Религиозная реституция: союз с властью или новые противоречия?

Религиозная реституция: союз с властью или новые противоречия?
18 Декабря 2010
Дискуссия о возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения вновь заставляет российских экспертов задаваться вопросом о том, насколько последовательны власти в поисках новой национальной идеи.

Напомним, в декабре президент РФ Дмитрий Медведев подписал Закон «О возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения». Передаче в ведение религиозных организаций подлежат объекты, изъятые из их пользования декретом 1918 года. Закон знаменует новый этап в отношениях между государством и религиозными конфессиями в России. И, как указывают эксперты, ведет к значительному усилению влияния РПЦ, в собственность которой перейдет львиная доля всех объектов, подлежащих возврату.

Усиление влияния церковной власти в России всегда сопровождалось экспансией РПЦ на рынке недвижимости, отмечают эксперты. Так, автор книги «Церковное право» протоиерей Владислав Цыпин пишет, что на Руси до середины XVI века не было препятствий для приобретения РПЦ земельных владений. Но уже в конце XV века был поднят вопрос о правомерности церковного землевладения, а царь Иван Грозный постановил, чтобы церкви и монастыри не приобретали вотчин без дозволения государя.

Заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологи Алексей Лебедев напоминает, что церковь окончательно лишилась своего имущества в 1703 году – в ходе реформы, которую предпринял Петр I. Таким образом, большевики в 1918 году декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишь довершили начатое предыдущими правителями.

Спустя 100 лет в российском обществе наблюдается обратный процесс. И Закон о возврате религиозного имущества – самая важная победа РПЦ на пути к восстановлению своих позиций. Как заявил в начале декабря патриарх Московский и всея Руси Кирилл, за последние 20 лет в России восстановлено 23 тысячи православных храмов. Всего же в стране насчитывается более 30 тысяч храмов и около тысячи монастырей.

В русло этой тенденции укладываются и другие совместные проекты государства и церкви. Так в ноябре ИТАР-ТАСС со ссылкой на министра обороны Анатолия Сердюкова сообщило о создании рабочей группы, которая будет определять необходимость строительства храмов в воинских частях РФ. Несколькими месяцами ранее временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин в интервью телеканалу «Россия-24» рассказал о проекте строительства в Москве 80 модульных храмов «шаговой доступности». А волгоградские единороссы в октябре этого года, как пишет «Независимая газета», и вовсе предложили приравнять священнослужителей к госслужащим с регулярной выплатой им должностных окладов.

«С уходом советской власти и образованием Российской Федерации на церковь сделали ставку, – говорит Лебедев. – С ее помощью государство уже два десятилетия пытается залатать дыру, образовавшуюся на месте утраченной идеологии. Это парадоксальный поворот отечественной истории. Страна, которая объявила главным национальным приоритетом модернизацию, пытается найти идеологическую опору в организации и религии, которую на всех европейских языках называют ортодоксальной. Предпринимается попытка двигаться в сторону нанотехнологий на телеге, осеняя себя крестным знаменем». «Затея абсолютно безнадежная, но выгоду из нее извлечь РПЦ может, и успешно это делает», – заключает Алексей Лебедев.

По мнению же директора Института религии и права Романа Лункина, усиление влияния РПЦ может снова привести к противоречиям в отношениях светской и церковной власти. «На этом политическом этапе государству необходимо получить кредит доверия от руководства РПЦ, которое прямо и косвенно выражает такое доверие президенту и правительству. Это особенно важно на фоне тотального недоверия граждан к власти. Но политический момент всегда может измениться – ведь церковь явно не поддерживает демократическую риторику президента Медведева, а склонна к застойному консерватизму Путина, основанному на традиционных ценностях. Сейчас церковь берет все что может, чтобы стать самостоятельной корпорацией в российском обществе. Это, безусловно, создаст новые противоречия в отношениях власти и РПЦ, а не укрепит их союз, как считают многие», – предупреждает эксперт.

Анна Невская | Санкт-ПетербургЧетверг, 16 декабря 2010







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru