Справка. Преображенская община и нарушения прав последователей «старой веры»5 Марта 2011
Федосеевцы-беспоповцы — один из толков русского староверия. Догматические и канонические основы федосеевского согласия были заложены в самом конце XVII века его основателем Феодосием Васильевым (Ф.В.Урусовым, 1661-1711 гг.). В 1752 г. в Польше состоялся Собор, окончательно сформулировавший учение последователей Феодосия. Окончательное обособление от беспоповцев-поморцев произошло на рубеже XVIII-XIX вв., когда последние ввели у себя в Москве чин «безсвященнословного брака» (путем рецепции чинопоследования венчания, откуда были удалены иерейские молитвы), объявив федосеевцев «бракоборами». Преображенское общество, где и располагается сейчас кладбище и часовня федосеевцев, основано в 1771 году купцом И.А. Ковылиным со статусом "богаделенного дома" (фактически двух монастырей, мужского и женского). В середине XIX века территория мужского монастыря была изъята гражданскими властями и передана единоверцам (тем, кто соблюдает старые обряды, но является частью "никонианской" церкви). Духовным центром всего федосеевского согласия стала оставшаяся у них часть "богаделенного дома". Важнейшая догматико-каноническая особенность федосеевцев, выделяющая их среди других беспоповцев, — неприятие института брака ввиду канонической невозможности совершения таинства венчания при отсутствии иерархии духовенства (последняя понимается как пребывающая исключительно в Церкви Небесной в лице святителей, святых иереев и дьяконов). На практике же по отношению к фактическому брачному состоянию внутри федосеевских обществ выделяется несколько групп, и эта проблема вполне решается, не давая этому направлению исчезнуть. Так было и до революции. Федосеевцы долгое время были крупнейшей беспоповской деноминацией, их численность до 1917 года на территории всей Российской империи (с Прибалтикой и пр.) ориентировочно оценивалась в 2 2,5 млн человек. В настоящее время крупнейшее в РФ Преображенское общество включает около 500 человек (из них примерно 400 "молящихся"). Помимо этого, нерегулярно посещают Крестовоздвиженский храм происходящие из федосеевских семей "мирщеные" (в Москве их несколько тысяч). Второе по величине казанское общество включает около 300 человек. Представители "старой веры" различных согласий испытывают практически такие же проблемы с возвратом и получением зданий, как католики, лютеране, баптисты или пятидесятники. К примеру, до сих пор не возвращен Российской православной старообрядческой церкви (РПСЦ, белокриницкое согласие) трехтонный колокол, снятый в 1930 году с мемориального Воскресенского храма-колокольни на Рогожском кладбище. Московские власти просто подарили этот колокол в храм-новостройку — Казанский собор РПЦ МП на Красной площади. И это несмотря на то, что на колоколе есть надпись, указывающая на владельца. Старообрядцам не помогли даже обращения к патриарху Алексию II. Другой характерный случай произошел в Самаре. В 2004 году на бывшую старообрядческую Казанскую церковь по инициативе Самарской епархии РПЦ МП совместно с мэром Георгием Лиманским были водружены никонианские кресты. Белокриницкая община давно требовала возврата этого храма, но епархия РПЦ МП объявила, что это будет единоверческий храм. Но благодаря усилиям митрополита Адриана, главы РПСЦ, властям пришлось отказаться от этой идеи. В преддверии выборов мэра осенью 2006 года Казанский храм был возвращен белокриницким старообрядцам. Вместе с тем, неуважительное отношение к старообрядцам остается. Например, в июле 2006 года во время пребывания в Самаре десницы Иоанна Крестителя поклониться святыне пришла группа старообрядцев. Стоявший рядом с мощами священник Русской православной церкви, увидев их, воскликнул: "Да это старообрядцы! Гоните их отсюда!" По сообщению сайта "Самарское староверие", никто из желающих приложиться к святыне не отреагировал на этот призыв. Как отмечает сайт, "гнать" самарских старообрядцев призывал не полуграмотный прихожанин "новообрядного" храма — как раз среди рядовых прихожан РПЦ есть немало людей, искренне симпатизирующих староверам. Старообрядцы белокриницкого согласия Нижегороддской области уже многие годы добиваются того, чтобы им передали хотя бы один из десятков пустующих храмов в Арзамасе. Однако епархия РПЦ МП заняла непримириую в отношении старообрядцев позицию. Такого рода фактов — множество по всей стране.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |