Начальствующий епископ РЦ ХВЕ Эдуард Грабовенко: «Мы должны позиционировать церковь как ответ для общества и делать ее открытой и доступной для СМИ»

28 Мая 2011

- В декабре 2009 года Вы были избраны на пост начальствующего епископа одного из крупнейших евангельских союзов в нашей стране - Российской Церкви христиан веры евангельской. Какое место занимает Ваш союз среди других протестантских церквей в целом и среди объединений пятидесятников в частности, исходя из его истории. Какие церкви входят в этот союз – более традиционные или харизматические?

- История показывает, что евангельский дух, под которым мы подразумеваем приоритет Писания над обрядовостью, исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и любви к ближнему, востребован в российском обществе. Те духовные и морально-нравственные ценности, которые несет Божье Слово, как никогда нужны нашей стране. Плодом евангельского движения стали 1600 церквей в 70 субъектах РФ только в составе РЦ ХВЕ. Церковь доказала свою жизнеспособность. Сегодня она является самодостаточной, способной к дальнейшему росту и развитию. Наши цели – укрепление духовных, Божественных ценностей в обществе на основании Божьего Слова.

Одним из величайших достижений РЦ мы считаем единство духа: в составе объединения общины c разными формами служения. В Писании сказано: «Служения различны, но дух один и тот же» (1Коринфянам12:5). Нас объединяют не формы служения, но общие духовные ценности, общие корни. Ценным является то, что мы сохраняем преемственность поколений, рукоположения. Времена меняются, люди меняются, меняются и формы служения, но Дух Божий и плоды служения остаются прежними.

- Каковы в настоящее время основные направления деятельности, цели и задачи РЦ ХВЕ, связанные с развитием и миссионерской деятельностью Церкви?

- Наша цель – донести вечное Божье Слово до каждого человека, живущего в нашей стране. Одна из самых больших проблем в России, по моему мнению, это отсутствие духовных и нравственных основ в обществе. Именно это привело нашу страну к сегодняшнему состоянию: 42,5% алкозависимых (по данным Росстата), высокий уровень смертности среди молодежи из-за употребления наркотиков и т.д. Наше общество нуждается в божественных ценностях, чтобы оно было здоровым и благословенным. Верю, если все церкви перестанут заниматься самоутверждением, доказывая друг другу, кто лучше или хуже, и объединятся, мы сможем многое сделать. Думаю, людям, погибающим от грехов, не интересны наши разногласия, им нужна помощь в их проблемах. В Библии есть ответ для нашего современного общества. Поэтому наша задача сделать Божье Слово доступным для каждого человека, живущего в нашей стране.

- Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний момент является проблема поддержки социально ориентированных организаций, в том числе и религиозных. Каково Ваше понимание значения социального служения?

- Социальное расслоение общества существовало во все времена. В Писании, когда женщина принесла алавастровый сосуд с миром и вылила на голову Иисусу, многие посчитали, что было бы лучше потратить деньги на социальное служение. Однако Иисус сказал: «Ибо нищих всегда имеете с собою… а Меня не всегда имеете» (Евангелие от Марка 14:7). Сегодня мы видим и отсутствие Бога в жизни людей и большое социальное неравенство.

Серьезные проблемы переживает институт семьи: из 10 браков 8 распадаются, каждый второй ребенок воспитывается без отца, гражданские браки освобождают «супругов» от ответственности, и, в конце концов, приносят только разочарование.

У молодежи поменялись ценностные приоритеты: многие считают, что для финансового успеха нужно быть ближе к государственному бюджету. Это, кстати, пережитки советского мышления, когда все старались быть ближе к партаппарату, чтобы получать спецпайки, ездить на спецмашинах, жить на спецдачах.

Именно поэтому мы должны сделать все возможное для помощи людям в переоценке ценностей, изменении мышления. Чтобы каждый человек понимал, что блаженнее отдавать, чем принимать.

Может быть, такое слово как «десятина» режет слух, но это Божий принцип сеяния и жатвы: когда мы отдаем, Бог дает нам еще больше. Эти принципы работают. Тем людям, которые следуют Божьему Слову, уделяют для вдовы, помогают сироте, поддерживают нуждающегося, Господь дает возможность больше зарабатывать. Уверен, именно понимание нужд нашего общества, когда мы заботимся о незащищенных гражданах, освобождает нас от жадности, эгоизма, неспособности творить добро.

На мой взгляд, не только Церковь, но и общество в целом должно быть способным заботиться о своем народе, помогать нуждающимся. Прежде всего, вдовам, сиротам, пожилым людям, которые сегодня вынуждены выживать. Не нужно оставлять работу по реабилитации алко- и наркозависимых, служение в тюрьмах и работу с бездомными, но следует больше проводить и профилактической работы, чтобы было меньше необходимости в центрах по работе с алко- и наркозависимыми. Если Церковь при содействии государства будет пропагандировать здоровый образ жизни, нравственные ценности, не будет необходимости в подобных центрах. Пока они есть, Российская церковь ХВЕ принимает и будет принимать в этой работе активное участие.

- Какие социальные проекты в настоящее время осуществляются в объединениях РЦХВЕ, какие из них наиболее успешные, есть ли какая-либо статистика ребцентров для нарко и алкозависимых и т.д.?

- На территории России от РЦ ХВЕ действует около 300 центров для алко- и наркозависимых. Если взять отдельный регион, например, Пермский край, при церкви, в которой я являюсь пастором, работает 4 таких центра. 42 % из тех, кто проходит реабилитацию не возвращаются к зависимости. Считаю, это высокий процент, но еще недостаточный, чтобы говорить об успехе. Знаю, что в некоторых регионах, например, в Сибири, Иркутской и Кемеровской областях, работа поставлена на высоком уровне. Я благодарен пасторам наших церквей за то, что они видят необходимость этого служения, создают центры, в которых люди могут восстанавливаться и возвращаться к нормальной жизни.

Кроме того, ведется работа с лицами без определенного места жительства. В 25 регионах РФ проводится профилактика детской безнадзорности. В ряде регионов ведется работа с условно осужденными подростками: один раз в месяц проходят встречи духовно-нравственного воспитания, чтобы условно осужденная молодежь могла вернуться к нормальному образу жизни. Во всех регионах церкви служат в детских домах, интернатах, приютах, спецшколах. Детям привозят подарки, устраивают праздники, находят время для общения. То, о чем говорит Писание, забота о вдове и сироте, является приоритетом в социальном служении каждой из наших церквей.

- Судя по Вашему опыту руководителя, в том числе одной из крупнейших церквей в России – пермской церкви «Новый завет», насколько сложно или наоборот легко в нашей стране проповедовать неправославным христианам, и каковы перспективы развития и роста евангельского движения?

- Проповедовать, наверное, никогда не бывает сложно, сложно найти людей, которые умеют слушать. А еще людей, которые хотят проповедовать. Часто наши церкви увлекаются внутрицерковными программами, пасторы обеспокоенны комфортом людей, которые приходят в церковь, мы больше интересуемся обновлением кресел, увлекаемся популярными учениями о том, как преуспевать или не болеть и т.д., вместо того, чтобы открыть свои двери для проповеди Евангелия.

Парадокс, но на вопрос, являются ли люди верующими, они отвечают положительно, хотя при этом могут и не верить в Бога. Что же люди вкладывают в понятие веры? Что они имеют ввиду, когда причисляют себя к той или иной конфессии? Такая же ситуация и в других странах. В США формально все являются верующими, но многие ведут безбожный образ жизни. Одно дело, когда вера является формальной частью культурного наследия, совсем другое, когда это результат личных отношений человека с Богом. Думаю, в нашей стране не получится делить людей по принадлежности к конфессиям.

Сегодня стоит вопрос не о распространении евангельского движения в России, а о проповеди Божьего Слова, Евангелия. Я бы советовал всем пасторам, священникам меньше увлекаться разногласиями и разночтениями, а пойти в народ, чтобы принести вечное Божье Слово, Библию, в каждый дом. Многие спрашивают меня, почему мы идем в поселки и деревни. Плохо, если какая-то из христианских конфессий еще этого не делает. Если мы не будем этого делать сегодня, скоро просто некуда будет идти. Люди спиваются, молодежь погибает от наркотиков. Такое чувство, что враг уже давно стоит у порога наших домов, а мы этого не видим. Печально, когда мы ищем врага в той или иной конфессии, считая их чуждыми для себя, а алкоголизм и наркоманию принимаем как родственников, которые никогда не покидали наш дом. По статистике, 100 000 молодых людей ежегодно умирает от наркотиков, 80 % всех преступлений совершается на почве алкогольного опьянения. Думаю, нужно бороться не с конфессиями, а с аморальным образом жизни. Успешными будут те церкви, которые служат людям.

Нам нужна соль – Божье Слово, которое не позволит обществу разложиться. Кто думал, что сегодня нам нужно будет утверждать институт семьи и брака? Либеральные ценности настолько преобладают в обществе, что человек может определиться самостоятельно, кем быть, мальчиком или девочкой. Раньше это было известно при рождении. Сегодня человеку дают такое право. Думаю, нам нужно объединить усилия, независимо от наших конфессиональных взглядов, для борьбы с тем злом, которое существует в обществе. Прежде всего, это грех. Нам нужно нести Божье Слово людям.

-Как Вы оцениваете нынешнюю религиозную политику государства, каковы основные проблемы в отношениях церквей с чиновниками, что бы Вы хотели изменить?

- За всю свою историю Россия не имела столько свобод, сколько есть сейчас. Поэтому мы не можем сказать, что у нас все плохо. Впервые мы можем свободно собираться вместе с нашими детьми, чтобы помолиться Богу. Когда я был ребенком, родители меня будили ночью, чтобы пойти помолиться в церкви. Представители школ приходили и стояли у дверей церкви и записывали всех, кто приводил своих детей на служения, привлекали пасторов к уголовной ответственности за то, что собрания церкви посещают дети. Были более сложные времена, чем сегодня.

Самая большая проблема в современном обществе – это предрассудки. Некоторые чиновники подвержены предрассудкам точно так же, как и во времена Иисуса. В Писании сказано, что всегда будут люди, недовольные тем, что кто-то желает жить благочестиво. (2 послание Тимофею, 3:12) К сожалению, когда человек в прошлом был коммунистом, а сегодня стал приверженцем одной из конфессий, то он уже не смотрит на закон, но полностью поддерживает свою конфессию, как когда-то поддерживал партию. Поэтому в некоторых регионах ситуации доходят до абсурда. При обращении к чиновнику за разрешением вопроса, выясняется, что нужно сходить к тому или иному представителю конфессии, т.к. он его духовный наставник. И если наставник даст разрешение, то и чиновник согласится с ним. Вопрос: конституция потеряла силу? В каком обществе мы живем? Хотелось бы видеть исполнение конституции чиновниками, чтобы были равные возможности для каждого. Этого достаточно для полноценного и мирного развития и жизни.

Не думаю, что нужно что-то менять, но нужно больше говорить о той работе, которую делает церковь. Если люди будут знать о том, что мы делаем, в обществе будет меньше предрассудков. Пока нами только пугают детей и друг друга в ряде СМИ. Не знаю, делается ли это с целью пропаганды или поднятия собственного рейтинга. Рейтинг у «телевизора» в последнее время стремительно падает. Многие люди его уже просто не включают.

- Вы руководите пятидесятнической церковью в Перми с 1991 года. Что было самым сложным в строительстве церкви, в создании общины, в отношениях с обществом и властями, исходя из Вашего опыта?

- Самое сложное в устройстве церкви, как я уже сказал раньше, это предрассудки в обществе. Какое-то время власть пыталась нас не замечать, не обращать внимания. Как религиозная организация мы 14 раз обращались с просьбой выделить землю под строительство здания, но никогда не получали согласия. Хотя, с другой стороны, некоторые политики и высокопоставленные чиновники города пытались с нами заигрывать: встречались, давали обещания, но ничего не делали. В результате, мы приобретали имущество самостоятельно, что всегда вызывало резонанс в обществе. Все это было минусом для местных политиков и чиновников.

Не могу сказать, что у нас есть какие-то большие проблемы. Те церкви, которые хотят работать и служить, привыкают к существующим трудностям и работают. Не думаю, что евангельским церквям сложнее созидать церкви, чем другим. Работа с людьми, возможность коснуться сердца человека очень непростое служение. Вы знаете, что никто никого не заставляет ходить в храм, люди идут по зову сердца. Если люди идут в евангельскую церковь, значит, церковь является ответом для этих людей. Я благодарен Богу за то, что мы с другими пасторами и служителями доносим Божье Слово людям таким образом, что это отзывается в их сердцах, и наши служения наполнены людьми, обращающимися к Богу. Считаю, что нам нужно больше служить людям, больше идти в народ, служить нуждающимся, а все остальное приложится. Нам нужно просто приводить людей ко Христу.

Помню время, когда мы только приехали и начинали церковь, и проходили через очень сложные моменты в своей жизни, в том числе и материальные. Но мы всегда с радостью ездили в поселки, служили, посещали, благовествовали. Для меня всегда было привилегией служить Богу и людям. Считаю это лучшим временем в жизни.

- Нужно ли, на Ваш взгляд, протестантским церквям участвовать в общественно-политической жизни страны? Достаточно ли они представлены в СМИ, осознают ли необходимость представления своей церковной и социальной деятельности, своих взглядов на те или иные события, в информационной сфере?

- Евангельские церкви в России могут принимать участие в общественной и политической жизни страны. Но я бы не рекомендовал пасторам и церквям это делать. Считаю, что мы должны быть аполитичны. Когда мы смотрим на политиков, которые говорят одно, а происходит другое, то вспоминаем Писание: «… да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Евангелие от Матфея 5:37). Втягивать церковь в политические игры не имеет смысла. У политиков есть свои, не всегда благочестивые способы достижения поставленных целей. Один из политиков однажды сказал: «Там, где начинается политика, заканчивается мораль». Я бы не хотел, чтобы церковь сначала оказала поддержку той или иной партии, а потом бы оказалось, что поддержку и одобрение получили ценности, противоречащие библейскому Писанию.

Как служитель я принял решение, что буду пастором для людей с любыми политическими взглядами. Сегодня в церкви несколько поколений людей, каждое из них придерживается своих политических взглядов. Со своей стороны я призываю молиться Богу за начальства, власти, страну, президента, исполнительную и законодательную власти. Не рекомендую ни себе, ни другим пасторам и служителям позволять втягивать себя в политику. Считаю, это чревато последствиями. Не хотел бы, чтобы когда-либо с церковью сводили счеты как с политической организацией. Церковь – это институт, созданный Богом, куда каждый может прийти, примириться с Ним, поправить свои отношения с Создателем, измениться. Цель Церкви: из плохих сделать хороших, из незрелых - зрелых, из молодых - сильных мужчин и женщин, которые смогут создать крепкие семьи. Нам нужно нести и пропагандировать здоровые благословенные ценности, которые будут укреплять наше общество и будут благословением для государства. Отдельные граждане, члены церкви, могут заниматься и политической и общественной деятельностью, но вне рамок конфессии. Это мое глубокое убеждение.

Что касается позиционной рекламы деятельности церкви, считаю, это необходимо. Наши отцы больше руководствовались принципом «пусть левая рука не знает, что делает правая» (Евангелие от Матфея 6:3). Но в истории Церкви был такой случай, когда апостола Павла, римского гражданина, схватили и били, а потом хотели тайно отпустить, но он потребовал, чтобы его доброе имя было восстановлено прилюдно (Деяния апостолов 16:36, 37). Я думаю, за годы атеистической пропаганды евангельское движение сильно пострадало. Сегодня мы до сих пор слышим отголоски этой пропаганды, когда евангельских верующих публично называют сектантами в средствах массовой информации. Поэтому нам нужно говорить о том добром, что мы делаем для нашего общества. Евангельские церкви не состоят только из бывших заключенных, алкоголиков и наркоманов, но это и лучшие люди в нашей стране: педагоги, профессоры, специалисты, предприниматели. Мы должны больше позиционировать церковь как ответ для общества и делать ее открытой и доступной для СМИ.

- Как складываются отношения РЦ ХВЕ с Православной церковью, с другими христианскими церквями, каким Вы видите общий межхристианский диалог в России и роль в нем православия?

- Отношения РЦ ХВЕ с РПЦ и другими конфессиями складываются достаточно позитивно и продуктивно. Патриарх Кирилл говорит о том, что есть много общего между православными и евангельскими церквями в России. Уверен, есть многое, что могло бы объединить нас: это и пропаганда здорового образа жизни, и утверждение института семьи, и обучение детей заботе о родителях. Мы часто слышим слова, что дети – наше будущее. Думаю, что у наших детей будет хорошее будущее, если мы будем больше использовать библейский принцип «почитай отца и мать, и будешь долголетен на земле» (Исход 20:12). Если мы будем почитать своих родителей, а также пожилых людей и учить этому наших детей, то и наши дети позаботятся о нас в нашей старости.

Во всех духовно-нравственных, социальных направлениях мы должны выходить на более высокий уровень межконфессионального сотрудничества, диалога и вместе восполнять нужды нашего народа. Уверен, сегодня нам нужно меньше смотреть на то, как государство может помочь нам, но искать, как мы можем укрепить наше государство и быть благословением для него. Надо взращивать достойных граждан нашей страны, обладающих морально-нравственными ценностями. Чтобы чиновники не брали взятки, а милиционеры не применяли пытки, и в обществе были люди, которые любили бы свою страну. Коррупция начинается там, где мы, стараясь уйти от штрафа, нарушаем закон. Странно, когда мы думаем, что законы создаются, чтобы их нарушать. Нужно менять мышление общества и невозможно сделать это в рамках одной конфессии. Необходимо объединиться вокруг Иисуса Христа, молиться о том, чтобы Бог укрепил нашу страну и благословил. Между нами есть диалог в рамках Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) и Консультативного совета глав протестантских церквей России (КСГПЦР). Вместе мы проводим молитвенные завтраки и социальные мероприятия. У Российской церкви ХВЕ не возникает трудностей в общении с другими конфессиями. Мы открыты к партнерству со всеми здравыми, разумными представителями конфессий, придерживающимися Божественных ценностей.

Верю, Бог благословит нас и даст нам все необходимое для жизни и благочестия.

Журнал «Религия и право», №2, 2011


нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru