Обращение Председателя РС ЕХБ Смирнова А.В. к министру юстиции РФ Коновалову А.В.12 Октября 2011
Министру юстиции РФ
Коновалову А.В.
Уважаемый Александр Владимирович, Совет Союза Централизованной религиозной организации "Российский Союз Евангельских христиан-баптистов" выражает серьезную озабоченность в связи с подготовленным Министерством юстиции РФ Проектом федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"", поскольку данный Проект вносит изменения в действующий закон, которые противоречат нормам национального и международного законодательства в сфере свободы совести. В частности: - Проект предусматривает отмену права религиозных групп действовать без государственной регистрации, что является нарушением основополагающих принципов Конституции РФ (статьи 14, 28 и 30) и целого ряда норм международного права (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 9 и 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Следует отметить, что подобное ограничение не предусматривалось даже в репрессивные советские времена. Так Инструкция ВЦИК СНК от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" разрешала деятельность религиозных общин без регистрации; - Проект фактически направлен на ограничение свободы совести и неоправданно жесткую регламентацию деятельности религиозных объединений; - Проект выводит из правового поля существующие ныне религиозные группы и загоняет их в подполье. Проектом предлагается вывести из разряда религиозных организаций учреждения профессионального религиозного образования, что автоматически лишает их предоставленных религиозным организациям многочисленных льгот. Проектом предусматривается необоснованное усиление роли регистрирующих ведомств. В частности предлагаетсярешения в отношении деятельности того или иного религиозного объединения принимать на основании не правительственного акта, а на основании ведомственных актов Минюста и налоговой службы, ведущей реестр юридических лиц. В Проекте в нарушении действующего законодательства предлагается дифференцировать религиозные организаций в зависимости от их вхождения или не вхождения в централизованную религиозную организацию с дальнейшим грубейшим нарушением их прав. Так, согласно данному Проекту, местная религиозная организация, не представившая для государственной регистрации документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию в течение 10 лет после ее государственной регистрации, будет не вправе пользоваться следующими правами: - создавать образовательные учреждения; -иметь возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы; - проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; - создавать образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации; - создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала; - приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством; - выступать учредителями централизованной религиозной организации. В предлагаемых изменениях и дополнениях к п. 2 ст. 25 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" абсолютно необоснованно и незаконно расширяются полномочия Минюста, который по существу присваивает себе полномочия органов прокуратуры. Так в Проекте предлагается возложить на орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, не только функции по осуществлению контроля за соответствием ее деятельности уставным целям, как это указано действующим законом, но и функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации. Данный Проект предлагает ввести обязательное проведение государственной религиоведческой экспертизы любой местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания. Таким образом, местные религиозные организации, не пожелавшие войти в централизованные религиозные организации, будут проходить через фильтр религиоведческой экспертизы. Между тем, Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ возглавляет борец с "сектами" Александр Дворкин, в его состав входят и другие сектоборцы известные своей крайней нетерпимостью к представителям неправославного вероисповедания. Это является проявлением опасной тенденции, поскольку правовой статус эксперта законодательством не определен. В тоже время заключение ГРЭ может быть использовано в качестве основания для отказа в регистрации. Вызывает удивление и то, каким образом был подготовлен и опубликован данный законопроект. Религиозные организации фактически были лишены возможности принять участие в его обсуждении и высказывании замечаний и предложений по текстуПроекта поскольку на это было предоставлено пять дней, два из которых приходились на выходные дни. С уважением, Смирнов А.В.
Председатель РС ЕХБ
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |