Документ. Открытое Обращение жителей Калининграда по поводу передачи объектов культурного наследия в собственность религиозных организаций3 Декабря 2010
Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву
Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину
Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу
Копии: Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову
Председателю Государственной Думы РФ Б. В. Грызлову
Губернатору Калининградской области Н. Н. Цуканову
Председателю Калининградской областной Думы С. В. Булычеву
В средства массовой информации
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Калининград, 03.11.2010 г.
Мы, нижеподписавшиеся, выражаем обеспокоенность в с
вязи с ситуацией, сложившейся в Калининградской области вокруг историко-культурного наследия, и просим учесть наше мнение при принятии решений по этому важнейшему вопросу.
28 октября 2010 года Калининградская областная Дума приняла закон о передаче в собственность Калининградской епархии Русской Православной Церкви 15 объектов «религиозного назначения». В список были включены здания концертного зала областной филармонии, театра кукол, ПТУ № 5, средневековые рыцарские замки. Ранее Калининградской епархии РПЦ в собственность было передано свыше трех десятков (34) объектов «религиозного назначения», находившихся в федеральной собственности (распоряжения Правительства РФ, принятые в течение 2010 года).
Столь массовая передача объектов культурного значения федеральной и региональной собственности обосновывается необходимостью исключения возможных негативных последствий вступления в силу принятого Государственной Думой в первом чтении закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В комментариях для СМИ представители региональной власти и Калининградской епархии разъясняют, что таким образом спасают объекты культурного наследия от притязаний других конфессий, которые, как они полагают, возникнут после принятия федерального закона, так как на территории Калининградской области расположены бывшие лютеранские и католические кирхи. Между тем, в Калининградской области отсутствует процедура передачи объектов религиозного назначения религиозным организациям, аналогичная действующей на федеральном уровне согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2001 г. № 490 (ред. от 10.03.2009 г.) «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».
Есть основания полагать, что часть объектов, передаваемых согласно региональному закону, не относятся к собственности Калининградской области, а находятся в федеральной собственности или вовсе фактически не существует, по некоторым объектам отсутствует надлежащая техническая инвентаризация, не выданы кадастровые паспорта и т.д. Калининградская область – особый в геополитическом плане регион России. Бывшая территория Восточной Пруссии, обильно политая кровью советских солдат, она переживала периоды сознательного уничтожения «всего немецкого, а значит –фашистского» (в том числе в 1967 г. остатков Королевского замка – важнейшего памятника российско-немецких отношений) и необдуманного разрушения средневековых замков и кирх, разбираемых на кирпичи.
Жителям Калининградской области понадобилось довольно долгое время, чтобы осознать себя постоянными, а не временными жителями этой земли – россиянами, ответственными за общеевропейское историческое наследие. В настоящее время региональное сообщество обладает значительным потенциалом интеграции российской и европейской культуры. Стратегические планы развития региона опираются на видение Калининградской области как коммуникационной площадки между Россией и Евросоюзом. Открывшиеся в последние десятилетия перспективы привели к расширению контактов между самым западным российским регионом и различными регионами Европы. Широко праздновавшееся в 2005 году 750-летие Калининграда-Кёнигсберга, в котором принял участие Президент России В.В. Путин, продемонстрировало, что Россия с уважением относится к доставшемуся ей историческому наследию. К сожалению, то, что происходит сейчас, создает напряженность внутри региона и может нанести серьезный урон имиджу нашей страны.
Мы убеждены, что вопрос о смене собственника объектов культурного наследия имеет огромную социальную значимость. Судя по обсуждению в сети Интернет, многие жители Калининградской области и других российских регионов недоумевают по поводу скоротечности и сомнительной обоснованности принимаемых решений, а также отсутствия широкого общественного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. С массовой передачей памятников, являющихся достоянием всех жителей области, в собственность одной религиозной организации возникает угроза развитию разнообразных культурных и социальных связей, сложившихся в регионе за последние годы.
Происходящее может негативно отразиться на характере межконфессионального диалога в Калининградской области, на репутации российской власти в глазах мировой общественности. Мы высоко ценим готовность Калининградской епархии Русской Православной Церкви принять на себя ответственность за культурное наследие региона. Ряд православных храмов на территории области расположен в бывших немецких кирхах, усилия духовенства и прихожан по восстановлению памятников вызывают у нас уважение. Мы не отрицаем возможность передачи ряда объектов, религиозное назначение которых не вызывает сомнения, Русской Православной Церкви. В то же время мы считаем, что для массовой передачи памятников нет достаточных оснований. То, что в списке передаваемых объектов значатся средневековые рыцарские замки, ошибочно именуемые «монастырскими комплексами», вызывает недоумение. На момент постройки подавляющее большинство замков имело оборонительное и административное, а не культовое назначение. С XVI века, после секуляризации орденского государства, все замки стали собственностью светского государства, использовались как загородные резиденции и охотничьи дома, дарились, продавались и передавались под дворянские усадьбы и государственные учреждения. В данном случае – при наличии противоречивых суждений – необходима полноценная историко-культурная и правовая экспертиза с привлечением независимых экспертов.
Мы считаем, что:
1. Следует приостановить передачу объектов культурного наследия в собственность религиозных организаций Калининградской области до проведения соответствующей культурно-исторической и правовой экспертизы памятников на предмет их религиозного назначения. Кроме того, целесообразно провести общественные слушания по каждому объекту с учетом его специфики.
2. Необходимо отменить Закон Калининградской области от 28.10.2010 г. № 502 «О безвозмездной передаче в собственность централизованной религиозной организации "Калининградская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" объектов религиозного назначения, находящихся в государственной собственности Калининградской области" или внести в него поправки в части, касающейся руин рыцарских замков, а также исключить в дальнейшем возможность передачи памятников этого типа в собственность любых религиозных организаций.
3. Следует провести имущественный аудит как переданных, так и планируемых к передаче объектов права собственности на предмет соответствия закону и принять меры по недопущению нарушений действующего законодательства. Также целесообразно проверить соответствие установленному на федеральном уровне порядку передачи объектов религиозного назначения религиозным организациям, утверждённому постановлением Правительства РФ, в части исполнения требований по охране объектов, обеспечению пожарной безопасности и иным обременениям.
4. Принятый в первом чтении Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не учитывает особенности геополитического положения и истории Калининградской области Российской Федерации. Необходимо внесение дополнений, предусматривающих особое регулирование правоотношений на территории Калининградской области в части, касающейся объектов, созданных до 1945 г. В законопроект также должны быть внесены соответствующие поправки, предусматривающие создание фонда неотчуждаемого федерального, регионального и муниципального имущества и закрепляющие особую процедуру передачи объектов культурного наследия в Калининградской области. В обязательном порядке в перечень неотчуждаемого имущества Калининградской области нужно внести такие объекты культурного наследия, как Кафедральный собор XIV века и руины Королевского замка XIII века в Калининграде, комплекс мемориального музея основоположника литовской литературы К. Донелайтиса в пос. Чистые Пруды.
Необходима правовая экспертиза упомянутого законопроекта по следующему вопросу: смогут ли какие-либо религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ, воспользоваться предусмотренной законом процедурой и заявить претензии на передачу имущества, принадлежавшего до 1945 г. католической церкви или протестантским общинам на территории современной Калининградской области.
Сбор подписей проводится по адресу:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |