Андрей Рябенко. Что ожидать верующим от полиции? Положения нового Закона о полиции, касающиеся религии и межконфессионального согласия

Андрей Рябенко. Что ожидать верующим от полиции? Положения нового Закона о полиции, касающиеся религии и межконфессионального согласия
9 Марта 2011

Как известно, с марта 2011 года вступил в действие Закон «О полиции», в силу которого привычное всем название «милиция» превращается в то, которое указано в его названии. Еще до его принятия, вокруг этого закона развернулась в Интернете активная общественная дискуссия. Многие скептически относятся к этой реформе, считая, что мало что изменится, тем не менее, закон принят, и время покажет, насколько он эффективен. Нелишне было бы узнать, как это может отразиться на религиозной жизни нашей страны, для того, чтобы можно было, при случае, отстоять свои законные права. Наиболее частые нарушения: оскорбления в адрес представителей других конфессий, которых рассматривают как сектантов, проверки собраний верующих в частных домах, грубое отношение к миссионерам на улицах, нежелание возбуждать уголовные дела по разжиганию межрелигиозной розни и вражды.

Предлагаю ознакомиться с положениями, которые касаются религии и религиозных организаций. Итак, читаем в ст.7 п. 1: «Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Полиция обязана защищать права своих граждан, в том числе их право на вероисповедание, полиция не имеет никаких полномочий ущемлять нас в этом праве, в то время как самому сотруднику запрещено состоять в религиозной или иной организации, ст.7 п. 2: «При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций». Так вот, если вам станет известно о факте нарушения данных, можете обращаться с жалобой в вышестоящие органы.

В ст.7 п. 3 читаем следующее: «Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию». Это означает, что сотрудник полиции должен не только пресекать любые попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды, но и способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Остается только узнать, каким образом он может способствовать этому согласию? Очевидно, что это может выясниться лишь на практике.

Следует отметить, что свою беспристрастность сотрудник полиции должен демонстрировать как в служебное, так и во внеслужебное время, ст. 7 п. 4: «Сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции». Это очень хорошее положение, возникает только вопрос: где границы этой беспристрастности.

Еще важно отметить, что на полицию возложена миссия «предупреждать, выявлять и пресекать экстремистскую деятельность общественных объединений, религиозных и иных организаций, а также отдельных граждан» (ст. 12. п. 15). Противодействие экстремизму — одна из самых острых проблем, особенно, в религиозной сфере. Довольно часто профилактика экстремизма носит формальный характер, к примеру, прокуратура не раз выносила предупреждения христианским церквям о недопустимости экстремистской деятельности просто для «галочки», из-за того, что в библиотеке церкви отсутствовал федеральный список экстремистской литературы. В частности, такие предупреждения выносились адвентистам и баптистам. Безусловно, полиция, как и ранее милиция, будет обращать внимание на богослужения в частных домах, на распространение религиознйо литературы, и остается лишь надеяться на корректность полицейских по отношению к верующим, хотя проблемы в этой сфере возникнут неизбежно.

Отдельно хотелось бы отметить образование общественных советов, в том числе и религиозных, ст. 9 п. 7: «При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем». Думаю, религиозным организациям стоит обратить на это внимание и воспользоваться данной возможностью для решения сложных вопросов, которые касаются как отдельных верующих, так и деятельности религиозных объединений.

И последнее: что нам делать, если мы столкнемся с нарушением вышеуказанных пунктов? В ст. 53 Закон об этом говорит так «Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд».

Как и в каждом законе, мы видим в данных положениях обильное количество общих фраз и не так уж много конкретики. Некоторые из них будут зависеть от их интерпретации. Несколькими годами ранее Общественная палата РФ предприняла попытку определить правила общения сотрудников правоохранительных органов с верующими в рамках брошюры «Религия и правопорядок в России. Как учитывать религиозный фактор в работе правоохранительных органов» (М., 2007. С. 24). Брошюра подготовлена Комиссиями Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободе совести и по контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур. Кроме того, как указано в брошюре, текст памятки подготовлен при участии представителей религиозных организаций – православия, ислама, иудаизма и буддизма. Памятка согласована с руководством МВД РФ.

Изданная брошюра имеет простую и понятную структуру: в ней есть разделы, посвященные православию, протестантизму, католицизму, исламу, иудаизму и буддизму. В разделах дается краткая характеристика вероучения, особенностей религиозного течения, а также адреса основных централизованных религиозных объединений. Как отмечает в своем обращении в начале брошюры заместитель главы МВД генерал-лейтенант Н.А. Овчинников, отношения религиозных объединений с государством строятся на невмешательстве в их дела со стороны власти, а эффективная работа с религиозными объединениями невозможна без практических знаний. Во введении к брошюре председатель Комиссии Общественной палаты РФ по толерантности член-корреспондент РАН В.А. Тишков также подчеркнул, что только в согласии и равноправии религиозных объединений можно сохранить мир и согласие в стране, а Конституция должна гарантировать это равноправие. По мнению Тишкова, памятка не заменит специального обучения в области религиоведения, но может послужить хорошим пособием для работы на местах.

В брошюре также описываются правила поведения в храмах, основные религиозные праздники, даются конкретные советы. Так, в разделе православие отмечается, что «при поступлении заявления на розыск человека, где сообщается, что юноша или девушка, вопреки воле родителей, оставил свой дом и находится в одном из монастырей РПЦ, запрос следует отправлять в Синодальную комиссию по делам монастырей». Памятка также напоминает о том, как нужно обращаться к священнослужителям различных конфессий. В разделе о протестантизме, к примеру, говорится, что руководителя церкви нужно называть по имени и отчеству или «пастор» с добавлением имени собственного, например, «пастор Сергей».

Между тем, одним из самых слабых разделов памятки стал короткий параграф «Понятие свободы совести». В разделе указывается лишь на самые общие положения Конституции РФ и на Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые дают необходимые гарантии для реализации права на свободу вероисповедания. Авторы памятки не раскрыли принципиальных, важных для применения на практике, особенностей правового положения религиозных организаций. Прежде всего, необходимо было отметить, что регистрация не является обязанностью какой-либо религиозной общины и условием ее существования и проведения богослужений. Регистрация – это право религиозного объединения, вместе с регистрацией религиозное объединение приобретает права юридического лица. Представители правоохранительных органов часто задают вопрос о том, может ли действовать религиозная организация без регистрации. Также часто возникают ситуации, когда сотрудники милиции пытаются проверить разрешение на деятельность у религиозной группы, которая действует без регистрации. Именно поэтому необходимо было заявить о том, что регистрация не является лицензией на религиозную деятельность.

Второй принципиальный вопрос, который не затронут в памятке, касается проведения богослужений в частных домах, в жилых помещениях. Сотрудники органов правопорядка почти всегда требуют специального разрешения на богослужения в жилом доме или в квартире, хотя по Закону верующие могут проводить богослужения по месту жительства. Ст.16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Многое зависит от того, насколько активно  мы сами будем отстаивать свои права и делать все возможное, чтобы стражи порядка привыкли к тому, что они именно стражи порядка. Применение перечисленных положений Закона о полиции зависит от самих верующих, и их реакции на несправедливость. Только социальная активность граждан может способствовать тому, чтобы законы не интерпретировались в угоду интересов определенных политических, общественных и религиозных групп, а помогали людям.

Андрей Рябенко.

Портал «Религия и право»

Документ. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru