Негативный фон. Общество должно помочь Церкви срывать маски и преодолевать нетерпимость20 Декабря 2010
Общественная атмосфера в России накаляется — люди заявляют о своих правах и требованиях, в обществе возникает масса настроений и идей, которые не учитываются представителями власти, не появляются в СМИ или во время парламентских дискуссий. Гражданское общество уже за полтора года до думских и президентских выборов готово закипеть, но выхода для этой энергии нет. Естественно, что в столь огромной и многонациональной стране как Россия на первый план сразу выходят проблемы межрелигиозных и межнациональных конфликтов. В них и через них часто как в зеркале отражается неудовлетворенность существующим положением вещей в экономике, политике и религиозной сфере. Промахи власти очевидны, о них все пишут и говорят, а роль Церкви в официальных сообщениях оценивается исключительно положительно, на нее возлагаются надежды на нравственное воспитание граждан и духовное возрождение общества в целом. Однако только призывы патриарха Кирилла дать отпор радикальным группировкам и декларации о терпимости православных положение не спасают и не спасут, да и в значительной степени они не подкреплены реальностью. В результате РПЦ подвергается критике наравне с властью и даже в еще большей степени, по самым разным поводам, поскольку Церковь всегда выступает вместе с государством, ассоциируется с властью и чрезвычайно тесно связана с ней. Церковь принимает на себя удар как крупнейший общественный институт в стране, критика в адрес епархий и РПЦ в целом слышится все громче. И это понятно — гражданское общество пробуждается, а Церковь самая заметная организация, которая вызывает диаметрально противоположные реакции — от провозглашения сакральным безгрешным символом до восприятия в качестве авторитарной структуры с корыстными материальными политическими интересами. Ни то ни другое не соответствует истине. В Москве и в других городах, по всей России были беспорядки и драки на межнациональной почве 11 и 15 декабря, и скорее всего они еще будут происходить. Без православия, к которому так или иначе прислушивается большинство населения, или по крайней мере считают его своей исторической религией, повлиять на общественное сознание будет сложно. Но несмотря на стремление патриарха Кирилла сделать Церковь более открытой, среди интеллигенции и в массовом сознании по-прежнему создается впечатление, что руководство РПЦ больше обращает внимание на политику власти и продвижение своих законопроектов, чем на общество и его воспитание. А общество не меняется и под знаменем православной идентичности призывает избавиться от мигрантов, как и некоторые члены православных общественных организаций, участвовавшие в событиях на Манежной площади. Патриарх Кирилл стремится избавить церковные ряды от радикальных националистов (к примеру, таких как последователи отца Петра (Кучера) из Боголюбского монастыря, диомидовцы), а также сделать голос РПЦ реально весомым в глазах граждан и чиновников. Вместе с тем, одного патриарха Кирилла для изменения общественного сознания и превращения РПЦ в социальную силу недостаточно. Нужна сила и воля граждан, считающих себя православными или принадлежащими к православной традиции, а также поддержка всех христиан, живущих в России. Общество должно помочь Церкви воспитать церковных деятелей, чтобы они соблюдали законы, права человека, не только сами не разжигали межрелигиозную рознь и не проповедовали скрытый или открытый национализм, но и словом и делом сами воспитывали терпимость и согласие. Пока этого нет и лучшее доказательство — это готовность православного общества к погромам, а церковных деятелей к бессмысленным провокациям и манипулированию настроениями разозленных граждан. Например, это фактическое оправдание тех, кто устроил беспорядки на Манежной площади отцом Андреем Кураевым и другие заявления представителей РПЦ в духе: «если б мигранты себя хорошо вели, такого бы не было». Так, диакон Александр Волков, заместитель руководителя пресс-службы патриарха отметил: «только тогда, когда наши кавказские сограждане увидят реальную силу и сплоченность москвичей или просто коренных жителей центральных регионов России на всех уровнях общества и во всех эшелонах власти, ситуация будет меняться». Это, конечно, тоже необходимо, но разве дело в том, чтобы показать свою силу. Вопрос о том, воспитывают ли бартюшки-патриоты и идеологи православных дружин терпимость к сектантам-иноверцам и к гастарбайтерам среди своих подопечных, уже вызывает скептическую улыбку. Получается, что в реальности никто не прислушивается к словам патриарха Кирилла о совместной работе Церкви, власти и общественных организаций на «понижение градуса радикализма», и в этой ситуации общество должно поддержать Церковь, поставить ее в такие условия, когда ее представители вынуждены будут задуматься о своей реальной роли в обществе и о воплощении христианских ценностей в жизни. Прежде всего, общество, правозащитники, деятели культуры, юристы, ученые и все мыслящие люди также, как и Церковь, должны осознать свою ответственность за происходящее в стране, а значит и за происходящее с Церковью. Те, кто говорят, что патриархия не имеет права обладать церковным имуществом, преподавать православие в школах, выступать с заявлениями по общественно-политическим вопросам, осуждать художников за богохульство и т.д., сами противоречат себе и попирают демократические ценности. Обвинения РПЦ в строительстве клерикального государства, в сугубой корысти, неверие в Церковь как в институт, который может модернизировать страну – иррациональны. Они основаны на тех же стереотипах и комплексах, которыми пользуются церковные деятели, которые обвиняют во всех грехах интеллигенцию, врагов Церкви и сектантов. Церковные «ястребы» и правозащитники похожи друг на друга и отражаются друг в друге как в зеркале. В современной ситуации общество и Церковь вполне способны пойти на диалог и не только на уровне официальных советов первых лиц и медийных фигур, которые были привлечены патриархом, но и в более широком смысле. Во-первых, представители общественности должны вместе с РПЦ «срывать маски», как выразился патриарх Кирилл, с тех критиков Церкви и представителей РПЦ, которые действуют неправовыми методами и нарушают закон. В самой Церкви существует проблема национализма и ксенофобии — антисемитизм, ксенофобия в целом, которую пропагандируют некоторые православные общественные организации, нетерпимость к инаковерующим, разжигание межрелигиозной розни вражды со стороны радикальных сектоведов, которые открыто действуют от имени РПЦ (как радикал Александр Дворкини его ученики). Вместе с тем, как отмечает предстоятель РПЦ, «нужно создать невыносимые условия для деятельности любых радикальных групп». Ксенофобия, национализм, борьба с инаковерующими чрезвычайно тесно связаны в жизни (не случайно радикальные националисты и сектоборцы - это часто одни и те же люди). Если не «срывать маски» с нарушителей общественного спокойствия, то их маской останется православие, а выражение о том, что «православие самая терпимая религия» останется таким же афоризмом как «наш суд – самый гуманный суд в мире». Во-вторых, религиозная общественность, по большей части христианская, должна в реальности почувствовать, что РПЦ – это гарант стабильности и веротерпимости в страны. Для этого сама Православная церковь должна стать в центре межрелигиозного и межхристианского диалога – с христианами внутри России, а не только с католиками в Ватикане или с лютеранами в Германии. Русская православная церковь должна стать одним из инициаторов и организаторов Форума христианских церквей России. Очевидно, что в нашей многоконфессиональной стране только так можно обеспечить «духовный мир», к которому также призывал глава РПЦ, а также взять на себя ответственность за христианское просвещение общества. Вряд ли стоит говорить о том, что православие всегда останется вне конкуренции – в качестве традиционной и исторической религии этой страны. И если оскорбления других христиан со стороны представителей РПЦ приносит лишь вражду, то диалог в рамках христианского Форума лишь возвысит православие в глазах граждан и власти. В-третьих, правозащитники, юристы, публицисты, журналисты в целом должны объединиться в своего рода пул добровольных помощников РПЦ. На фоне нарастающей критики или наоборот неумеренного восхваления православия особенно важно осознавать несколько принципиальных вещей: 1. Православие и Церковь многообразны, как и клирики, епархии, приходы, общественные организации, их нельзя представлять только черном свете, писать только о конфликтах, забывая о развитии социально ориентированного православия, о культурных и социальных инициативах, примерах приходской и монастырской жизни; 2. Церковь как гражданский институт имеет право отстаивать свои интересы самыми разными законными способами. Если все остальные институты в обществе не так сильны и эффективны, если Вы сами слабы и не хотите также отстаивать свои интересы и права – это не повод обвинять РПЦ в том, что она хочет играть большую роль в разных сферах жизни, и осуждать ее только за это; 3. Церковно-общественные проблемы, ставшие фактом общественного мнения, должны освещаться открыто и со всех сторон. Информационную кампанию Церковь проигрывает, во многом потому что ее представителям трудно отойти от монолитного и непроницаемого образа Церкви. Как следствие, возникает своего рода «непогрешимость» представителей патриархии и отрицание наличия всяких проблем. Это хорошо видно на примере заявлений информационного отдела РПЦ по проблемам церковного имущества: отрицание конфликтов нагнетает ситуацию, при этом удивительно, что внятных и понятных массовому зрителю и читателю комментариев к выступлениям патриарха Кирилла нет, материалов о живой церковной жизни и социальной работе мало (профессионализмом среди церковных сайтов с широким информационным кругозором выделяется лишь портал «Православие и мир»). Умение взять на себя ответственность – это важнейший показатель демократии и развития гражданского общества. Именно поэтому судьба Церкви, как и государства в целом, не может быть безразлична активным членам нашего общества. России нужно как правовое государство, так и правовое сознание в мировоззрении РПЦ и церковных деятелей. Только так национализм и ксенофобия перестанут надевать «маски» православия и отстаивания национальных и государственных интересов. Хватит пользоваться масками – давайте срывать их вместе. Роман Лункин. Фото: http://zyalt.livejournal.com
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |