Документ. Резолюция международного научно-практического семинара «Права и свободы человека, защита национальных меньшинств в Российской Федерации» (24–25 мая 2011 г. Саратов, Россия)

2 Июня 2011

РЕЗОЛЮЦИЯ

 Международного научно-практического семинара «Права и свободы человека, защита национальных меньшинств в Российской Федерации»

24–25 мая 2011 г. Саратов, Россия

В рамках проекта BRIDGE – Укрепление взаимопонимания и взаимоотношений между странами Европейского союза и Украиной, Беларусью, Молдовой и Россией»(2008–2012), 24–25 мая 2011 г. в г. Саратове (Россия), был проведен семинар на тему «Права и свободы человека, защита национальных меньшинств в Российской Федерации». 

Семинар был организован координатором BRIDGE – Институтом этнических и региональных исследований (ISCOMET), г. Марибор, Словения совместно с Поволжской академией государственной службы имени П.А. Столыпина, г. Саратов, Россия. 

В семинаре принимали участие эксперты из 11 субъектов РФ: Москва, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Ставропольский Край, Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Кабардино-Балкарская республика, Московская, Оренбургская область, Самарская и Саратовская области. В числе гостей семинара были известные ученые, политики представители аппарата Уполномоченного по правам человека, лидеры национально-культурных объединений, главы представители министерств культуры и национальной политики субъектов РФ, эксперты по религиозным и этническим проблемам. В работе семинара приняли участие 10 членов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (г. Москва). 

Обсудив особенности современной ситуации в области прав и свобод человека и защиты национальных и конфессиональных меньшинств в Российской Федерации участники семинара отмечают существенный прогресс, достигнутый в этой сфере за последнее десятилетие. Отмечается как исключительно важный факт соответствие российских законов о правах и свободах человека международным стандартам, выраженным следующими документами: Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950); Заключительный акт Хельсинского совещания СБСЕ (1975), Заключительный акт Венского Совещания СБСЕ (1989), Заключительный акт Копенгагенского совещания СБСЕ (1990), а также другим документам ООН и ее специализированных подразделений, решениям Европейского Суда по правам человека, документам Совета Европы; Рекомендациям Верховного Комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ. 

В тоже время, по мнению экспертов, выступавших на конференции, в Российской Федерации имеют место случаи нарушения действующего законодательства, приводящие к ущемлению прав национальных и религиозных меньшинств, к нарушению гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека. Пробелы и коллизии в нормативно-правовых актах по ряду аспектов этнокультурной политики и политики государства в сфере свободы совести, отсутствие должного контроля государственных структур и правоохранительных органов за соблюдением законодательства создают поле для коррупционных преступлений и дискредитации государственной политики Российской Федерации.

В ходе работы семинара участниками в рабочих группах и на пленарных заседаниях были выработаны следующие рекомендации государственным органам и институтам гражданского общества. 

1. Поддержать стремление Президента, законодательных органов РФ, правительственных структур по дальнейшему приведению законодательства РФ, нормативно-правовых актов РФ в соответствие с международными актами, гарантирующими соблюдение законных прав и свобод национальных и религиозных меньшинств и рекомендовать подписать и ратифицировать все международные документы, провозглашающие равноправие и запрет на дискриминацию, участником которых Россия еще не является (например, протокол № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; Конвенцию 1990 г. о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей, Европейскую Конвенцию о гражданстве 1997 г. и др.), а также обеспечить всестороннее и эффективное выполнение этих договоров на национальном уровне. 

2. Считаем необходимым привлекать на постоянной основе представителей российского научного сообщества к проведению регулярного мониторинга и представлять в органы власти всех уровней информацию о соблюдении международных пактов и конвенций о правах меньшинств в РФ. 

3. Предлагаем активнее привлекать экспертное сообщество и неправительственные организации к подготовке открытых докладов о состоянии в сфере прав и свобод национальных и конфессиональных меньшинств в РФ. 

4. Ускорить принятие Концепции государственной этнокультурной политики. 

5. Инициировать обсуждение в СМИ, в научном сообществе, общественных организациях вопроса о необходимости принятия Федерального закона «Об основах этнокультурной политики Российской Федерации». 

6. Для более четкого осуществления государственной политики в вопросах сохранения культуры и развития идентичности народов Российской Федерации считаем целесообразным создать федеральный орган (например, Министерство по делам национальностей), в том числе возложить на него ответственность за координацию деятельности в сфере государственно-конфессиональных отношений. 

7. Поддержать введение должности Уполномоченного по правам человека во всех субъектах РФ. 

8. Внедрить и повысить эффективность превентивных мер по преодолению имеющихся проявлений нарушения прав человека, в частности, путем: воспитания уважения к культурному, этническому, мировоззренческому и конфессиональному многообразию у представителей государственной власти во всех сферах жизни общества, в особенности у полиции, судей и других представителей правоохранительных органов, военнослужащих, преподавателей и других работников образования, здравоохранения и социального обеспечения.

9. Создавать и поддерживать информационные программы по борьбе с дискриминацией, ксенофобией и нетерпимостью на федеральном, региональном и местном уровне и содействовать деятельности неправительственных организаций в борьбе с их проявлениями. Возобновить Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». 

10. Активизировать правовоспитательную работу по повышению правовой грамотности населения и искоренении правового нигилизма в сфере этнокультурных отношений.

Включить в учебные программы образовательных учреждений спецкурсы по правовым аспектам межнациональных отношений.

Проводить в общероссийском масштабе молодежные фестивали национальных культур, поддерживать практику молодежных обменов, проведения научных конференций, образовательных форумов, школ, мастер-классов, способствующих разрушению негативных этнических стереотипов.

11. Создание структур бесплатной правовой помощи мигрантам и представителям национальных меньшинств в вопросах законодательства РФ, регулирующего порядок миграции, регистрации, оформления на работу, деятельность национально-культурных организаций и конфессиональных групп.

12. Ускорить работу над проектом Концепции миграционной политики Российской Федерации, четко отразив в ней гарантии прав вновь прибывающих на территорию РФ граждан и создание условий для их культурной самоорганизации.

13. Предлагаем продолжить совершенствование российского законодательства о свободе совести, максимально приблизив его к международным стандартам и нормам в этой сфере. Разработать общенациональную Концепцию по вопросам государственной политики в сфере свободы совести.

14. Рекомендуем обратить особое внимание структур федеральных структур (министерства юстиции, прокуратуры и судебных ведомств) на правоприменительную практику в части обеспечения конституционных прав граждан на свободу совести, на реализацию законных прав и интересов национально-культурных и религиозных объединений.

15. Полагаем возможным создание общенационального (с филиалами в субъектах РФ) Центра по комплексной экспертизе литературы и других информационных материалов религиозного содержания, возложив на него обязанность проведения экспертиз по судебным делам по борьбе с экстремизмом и терроризмом, по подготовке и повышению квалификации экспертов.

16. Вести работу по совершенствованию федерального законодательства в области социогуманитарных экспертиз, уделив внимание правовому статусу эксперта, с обязательным закреплением светского образовательного ценза и уровня профессиональной подготовки; а также конкретизации требований к содержанию и порядку проведения экспертиз.

17. Предлагаем передать рассмотрение дел о признании материалов экстремистскими из компетенции районных судов в суды высших инстанций.

 Участники семинара обращаются к координатору проекта BRIDGE доктору наук, профессору Сильво Деветаку и ректору ПАГС, доктору исторических наук, профессору Сергею Юрьевичу Наумову с просьбой передать рекомендации, содержащиеся в данной Резолюции, целевым структурам Европейского Союза и властным структурам стран-членов ЕС, а также органам власти Российской Федерации федерального и местного значения.

 Данная резолюция была разработана на русском и английском языках.

 

25 мая 2011 г., г. Саратов






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru