Прокурорский надзор по закону или понятиям?12 Октября 2011
5 октября 2011 года пресс-служба Прокуратуры Калужской области сообщила, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения общественными организациями законодательства о противодействии экстремистской деятельности. В ходе проверки устава областной общественной организации «Калужский Казачий Округ» Союза Казачьих Войск России и Зарубежья выявлены отдельные положения, содержащие экстремистские проявления. В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» проявлениями экстремизма являются возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. В нарушение данных требований устав областной общественной организации «Калужский Казачий Округ» Союза Казачьих Войск России и Зарубежья содержит положение, определяющее круг лиц, имеющих право быть членами данной организации – «православные граждане РФ». Установление религиозного признака в качестве критерия принятия в казачество, по мнению прокуратуры, создает условия для фактической дискриминации граждан по религиозному признаку. В связи с этим атаман областной общественной организации «Калужский Казачий Округ» Союза Казачьих Войск России и Зарубежья прокуратурой области предупрежден о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Кроме того, прокуратура области опротестовала незаконные положения устава. Так как это далеко не единичный случай подобного рода за последнее время, возникает вопрос о правомерности данных требований прокуратуры в отношении общественных объединений. В ст.5 Федерального закона «Об общественных объединениях» раскрывается понятие общественного объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В ст.6 Закона говорится, что участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. На основе указанных норм Закона можно сделать вывод, что основой объединения является общность интересов для реализации общих целей. Эти положения должны быть указаны в уставе объединения. Соответственно объединение вправе принимать в свои ряды только тех участников, которые поддерживают заявленные объединением цели и разделяют те интересы, вокруг которых объединение создано. Определенно такие требования к участникам нельзя трактовать как дискриминацию, а уж тем более как экстремистскую деятельность. К сожалению, прокуратура выносит подобные протесты и предупреждения не только в адрес общественных объединений, но и в адрес религиозных организаций. Так прокуратура Волгоградской области вынесла протест в адрес религиозной организации, чей устав предусматривает в числе обязанностей членов такие, как соблюдение вероучения, посещение богослужений, соблюдение устава и определенных морально-этических норм. В противном случае согласно уставу гражданин может быть исключен из числа членов организации. По мнению прокуратуры, эти положения устава противоречат п.5 ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствии с которым, никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Однако при этом прокуратура не вспоминает о том, что в соответствии со ст.6 Закона, вероисповедание – один из трех основных признаков религиозного объединения, а также то, что религиозные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, а государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону (ст.4 Закона о свободе совести). Несоблюдение данных требований закона приведет к тому, что не останется смысла в создании религиозных объединений, так как совместное исповедание веры станет невозможным. В заключении стоит отметить, что не все некоммерческие организации могут основывать свое членство на религиозной принадлежности. Согласно ст.9. Федерального закона «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Чугунов С.В.
адвокат
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |