В Башкирии запретили отдыхать в мусульманские праздники

22 Сентября 2011

Пока одни бьются за то, чтобы побольше отдыхать, другие – чтобы работать! Житель Уфы, в прошлом журналист Сергей Дулов, подал иск, чтобы отменить сразу два праздничных дня.

Дело в том, что в Башкирии мусульманские праздники Ураза и Курбан-байрам много лет считаются выходными днями, это написано в местном законе «О выходных и праздничных днях». Жители республики никогда этому не противились, Сергей Дулов же посчитал, что отдых в эти дни противоречит Конституции, Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и подал в суд! В Башкирии все иски он проиграл, но не остановился и дошел до высшей инстанции -  Верховного суда России. И… выиграл!

- Трудовой кодекс Российской Федерации не предполагает регулирования трудовых отношений с учетом исторических, национальных и иных традиций. А устанавливать выходные и праздничные дни – компетенция исключительно федеральных органов! – сказано в определении коллегии по административным делам Верховного суда РФ. 

В законодательном собрании Башкирии до сих пор уверены в своей правоте. Как пояснили «КП» в пресс-центре ведомства, документы из суда еще не пришли, но Курултай уже намерен продолжить судебную тяжбу и будет подавать надзорную жалобу в президиум Верховного суда РФ. Будет ли рабочим днем уже ближайший Курбан-байрам (напомним, что отмечать его мусульмане всего мира будут в ноябре) – пока неизвестно. Как пояснили «КП» в правительстве республики, этот вопрос пока рассматривают юристы. 

Сам же Сергей Константинович от общения с коллегами отказывается. Даже давать его номер бывшие сослуживцы не решаются – боятся получить иск. «КП» все-таки удалось до него дозвониться. 

- Про это решение разговаривать пока не хочу, на это у меня есть серьезные основания, - заявил он «Комсомолке».

- Это же не первое ваше крупное выигранное дело? Вы же известный правозащитник.

- Я не правозащитник, я правоприменитель. Выигранные дела – это мое лично дело. До свидания.

- Федеральные законы нередко противоречат друг другу или содержат неточные формулировки, - говорит директор юридического агентства Альберт Еникеев. - В Трудовом кодексе ничего не сказано о дополнительных праздниках, а вот в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (на который, кстати, ссылался башкирский Курултай, защищаясь в суде) написано, что  «по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими днями на соответствующих территориях». А вот что такое «соответствующие органы» закон не разъясняет. Это могут быть и федеральные власти, и местные.

Кстати, как стало известно «КП», Курултай республики готовится внести в  Госдуму поправки в этот закон, прямым текстом разрешающие региональным властям (а не абстрактным «соответствующим органам») утверждать свои религиозные праздники.  

Примечательно, раз отменили башкирский закон, то и работать в мусульманский праздник будут только в Башкирии. В других регионах, например, Татарстане или Чеченской республике, в эти дни по-прежнему будет выходной. Пока у них не найдется свой Сергей Дулов.

ЗВОНОК В МЕЧЕТЬ

- Священные праздники - это повеление Всевышнего.  А повеления не обсуждаются, а выполняются. Для всех верующих Ураза и Курбан-байрам останутся главнейшими праздниками, независимо от того, будет выходной или нет. Но вот суд, вынесший такое решение, потерял авторитет в моих глазах, - сокрушается имам-хатиб мечети «Ихлас» Мухамет-хазрат Галлямов. – Больших религиозных праздников не так уж много: у мусульман два, у христиан - один. Зачем выходной нужно было отменять?

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Красный день календаря

Александр ГРИШИН

Я уж не знаю, чем руководствовался Сергей Дулов, в адрес которого, как полагаю, совсем нелестные слова говорят сейчас не только мусульмане Башкирии, но и все остальное население региона, но тему он поднял весьма непростую и достаточно скользкую.

Ведь неувязочка получается с нашим законодательством! И с Конституцией РФ в том числе. C ее исполнением в части свободы совести и религиозных объединений. Мусульманские праздники, выходит, должны быть рабочими днями, а православное Рождество Христово официально с 1991 года является нерабочим днем для всей страны вне зависимости от вероисповедания. Надо как-то эту неувязочку отменять.

Решить проблему можно, как всегда, несколькими путями. Первый - объявить праздники традиционных конфессий нерабочими днями по всей стране. Но лекарство окажется хуже болезни. Поскольку отдыхать будем чуть ли не больше, чем работать. А там и еще какие-нибудь конфессии захотят стать традиционными. На такой подход не согласятся и работодатели. Да и принципу светскости государства такой метод будет явно противоречить.

Альтернативное решение - вернуть Рождество Христово в статус рабочего дня. Но тут обидятся не только православные, но и те же мусульмане, и буддисты, и иудеи России. И вообще все, кроме трудоголиков.

Наверное, самый оптимальный путь - третий. Принять норму закона, согласно которой местные (субъекты Федерации) органы власти смогут устанавливать дополнительные нерабочие дни в своем регионе. И всем будет счастье.

источник: Комсомольская правда. Уфа






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru