Инна Загребина. Господа, к Вам едет ревизор… За деятельностью религиозных объединений стал надзирать новый орган - Росреестр28 Июня 2011
Несмотря на то, что статья 25 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о деятельности религиозных объединений» наделяет правом прямого контроля за деятельностью религиозных объединений всего два органа: прокуратуру и Минюст, однако за последнее время кто только не приходил в религиозные организации с проверками. В прошлом году в Саратове и Сыктывкаре в протестантские церкви с проверкой приходило Общество защиты прав потребителя, в том же Саратове приходили представители экологического союза. В этом году обозначился новый орган, претендующий на осуществление надзорных функций за деятельностью религиозных организаций - Росреестр. 18 мая 2011 года Заместителем начальника Ногинского отдела Управления Росреестра по Московской области было вынесено Постановление о назначении административного наказания по ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее, КоАП РФ) в отношении пресвитера поместной евангельской церкви г. Ногинска. В Постановлении указывается, что «в ходе проверки установлено, что земельный участок используется не по целевому назначению, поскольку используется для проведения богослужений, собраний, религиозных обрядов и церемоний религиозной организацией, которая зарегистрирована как юридическое лицо по данному адресу. Между тем, Церковь по данному адресу зарегистрирована, как это не парадоксально, Управлением Министерства Юстиции РФ по Московской области, которое в соответствии с требованиями п. 1 ст. 12 Федерального закона № 125 уполномочено проверять документы регистрируемой организации на соответствие их требованиям законодательства РФ и наделено как указывалось выше правом прямого контроля. Несмотря на это, Росреестр, по-видимому посчитал, что лучше разбирается в законодательстве регулирующем деятельность религиозных организаций и уж тем более, лучше знает, какой адрес можно предоставлять в качестве местонахождения постоянно действующего руководящего органа, а какой нет. По словам адвоката, более пятнадцати лет занимающегося вопросами государственно-конфессиональных отношений Анатолия Пчелинцева Постановление было вынесено при полном игнорировании фактов, без исследования требований действующего законодательства и без должной проверки обстоятельств дела. Тогда как в соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушения. Между тем, в соответствии с требованиями ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Хотелось бы обратить внимание читателя, что согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 сентября Данная диспозиция содержит прямое указание на беспрепятственное проведение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний в жилых помещениях и является одной из гарантий реализации гражданами права на свободу совести. Более того, согласно п. 6 ст. 3 вышеуказанного закона воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания запрещается и преследуется по закону. Пункт 2 статьи 17 Жилищного кодекса РФ допускает “использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение”. Абсолютно очевидно, что, указывая адрес жилого помещения в качестве местонахождения постоянно действующего руководящего органа речь о “размещении” религиозной организации и уж тем более об использовании земельного участка не по целевому назначению не идет, а лишь предоставляется адрес жилого помещения для нахождения постоянно действующего органа. Очевидно, что “размещение организации” по спорному адресу и адрес места нахождения, то есть адрес, по которому можно найти при необходимости религиозную организацию понятия не тождественные. Размещение адреса места нахождения постоянно действующего органа организации в жилом помещении не препятствует основному предназначению жилого помещения – проживанию граждан и как следствие не может повлечь за собой нарушение ст. 8.8 КоАП РФ. Согласно Письму Минюста России № 08-18-257-97 от 24 декабря 1997 года «О методических рекомендациях по применению Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не запрещается использование жилого помещения в качестве офисного помещения. Также следует обратить внимание на тот факт, что благотворительные и коммерческие организации пользуются правом регистрироваться по месту жительства их учредителей и руководителей. Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 11 августа Таким образом, прямого запрета на использование в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего органа религиозной организации жилого помещения в действующем законодательстве нет. Более того, следует отметить, что в данном случае нарушены права и свободы пастора, как человека и гражданина. Автор: Инна Загребина
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |