В Московском Центральном Доме журналистов состоялась конференция на тему "Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век"3 Марта 2011
1 марта 2011 г. в Московском Центральном Доме журналистов состоялась конференция на тему "Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век". Организаторами выступили Кафедра социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (АТиСО), Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис» и Центр изучения религии РГГУ. Открывая конференцию, руководитель Центра "РелигиоПолис" профессор АТиСО Екатерина Элбакян выразила от имени организаторов мероприятия благодарность коллегам, которые активно откликнулись на приглашение к работе. Подготовленные к форуму предварительные материалы свидетельствуют не только о заинтересованности отечественных экспертов в рассмотрении нового формата общекультурных явлений и процессов, связанных с религией, но и о том, что у них есть, что сказать. Андрей Себенцов говорил о конфликте между концепцией модернизации России и концепцией «православной цивилизации», будь то в интерпретации Сэмуэля Хантингтона или РПЦ (не говоря уж об православно-националистических идеологах России как Удерживающего). Такое же противоречие очевидно и между концепцией модернизации и идеями возрождения шариата как основного правового регулятора. Государство должно вести диалог со всеми религиозными течениями на основе права как необходимой отправной точки модернизации. Яков Кротов поставил в один ряд правовую эмансипацию (датируемую им серединой XIX века), сексуальную революцию, освободившую человека от обязательности семейных уз, и наступление New Age, освободившую человека от обязательности религиозной традиции. Религия становится приватным делом, по крайней мере потенциально. Религия теряет социальные функции (что не мешает человеку выбрать в «религиозном супермаркете» социально и даже политически активный вариант). Александр Верховский говорил о том, что межрелигиозный диалог в форме взаимоотношений этно-религиозных «общин» очень опасен для и без того слабого процесса формирования гражданской нации. Екатерина Элбакян (АТиСО) рассуждая о ситуации в России, сделала вывод, что клерикализация сфер, не связанных непосредственно с религией, в мультиконфессиональном обществе способствует дезинтеграции общества. Игорь Кантеров (МГУ) говорил об эволюции новых религиозных движений (НРД) от модели отвержения мира к модели его изменения. Эту эволюцию наиболее известные в России автохтонные НРД уже прошли за два постсоветских десятилетия. Этот процесс интеграции особенно очевиден на примере Церкви последнего завета (Виссариона). В выступлении члена-корреспондента РАН, доктора философских наук профессора Жана Тощенко был проведен сравнительный анализ ожидаемого и действительного воздействия декларированного "духовного возрождения", которое осуществляется в форме восстановления религиозных институций. Подчеркивая ценность нравственных идеалов, сформулированных в доктринах ныне существующих религий, ученый указал, одновременно, и на препятствующие достижению цели своего рода "отягощения". Увы, но при оперировании понятиями и категориями духовно-нравственного порядка, отчетливо наблюдается склонность подходить к этому с позиции привычных "товарно-денежных" отношений, с использованием политиканства и лукавства. Роман Подопригора (Казахстан) в качестве международного эксперта говорил о проблемах, возникающих в процессе формирования правовой рамки государственно-религиозных отношений, особенно в постсоветских странах. В частности, нет необходимости давать правовые определения всем феноменам в религиозной сфере. Елена Васильева (Институт туризма и гостеприимства), рассмотрев разные возможные социальные функции религиозных движений, в первую очередь – НРД, пришла к выводу, что не следует делать никаких общих выводов об НРД, ни алармистских, ни апологетических, так как эволюция их социальных функций весьма различна. Михаил Жеребятьев (Воронежский филиал Современной гуманитарной академии) увязал модернизацию страны с модернизацией самой РПЦ. С одной стороны, общество склонно к модернизации консервативной, что соответствует чаяниям РПЦ. С другой стороны, РПЦ, модернизируясь изнутри, сейчас перехватывает инициативу клерикализации у государства. Николай Шабуров (РГГУ) говорил о проблеме объективности в изучении религии и в преподавании религиоведения. Он подверг критике распространенные суждения о невозможности непредвзятости в вопросах религии. Был также поставлен вопрос о статусе теологии, о возможности преподавания теологии в светских вузах и, наоборот, о возможности преподавания научного религиоведения в конфессиональных учебных заведениях. В анонсе конференции, предоставленном вниманию участников, журналистов и гостей форума, сообщалось о том, что на основании рабочих материалов намечается выпуск научного сборника. Однако, в качестве одного из организаторов конференции, Центр "РелигиоПолис" в свою очередь намерен в ближайшее время знакомить аудиторию с наиболее интересными моментами работы мероприятия.
По материалам www.religiopolis.org, www.sova-center.ru
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |