Роман Лункин. Экстремизм не пройдет. Как в России сражаются с нетерпимостью и разжиганием межрелигиозной розни1 Мая 2011
Угрозу разжигания вражды и пропаганды экстремизма, в особенности на религиозной почве, признают все — как представители власти, так и религии. За тем, как правоохранительные органы борются с этим злом, с интересом и иногда с опаской наблюдают простые граждане и правозащитники. Недавно созданные в системе МВД Центры «Э» по борьбе с экстремизмом и прокуратура часто перестраховываются и начинают заниматься не профилактикой экстремизма, а ищут то, с чем легко справиться (к примеру, пытаются запретить футболку с надписью «Православие или смерть!» или же проверяют библиотеки в баптистских церквях), и реальный экстремизм при этом уходит от ответственности. В Бурятии произошла довольно характерная ситуация с обвинениями верующих в экстремизме, когда СМИ и предстаивтели власти оказались в трудном положении. 28 апреля в 18.07 на сайте «Байкал-Daily» (Свидетельство ИА № ФС77-38779 от 08.02.2010) была опубликована статья «В Бурятии взяли на контроль скинхедов и экстремистов». В этом новостном материале отмечалось, в частности, что «в настоящее время в Бурятии проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Их главная цель – получить упреждающую информацию о возможных террористических актах и экстремистских акциях, которые могут пройти во время празднования 350-летия присоединения к России» (http://baikal-daily.ru/news/16/24075/). В материале есть ссылка на министра внутренних дел Бурятии Александра Зайченко: «Речь, пояснил министр внутренних дел республики Александр Зайченко, идет об усиленном контроле поставленных на учет лицах. Это, по его словам, около десяти националистов-скинхедов, приверженцы различных тоталитарных деструктивных сект, в том числе Христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы, саентологи и другие». В конце статьи была сделана оговорка: «Христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы и саентологи являются в России такими же официально зарегистрированными религиозными организациями, как и, например, православная церковь». Из этого замечания следует то, что в один ряд со скинхедами можно поставить любую религиозную организацию, которую назовет представитель МВД, даже Православную церковь. Реакция на оскорбительный материал последовала со стороны протестантских церквей республики, в том числе и от христиан веры евангельской. Уже 29 апреля от имени евангельских церквей Бурятии было направлено письмо на имя министра внутренних дел республики о том, что в СМИ была распространена недостоверная информация. Как отмечается в письме, «христиане веры евангельской являются общиной христианского вероисповедания и к тоталитарным и (или) деструктивным сектам не относятся.
Одновременно епископ Ассоциации Христианских Церквей «Союз Христиан» по Республике Бурятия и член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Бурятия Виктор Колмынин обратился к прокурору Октябрьского района г. Улан-Удэ А.В. Осташевскому. Епископ Колмынин резонно отмечает противоречия в позиции правоохранительных органов: «Месяц назад Управление Министерства Юстиции Республики Бурятия на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Бурятия было официально заявлено, что в нашем регионе нет экстремистских организаций. Даная статья направлена на разжигание межрелигиозной розни». В силу того, что власти Бурятии уже давно выстраивают отношения со всеми крупными религиозными объединениями, среди которых, наряду с буддистами и православными присутствуют протестанты, реакция главы МВД была молниеносной. Немаловажную роль сыграло и то, что сами церкви прореагировали быстро и грамотно, что является большой редкостью (неправославные христианские конфессии редко столь открыто защищают свои права). 30 апреля состоялась официальная встреча епископа Виктора Колмынина и министра МВД Александра Зайченко. Как отмечает сам епископ Колмынин, министр принёс официальные извинения за сложившуюся ситуацию. Министр утверждал, что в его докладе не было ни слова о евангельских церквях как об экстремиских организациях, а приведенные в статье слова являются якобы вымыслом автора. Преподалагается, как надеются верующие, 3 мая последует официальное опровержение министра, о том что евангельские церкви никогда не были и не могут быть причислены к экстремистским организациям. Возмущение представителей протестантских церквей можно понять — со ссылкой на высокое должностное лицо их назвали экстремистами вместе со скинхедами. Тем более статья сопровождалась картинкой с перечеркнутой свастикой. Изначально данная статья сама по себе является экстремисткой и попадает под действие ст. 282 УК РФ о разжигании межрелигиозной розни иположений Закона об экстремистской деятельности, где дается довольно четкое определение экстремизма, в том числе как пропаганды неполноценности или превосходства по религиозому признаку, уничижения какой-либо религии. В преступлении в случае с Бурятией была обвинена целая протестантская конфессия — христиане веры евангельской или пятидесятники. Представители этого христианского движения появились в России в начале ХХ века, а наименование христиане веры евангельской закрепилось за ними с 1920-х годов. Как и многие другие верующие, христиане веры евангельской преследовались советской властью, их сажали в тюрьмы, отбирали у них детей. В 1990-е годы началось возрождение христианских церквей в России, в том числе и пятидесятников. В настоящее время христиане веры евангельской наряду с Православной церковью, являются частью российского гражданского общества, они занимаются социальным служением, представители церквей пятидесятников входят в самые разные советы — от Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ до советов и комиссий при руководителях субъектов РФ, а также в Общественные палаты, как России, так и регионов. Естественно, что СМИ, опубликовавшее то ли слова министра, то ли их слишком вольное переложение, нанесло ущерб и самой конфессии и межрелигиозному миру, а главное отношениям церквей и государства. Органы прокуратуры бдительно следят за подобными высказываниями в интернете, если они исходят от простых граждан. Например, одно из последних таких дел было в Петербурге. 29 апреля Суд Петербурга приговорил к исправительным работам (120 часов обязательных работ) мужчину, разжигавшего религиозную ненависть в социальной сети «В Контакте». Мужчина открыл тему для обсуждения под названием «Сысоева убили» (посвященную убийству отца Даниила Сысоева), после чего «публично распространял высказывания, противопоставляющие отдельных представителей религиозных групп друг другу». Вопросов российская практика борьбы с экстремизмом порождает большое множество. Самые вопиющие случаи экстремистских действий или высказываний (призывы к насилию и убийству) подлежат очевидному осуждению. Отдельная проблема — зачем и как нужно разбираться с дискуссиями, которые разворачиваются в социальных сетях и где участники не всегда корректны. Благодаря извинениям министра внутренних дел Бурятии, теперь более или менее ясно, что делать в случае с публикацией на сайте бурятского информагентства. Руководство сайта должно как минимум опубликовать официальные извинения МВД в адрес верующих, а также свои собственные, так как сайт вольно или невольно оскорбил целое религиозное движение. Проблема профилактики и борьбы с экстремизмом на религиозной почве в России стоит очень остро. Сотрудники прокуратуры и МВД не имеют никакого представления о том, что такое экстремизм в религии, что можно осуждать, а что нельзя. От незнания самого предмета исследования и вообще религиозной сферы в России предпочитают либо осуждать целыми конфессиями и религиозными организациями на всякий случай, либо устраивают проверки на предмет экстремизма в христианских церквях, что с точки зрения профилактики экстремизма наносит откровенный вред. К примеру, в Якутии МВД решило разослать запросы по общинам Ассоциации евангельских христиан республики, где затребовало личные данные верующих, фотографию и подробную биографию всех лидеров и т. д. О том, что существует Закон о свободе совести, который регулирует жизнь церквей, в Центре «Э» никто не задумывался. Нужно признать, что пока что борьба с экстремизмом приводит к обратному результату — антиэкстремистские предписания стравливают верующих и власть, а ликвидированные религиозные общины не исчезают как по волшебству, а уходят в народ. Невежество в такой тонкой сфере, какой является религия, приводит к последствиям, которые одному Богу известны: появляются новые идеи, старые идеи зреют в подполье до поры до времени, лидеров зрелых церквей это заставляет более активно заявлять о своей гражданской позиции. В отдельных случаях это помогает правоохранительным органам прислушаться как к верующим, так и к специалистам — социологам, религиоведам и юристам.
Автор: Роман Лункин
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |