношений государства и церкви, давал возможность реализации конституционного права на свободу вероисповедания для верующих и духовенства. До 1950-х годов Совет оказывал значительное влияние на международную политику Московской Патриархии. Васильева С.В. «Государственная и церковная политика в отношении старообрядчества Байкальского региона (XVII – XXI вв.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Улан-Удэ, 2011. Автор отмечает, что хотя до второй половины XX века старообрядчество конфликтовало с Русской Православной Церковью, в отношениях с государством староверы демонстрировали способность адаптироваться к любым даже самым неблагоприятным условиям. Стремясь консолидироваться от государства, в то же время, старообрядцы всегда были готовы к диалогу с ним. Автор рассматривает эволюцию старообрядчества от протестного движения к нововведениям в церкви и до утраты сформировавшейся четкой конфессиональной идентификации в советский период. Данная работа может быть востребована для выработки региональной религиозной политики. Левин В.Ф. «Борьба Российского государства и Русской Православной Церкви с религиозными правонарушениями в 1820-е – 1917 гг. (на материалах Среднего Поволжья)». Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Саранск, 2011. В работе указывается, что значительный опыт по борьбе с религиозными правонарушениями был практически утерян за время советской антирелигиозной политики. Автор отмечает, что в целом православная церковь достаточно успешно боролось с инакомыслием при помощи миссионеров и священников. Православные священники должны были докладывать обо всех раскольниках и сектах, находящихся на территории их приходов и были обременены негласной обязанностью проведения первичного дознания по фактам религиозных правонарушений. В то же время, судебная система временами проявляла примиренческое и неадекватное отношение к крайне серьезным религиозным правонарушениям, не осознавая всю величину их общественной опасности.
Обзор подготовлен стажером Славянского правового центра студентом факультета международного права университета Хандонг (Южная Корея)
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |