Карательная психиатрия на службе правосудия. Дело о запрете на распространение аудио- и видеоматериалов церкви «Новое поколение» города Благовещенска направлено на рассмотрение президиума Амурского областного суда

Карательная психиатрия на службе правосудия. Дело о запрете на распространение аудио- и видеоматериалов церкви «Новое поколение» города Благовещенска направлено на рассмотрение президиума Амурского областного суда
28 Апреля 2011

Дело о запрете на распространение аудио- и видеоматериалов пятидесятнической церкви «Новое поколение» города Благовещенска направлено на рассмотрение президиума Амурского областного суда.

21 апреля 2011 года прокурор Амурской области Н.Л. Пилипчук вынес представление в порядке надзора, согласно которому попросил отменить кассационное определение Амурского областного суда от 8 апреля и направить дело на новое кассационное рассмотрение.

Прокурор области Пилипчук в своем представлении от 21 апреля так отреагировал на то, что суд не стал просматривать диски, в отношении которых принималось решение. По мнению прокурора, «Просмотр видеозаписей в судебном заседании судом, не обладающим специальными познаниями, являлся бы формальным и не повлиял бы на исход дела. Более того, судом было установлено, что просмотр видеозаписей является потенциально опасным, поскольку может оказать негативное воздействие на психическое здоровье».

25 апреля 2011 года председатель Амурского областного суда С.Н. Семенов своим определением направил дело церкви «Новое поколение» на рассмотрение президиума Амурского областного суда. Председатель суда согласился с прокурором и отметил, что отказ просматривать видеоматериалы церкви в суде вполне оправдан, поскольку можно было непосредственно не исследовать доказательства. По мнению Семенова, «основанием для исключения из принципа непосредственного исследования доказательств является наличие обстоятельств свидетельствующих о том, что такое исследование вследствие особого характера доказательств и содержащейся в них информации несет угрозу жизни и здоровью». Председатель областного суда ссылается при этом на экспертизу, представленную прокуратурой, и аргументирует опасность видеоматериалов церкви тем, что они якобы оказывают влияние на психику и подсознание человека, создают условия для «истощения ресурсов психической деятельности, понижения резервных сил организма и формирование у людей психологической зависимости от данной организации в целом и ее деятельности при отсутствии критики к проводимым в данной организации мероприятиям».

Председатель Семенов полностью положился на экспертизу прокуратуры, проигнорировав мнение Независимой психиатрической ассоциации России, а также Уполномоченного по правам человека в РФ. Глава областного суда заключил в своем определении, что «просмотр видеозаписей является потенциально опасным, поскольку может оказать негативное воздействие на психическое здоровье».

По словам адвоката Владимира Ряховского, представляющего интересы церкви «Новое поколение», дело, касающееся видеоматериалов церкви будет рассматривать президиум Амурского областного суда под председательством своего главы – того же С. Н. Семенова, который уже высказал свое отношение к этому делу.

Абсурдность ситуации, по мнению Владимира Ряховского, состоит в том, что и прокурор, и глава областного суда признали возможность вынесения решения о запрете видеоматериалов церкви без их непосредственного исследования судом первой инстанции. Между тем, эти видеоматериалы не просто вещественные доказательства, они сами по себе являются предметом иска.

Непонятно, подчеркнул Владимир Ряховский, куда склоняется наше правосудие, которое признает законным отказ исследовать доказательства, затрагивающие эмоциональное состояние судей и участников процесса. А что же тогда будет с исследованием доказательств по уголовным делам, связанным с жестокостью и насилием, если судьи будут столь уязвимыми психологически. Или же мы возвращаемся к «судам-тройкам», когда дело поступало в суд и осужденным объявляли приговор, не утруждая себя исследованием доказательств по делу. Непонятно, на чем основывается председатель суда, заявляя, что важнейший принцип правосудия – непосредственности исследования доказательств может содержать какие-то исключения.

Как отметил Владимир Ряховский, что такое карательная психиатрия, мы хорошо помним из истории, когда любое инакомыслие признавалось психическим заболеванием, а диссидентов и священников для перевоспитания направляли в психиатрические больницы. Сегодня мы сталкиваемся с попытками использовать психиатрию в карательных целях, поскольку все отличное от учения официальной церкви преподносится в качестве отклонения от психического развития.

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда 8 апреля отменила решение Благовещенского городского суда от 4 марта 2011 года о запрете на распространение аудио- и видеоматериалов церкви «Новое поколение» города Благовещенска. Кассационная жалоба церкви была удовлетворена, и было принято решение направить дело на новое рассмотрение в тот же Благовещенский городской суд с другим составом суда.
Благовещенский городской суд при рассмотрении этого дела, по словам Владимира Ряховского, нарушил важнейший принцип правосудия, касающийся исследования доказательств. Экспертиза была принята за основу, хотя она не имеет заранее установленной силы, а является производной формой, которая рассматривается наряду с другими доказательствами. Более того, экспертиза на 90% оказалась плагиатом, а эксперты отвечали на вопросы слишком общими фразами, а многие вопросы были проигнорированы. Городской суд счел, что нет необходимости просматривать диски, ограничившись изучением коротких цитат из 8 дисков, но решение о запрете принял в отношении 15 дисков. По какому принципу это было сделано, абсолютно неясно.
Очевидно также и то, что церковь не занималась никакой медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию. А какие-либо виды психического воздействия не являются деятельностью, для которой нужна лицензия. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина о безосновательности этого экспертизы суд во внимание не принял. 
В решении Благовещенского городского суда был нарушен принцип правовой определенности. Осталось неясным, что означает «мероприятия с применением медицинских технологий». Суд кассационной инстанции согласился со всеми доводами кассационной жалобы и отменил решение городского суда. Теперь по требованию прокурора решение суда подлежит пересмотру.

Напомним, что Благовещенский городской суд 4 марта (10 марта в окончательной форме) частично удовлетворил гражданский иск прокурора Благовещенска к церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Новое поколение». Суд признал незаконным использование этой церковью «медицинских технологий, включающих технику психологического и психотерапевтического воздействия на психику человека» и запретил использование этих «технологий» при проведении церковных мероприятий. Суд также запретил распространение ряда материалов "Нового поколения". В список из 15 пунктов включены DVD-диски с записями проповедей, записи семинаров "Нового поколения", записи телепрограммы "Основы успеха", а также фильмы "Лекарство от рака", "Армения Нового поколения" и ток-шоу "Мужчины с Марса, женщины с Венеры". По сообщению благовещенской церкви "Новое поколение", это четвертый иск, поданный прокурором к пятидесятникам. Сначала у прокурора были претензии к выходным данным распространяемых церковью DVD, затем он потребовал лицензию на распространение "Новым поколением" собственных материалов. В третий раз добивался признания незаконным обучение религии без лицензии. Все три раза суд принимал сторону пятидесятников. В четвертый раз прокурор заявил ходатайство о проведении судебной психиатрической экспертизы дисков. Теперь слово осталось за правосудием.







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru