Инна Загребина. По ком звонит колокол?

12 Июля 2011

Последние несколько лет стали испытанием веры для религиозных объединений неправославного толка в России. Вначале были Свидетели Иеговы, потом саентологи, на сегодняшний день проблемы начались и у евангельских христиан. Как следствие, многие граждане нашей страны, интересующиеся вопросами государственно-конфессиональных отношений невольно стали задаваться вопросами, происходящее - это воплощение религиозной политики государства или, наоборот, отсутствие всякой политики в этих вопросах, и, как следствие, беспредел отдельных чиновников на местах. Однако те события, которые сейчас происходят в Хабаровске, пожалуй, уже не настораживают, а заставляют очень серьезно задуматься о соблюдении права на свободу вероисповедания в нашей стране.

1-2 сентября 2009 года Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской "Благодать" г. Хабаровска, входящая в состав Российской Церкви Христиан Веры Евангельской проводила мероприятия под названием "Трес Диас"  ("Три дня с Богом") в оздоровительном лагере "Амурская жемчужина". По окончании мероприятия некие Бакирин М.А., Казанцева О.А. и Алферова О.И., присутствовавшие на данном "Трес Диас", обратились в следственные органы с заявлениями о незаконном удержании с требованием привлечь к ответственности представителей церкви «Благодать», организовавших и проводивших «Трес Диас».

По делу была проведена проверка, в результате которой якобы было установлено, что в отношении заявителей во время проведения религиозных обрядов применялись методики психологического воздействия, что повлекло изменение психического состояния заявителей и как следствие причинение тяжкого вреда здоровью. В связи с этим следователем Следственного отдела при ОВД по Амурскому муниципальному району было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), которое в настоящее время находится на стадии предварительного расследования.  

Между тем, согласно диспозиции данной статьи умышленное причинение тяжкого вреда здоровью влечет за собой опасность для жизни человека, или потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившегося в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья. При этом данный вред должен быть соединен со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности либо повлекшее за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

В данном случае речь идет видимо о психическом расстройстве так называемых потерпевших. При этом следует отметить, что ни один из них к врачам за помощью не обращался и, соответственно, на больничном не был. Обвинение основывается на результатах так называемого исследования, которое проводилось в ходе процессуальной проверки по данному делу специалистами Краевой психиатрической больницы в отношении заявителей. Однако данное исследование даже с большой натяжкой нельзя назвать научным и объективным. Между тем научность и объективность являются основополагающими признаками любой экспертизы.

В чем же суть «тяжкого вреда», установленного экспертами? 

 Как указывается в заключении, у обследуемых начали проявляться расстройство адаптации (сочетание психологических симптомов: тревоги, раздражительности, вспыльчивости возникающих как реакция на жизненные события или стрессы), смешанные тревожные и депрессивные реакции, психологическая зависимость от данной организации. Пожалуй, многие читатели со мной согласятся, что данные состояния, которые были квалифицированы в исследовании как длительное тяжкое расстройство здоровья, переживал каждый на определенных этапах своей жизни.

Если подобные состояния рассматриваются как тяжкий вред здоровью и по этому факту возбуждаются уголовные дела, то исходя из той же логики, можно по ч. 1 ст. 111 УК РФ привлекать к ответственности мужа-пьяницу, доводящего свою жену до расстройства адаптации, начальника на работе, изводящего излишними придирками своих подчиненных, «злодея»-преподавателя, пугающего отчислением студентов за несдачу экзамена. И более того, можно, влюбившись в кого-то, привлечь к ответственности объект своих сердечных страданий за безответную любовь, которая повлекла за собой серьезные душевные переживания. Абсурдно?! Но именно на таких основаниях и «состряпано» дело.

Тем не менее, несмотря на абсурдность ситуации, в отношении Церкви было возбуждено еще одно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 239 УК РФ (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью). Как пояснил представитель прокуратуры в зале Верховного суда РФ, в настоящее время оба этих дела объединены в одно производство.

В свою очередь прокуратура Хабаровского края обратилась в суд с заявлением о ликвидации Церкви и запрете ее деятельности на территории Хабаровского края. 27 апреля 2011 г. Хабаровский краевой судудовлетворил требования прокуратуры.

При этом в обоснование решения были положены помимо вышеуказанного психиатрического исследования, так называемое религиоведческое исследование, проведенное неким специалистом Иванишко И.В., членом экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ по Хабаровского краю и ЕАО, о научности которого можно судить по используемой терминологии: «религиозная организация "Благодать" относится к неопятидесятническому религиозному движению и признается деструктивной религиозной организацией сектантского типа… Методы воздействия на сознание человека, применяемые на религиозных мероприятиях церкви христиан веры евангельской "Благодать" и ей подобных неопятидесятнических сект, несут опасность для психического и физического здоровья граждан и должны расцениваться как психическое насилие». Думаю, комментарии излишни.

Но, конфессиональную ангажированность и ненаучность данных экспертиз суд не только не заметил, но и обосновал выдержками из экспертных заключений свое решение:  «Таким образом, в судебном заседании совокупностью доказательств подтвержден факт того, что со стороны МРО "Благодать" имеются действия, посягающие на личность, права и свободы граждан, а также наносящие ущерб нравственности и здоровью граждан. Данные действия выражаются в использовании МРО "Благодать" методик ("Альфа-курс", Трес диас, инкаунтер, громкая молитва, приводящая к разговору на "иных" языках, ритуалы наложения рук на голову и тело человека "Сошествие Святого Духа"), каждая из которых в отдельности и все вместе содержат в себе элементы внушения, самовнушения, психологического манипулирования, осуществляемых на фоне измененных "трассовых" состояний сознания, то есть воздействуют на психическое состояние граждан. Действиями МРО "Благодать" нанесен ущерб здоровью граждан».

Между тем, любой студент факультета религиоведения заметит вопиющую религиоведческую неграмотность как исследований, так и решения суда. То, что называется в исследовании и решении «методики», на самом деле являются:

- катехизическими программами ("Альфа-курс", Трес диас, инкаунтер; кстати, «Альфа-курс» проводится в большинстве христианских конфессий, включая православную, римско-католическую и протестантскую церкви различных деноминаций, пусть и не всеми в этих конфессиях это одобряется),

- или распространенными в христианстве религиозными практиками (возложение рук или молитва на иных языках и сошествие Святого Духа, также присущие не только пятидесятникам).

Невольно задаешься вопросом, как суд, который должен быть объективен и беспристрастен, не только не отнесся критически к безграмотным «исследованиям», но и без веских оснований приговорил к ликвидации Церковь, годами существующую на территории данного края, имеющую многочисленные благодарственные письма от Администрации края и социальных учреждений за проводимую ею безвозмездно работу. Более того, невозможно не обратить внимание на тот факт, что из более чем 600 членов Церкви лишь трое якобы были психологически травмированы, да и те не были ее членами. А остальные шестьсот человек активно пытаются защищать своего пастора и Церковь. Свидетельство этому многочисленные просьбы членов Церкви о помощи, размещенные на различных сайтах и в социальных сетях.

Хотелось бы согласиться со словами известного адвоката Анатолия Пчелинцева, который отметил, что при таком подходе, с учетом равенства всех конфессий перед законом, можно будет говорить и о ликвидации и запрете деятельности РПЦ с ее ритуалами, "благовониями", "наложениями рук", "отчитками" с окроплением "святой водой" и наложениями Креста, длительными постами, монотонными молитвами, многочасовыми ночными стояниями, обетами безбрачия, монашескими практиками и т.д. 

5 июля 2011 года свое авторитетное мнение по данному делу высказал Верховный суд РФ, которыйотменил решение Хабаровского суда и направил дело на новое рассмотрение.

Но, несмотря на это, буквально на следующий день после решения Верховного суда в рамках уголовного дела начались массовые допросы верующих в г. Хабаровске. Таким образом, для верующих сохраняется вполне реальная угроза уголовного преследования в ситуации, когда даже в рамках гражданско-правового производства претензии к их организации были отвергнуты Верховным судом. И это уголовное преследование осуществляется на основе некритичного принятия следствием психиатрического заключения, не способного отличить религиозные переживания от психического расстройства.


Автор:  Инна Загребина, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву
Источник:  http://www.sova-center.ru/religion/publications/2011/07/d22080/




также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru