Ответ Отдела коммуникаций Калининградской епархии на Официальное заявление архиепископа Павла Пецци по поводу событий в Калининградской области

Ответ Отдела коммуникаций Калининградской епархии на Официальное заявление архиепископа Павла Пецци по поводу событий в Калининградской области
19 Ноября 2010

4 ноября в ряде СМИ было распространено заявление архиепископа Павла Пецци, возглавляющего католическую епархию с центром в Москве, в котором он выражает недовольство передачей Русской Православной Церкви здания органного зала Калининградской филармонии, бывшего католического храма Святого Семейства. Архиепископ Пецци, в частности, говорит об истории Восточной Пруссии, где раньше не было православных церквей, зато были лютеранские и католические храмы.

Подобная «историческая» констатация вызывает изумление, и мы вынуждены напомнить, что за последние 60 лет по хорошо известным причинам национальный и религиозный состав Калининградского региона полностью изменился. Сегодня подавляющее большинство жителей области сознательно причисляет себя к Православию. И Калининградская епархия Русской Православной Церкви осуществляет свое служение, исходя из этого факта, стремясь удовлетворить реальные нужды верующих. Именно поэтому Церкви необходимы новые помещения для пастырской работы. Причем зачастую мы имеем дело с объектами, находящимися в полуразрушенном состоянии. Немало таких зданий уже восстановлено, но многие еще ожидают своего часа. Мы восстанавливаем разрушенные храмы области уже 25 лет, и эта работа, безусловно, будет продолжена. Все больше калининградцев сегодня тянутся к Православию, и мы не имеем права отказывать им в этом стремлении.

Православные калининградцы видят перед собой пример ближайших соседей, стран с католическим большинством, где нет разрушенных храмов, а практически в каждом, даже самом малочисленном, населенном пункте имеется место для молитвы. Являясь в калининградском регионе Церковью большинства, Русская Православная Церковь стремится к тому же. Уверены, что данное стремление православной епархии не может не вызывать поддержку со стороны верующих католиков.

Из заявления католического архиепископа может сложиться впечатление, что главной целью православных в Калининграде стал именно концертный зал филармонии. Однако это не так. Калининградская епархия никогда не претендовала на то, чтобы использовать для своих богослужебных нужд этот храм. Указанное здание передается епархии наряду с четырнадцатью другими объектами по решению законодательной власти региона. Вместе с тем хорошо известно, что общественность Калининграда выступает за сохранение в здании органного зала. Уже принято решение о заключении договора с филармонией о продолжении ее функционирования в данном здании. Если у Католической Церкви есть желание и возможность оказать содействие и помощь в строительстве нового помещения для органного зала, то это можно только приветствовать. И если такое помещение появится и филармония обретет новый дом, католическая община сможет поставить вопрос о передаче ей в пользование бывшего храма Святого Семейства. Убеждены, что данный вопрос со вниманием будет рассмотрен в контексте двусторонних православно-католических отношений.

А если все-таки вернуться к истории Восточной Пруссии, да и всей Европы, то нужно вспомнить, кто сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Земля бывшей Восточной Пруссии обагрена кровью советских воинов, отдавших свои жизни в борьбе с самым страшным врагом человечества в XX веке. Неужели сегодня кто-то возьмется оспаривать законность результатов Второй мировой войны, касающихся жизни современных калининградцев на земле, ставшей Родиной для трех поколений? Их пребывание на этой земле законно и с моральной, и с юридической точки зрения. Часть бывшей Восточной Пруссии стала неотъемлемой составляющей частью Российской Федерации. Именно с этого времени и отчитывается история Калининградской области, которая не рассматривается в качестве правопреемника Восточной Пруссии и, в этом смысле, является самостоятельным публично-правовым образованием со своими историей, традициями, правопорядком. Поэтому всякого рода ссылки на прошлое имеют правовое значение только в пределах исторического существования Калининградской области. Соответственно, заявления о необходимости учета конфессиональной принадлежности расположенных на территории Калининградской области культовых зданий за период до 1945 года, насколько мы понимаем, не могут приниматься во внимание при принятии государственными органами решений об их передаче для использования в религиозных целях. Если какие-либо из этих храмов и переданы определенным конфессиям, то, скорее всего, в целях обеспечения реализации прав граждан на свободу религиозного выбора.

Более чем странным представляется тот факт, что архиепископ Павел Пецци публично обвиняет православных в клевете, недоверии и «разжигании национальной и религиозной розни», даже не попытавшись предварительно вступить в переговоры и обсудить складывающуюся ситуацию. Такие необдуманные заявления способны нанести реальный урон сотрудничеству и отношениям между нашими Церквами, как кажется, не только в пределах Калининградской области.

В отношении позиции, озвученной его Высокопреосвященством, можно привести прекрасную итальянскую мудрость: La gente in case di vetro non dovrebbe gettare le pietre — «Люди в стеклянном доме не должны бросать камни». Калининградская область — это совершенно особый регион на карте России. Ее уникальность диктует нам, представителям конфессий, модель мирного сосуществования и сотрудничества, к которому Русская Православная Церковь готова.

 

Пресс-служба КСХС


Источник: http://www.ubrus.org/news-region-unit/?id=2930






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru