Игумен Петр (Еремеев): Переезд Музея Москвы из нашего храма затянулся на 19 лет16 Мая 2011
В интервью Накануне.ru ректор Российского православного университета, настоятель храма Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади игумен Петр (Еремеев)прокомментировал распоряжение мэра Москвы С.С. Собянина о переезде Музея Москвы из помещений Иоанно-Богословского храма в «Провиантские магазины». ― Мэр Москвы Сергей Собянин распорядился начать реставрацию Иоанно-Богословского храма и перевести экспозиции Музея Москвы в комплекс «Провиантских магазинов» на Зубовском бульваре. Можно ли говорить о том, что Вы увидели свет в конце тоннеля? ― Эта новость умножила пасхальную радость всех прихожан, поскольку теперь появилась уверенность в том, что мэр, взяв под контроль вопрос ремонта храмового комплекса и перевода экспозиции Музея Москвы в «Провиантские магазины», доведет дело до конца. Прежнее московское руководство без малого 19 лет держало общину на улице. Все права на этот храм у Церкви были, но верующие ни разу не смогли собраться на молитву под его древними сводами. Начиная с сентября прошлого года, мы молимся каждый воскресный день на улице возле храма. Так происходит и в холод, и в дождь, и в снег. Хочется надеяться, что в ближайшее время ситуация в корне изменится. Слову мэра мы верим. Мы рассматриваем его решение не только как шаг навстречу Церкви, но как доброе дело для музея. Его экспозиции наконец-то получат достойные помещения и смогут радовать всех, кому интересна история столицы. Москвичи получат полноценный музей, а не изуродованный для выставочной деятельности храм. Мало кто знает, что площади нашей церкви не позволяют выставлять даже одного процента тех сокровищ, которыми располагает музей. Если решение Сергея Собянина о переезде музея и возрождении храма будет выполнено, то от этого польза будет всем. Сегодня мы уже думаем о предстоящей реставрации храма. У нас есть информация от руководства Москомнаследия о том, что в ближайшие время будут выделены средства для того, чтобы летом провести первоочередные ремонтные работы. ― Сейчас наверху не кресты, а трава и даже небольшие деревья... ― Да, к сожалению это так. Купола и крыша находятся в неудовлетворительном состоянии. Течи в кровле наносят серьезный ущерб кладке, мокрые разводы на сводах храма об этом красноречиво свидетельствуют. Снаружи можно невооруженным глазом наблюдать, как разрушаются декоративные элементы фасада храма. Именно поэтому ремонт, реставрацию храма целесообразно начать с куполов и крыши, после этого или параллельно можно будет приступать к фасаду и внутренним пространствам храмовых строений. ― Неужели за минувшие 19 лет церковные и светские власти не могли договориться о том, чтобы передать храм верующим? ― Постановление Правительства Москвы о передаче храма Русской Православной Церкви появилось в 1992 году. Представители Святейшего Патриарха получили свидетельство о праве безвозмездного пользования храмовым комплексом и охранный договор, по которому вся ответственность за правильную эксплуатацию здания возлагалось на Церковь. Все эти годы Церковь обращалась к московским властям с просьбой обеспечить исполнение их собственного решения. Руководство города вначале просило отложить переезд музея до 1997 года, поскольку музей участвовал в ряде выставочных программ, приуроченных к 850-летию Москвы. После того, как праздник прошел, власти благополучно забыли о своем обещании. Из последующей переписки Патриарха и мэра видно, что городские власти обещали решить эту проблему буквально со дня на день, но ничего так и не было сделано. В 2006 году Правительство Москвы добилось того, что комплекс «Провиантских магазинов» знаменитого архитектора Василия Стасова был передан Министерством обороны в ведение города. Тогда-то сюда и было решено перевести Музей Москвы для организации полномасштабного музейного комплекса. Площади новых зданий превышают пространство храмовых строений в десять раз. В 2008 году ремонтные работы в большинстве зданий «Провиантских складов» были завершены, и Церковь ожидала, что храм вот-вот передадут верующим, однако ровным счетом ничего не изменилось. Ситуация для нас не очень понятна, ведь согласно официальной информации, за эти два с небольшим года новый музейный комплекс посетили более 700 тысяч человек, здесь прошло около 25 крупных выставок. То есть можно с уверенностью констатировать, что «Провиантские магазины» стали весьма популярным музейным пространством, однако, музей вместо перевода сюда двух небольших экспозиций из храма и перемещения сотрудников отдал все выставочное пространство под новые проекты. Именно поэтому, начиная с прошлого года, наша община стала обращаться к руководству музея и департамента культуры города за разъяснениями ситуации. Свое обращение мэру по этому вопросу направил Святейший Патриарх Кирилл. ― Время от времени появлялась информация о том, что Вы и директор музея Москвы Галина Ведерникова договорились о неком плане поэтапного вывода музея. Да и на совещании в прошлую пятницу Сергей Собянин поручил своему заместителю Людмиле Швецовой разработать график переезда экспозиций и запасников в «Провиантские магазины». Вы уже представляете, как музей будет освобождать площади? ― До решения мэра у нас были рабочие встречи с дирекцией музея, руководством Департамента культуры Москвы и заместителем мэра Людмилой Швецовой. С осени прошлого года мы предлагаем разработать поэтапный график переезда музея. На первом этапе целесообразно освободить сам храм и примыкающее к нему здание с пустыми залами, которые музей до сих пор использовал под «гостевые» временные выставки. При доброй воле не составляет труда переместить несколько десятков музейных витрин из храма в «Провиантские магазины», где имеется как минимум 10 тысяч квадратных метров готового музейного пространства. Затем или параллельно в новые, уже давно отремонтированные офисные здания комплекса «Провиантских» должны переехать дирекция и службы музея. Третий этап ― это перемещение запасников музея. С переездом фондов мы изначально никого не торопили. Музей должен был подготовить их переезд. В храмовом комплексе пять зданий, у них отдельные входы. Можно спокойно поочередно освободить их. ― Насколько серьезно придется реставрировать внутренние помещения Иоанно-Богословского храма? ― В храме два этажа, а сама церковь до революции имела шесть пределов. В советские годы нижней храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы не был перестроен. Больших, серьезных строительных работ для того, чтобы возобновить богослужения, нам не потребуется. Мы готовы начать службы в нижней церкви очень скоро ― буквально на следующий день после того, как из него уберут витрины. На втором этаже, где располагается основной придел святого Иоанна Богослова, необходимо будет демонтировать перегородку, отделяющую храм от барабана купола. Это тоже не займет много времени. ― Как Вы можете охарактеризовать Ваши отношения с дирекцией Музея Москвы? ― Мы понимаем, что от расположенности дирекции музея решать проблемы зависит очень многое. Мы со свой стороны делали необходимые для сотрудничества шаги, но в ответ получали отказ на все наши просьбы. Готовность музея к компромиссу ограничилась тем, что нам разрешили служить молебны на улице возле храма. До сих пор я не увидел со стороны директора музея желания вести открытый доверительный диалог. Есть вполне показательные примеры того, как к нам относится руководство музея. Когда в октябре прошлого года мы попросили разрешение провести в храме молебен в день Иоанна Богослова, в наш престольный праздник, то директор музея нам отказала, объяснив, что переместить выставку ей некуда. Мы, естественно, не стали перепроверять слова Галины Ивановны Ведерниковой, а потом узнали, что в то время, когда 250 человек молились на улице у закрытого храма, в «Провиантских магазинах» проходила Московская неделя дизайна. На тысячах квадратных метров публике были представлены дорогие интерьеры и автомобили. Притом, что пространство храма составляет всего 300 квадратных метров и переместить ранее компактную выставку в «Провиантские» музею ничего не стоило. Мы не против моды и дизайна, но почему музей проводит такие мероприятия фактически за счет верующих, попирая их права на религиозную жизнь? И это далеко не единственный подобный пример. Чего, например, стоят слова неправды в отрицательном ответе директора музея на мою просьбу разрешить проведение в храме пасхального богослужения, из которого я с удивлением узнал, что якобы существует некая договоренность между мной и руководством города, некий компромисс о богослужении «на свежем воздухе», который мы будто достигли на совещании у Людмилы Ивановны Швецовой. Говорю это с большой болью, поскольку с самого начала пытался найти взаимопонимание с руководством департамента культуры города и музея. ― Но теперь есть решение мэра. Музей должен будет осуществить долгожданный переезд? ― Твердо сказанные мэром слова о необходимости реставрации храма и переезда музея, безусловно, ободряют и внушают определенную уверенность. Что сейчас будет делать дирекция музея и Департамент культуры, мне трудно сказать. Хочется надеяться, что они будут корректно выполнять поручение мэра. Хотя прошедшие 19 лет ожидания переезда музея и из них год богослужений на улице не вселяют полную уверенность в завтрашнем дне, теперь все же мы ждем скорого разрешения нашей общей с музеем проблемы. Пресс-служба РПИ/Патриархия.ru Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1476526.html
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |