Представитель Православной церкви Казахстана дал оценку принципу свободы совести12 Ноября 2010
6 ноября в университете имени Д.А. Кунаева прошел Международный научно-практический семинар на тему "Права человека на свободу религий и вероисповеданий.
Огласив приветственный адрес от имени главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, с докладом выступил статс-секретарь Казахстанской митрополии, протоиерей Александр Суворов.
Коалиция Осло была представлена профессором Норвежского центра по правам человека Торе Линдхольмом и директором группы проекта Коалиции Осло по свободе религии и вероисповедания Дагом Нигардом. Россия была представлена старшим научным сотрудником Института Европы Российской академии наук, директором Института религии и права Романом Лункиным. Завершился семинар дискуссией и вручением сертификатов от имени Коалиции Осло и Университета им. Кунаева. Выступление протоиерея Александра Суворова на Международном научно-практическом семинаре.
Конституция нашей страны обеспечивает свободу вероисповедания. Она определяет страну как светское государство и предусматривает право не раскрывать религиозную принадлежность, и гарантирует гражданину возможность исповедовать любую религию, или оставаться атеистом. Много справедливых слов можно сказать о том, что Казахстан является фактором стабильности на центральноазиатском пространстве, чему немалая заслуга нашего Президента. Именно по его инициативе в столице нашего государства проходят съезды лидеров Мировых и традиционных религий. Однако формат этого семинара не нуждается в панегириках казахстанской модели толерантности. Я полагаю цель семинара – говорить и озвучивать проблемы, намечая в будущем вектор их исправления. Наша тема - «права человека на свободу религий и вероисповеданий», которые, как известно, закреплены Конституцией нашей страны. Но тут возникает вопрос: есть ли та грань, после которой государство, данной ему на то властью должно ограничивать деятельность тех или иных групп, которая будет признана угрожающей для национальной безопасности нашей страны. XXI век, вопреки прогнозам социологов, характерен всплеском религиозного сознания среди граждан практически всех государств. И это, как ни странно, стало естественной реакция социума, на проблемы, которые возникли как издержки глобализации общества. Благополучие, счастье, стабильность. В чем для нас воплощаются эти понятия? Раньше это называлось "богатство и достаток". Затем мы их конкретизировали, включив в эти понятия вещи, машины, недвижимость, счета в банке. Нам казалось, что все это, осязаемое и видимое, даст нам стабильность и счастье. Но этого не произошло. Вместо благоденствия мы пришли к глобальному кризису. Но даже сейчас, при всеобщем кризисе, у нас еще остались иллюзии, что если чуть-чуть добавить еще материальных благ, то может вот-вот все изменится. К нам вернется наша стабильность и привычная жизнь. Материальные блага необходимы, но ошибка человечества в том, что мы сделали их главными, приоритетными в нашей жизни. Своим фундаментом. И ошиблись. Материальное было заранее обречено на провал. И природа, и история доказывают нам это. Со временем даже горы превращаются в песок. И фраза "возлюби ближнего как себя" была сказана века назад, но жива. А где атрибуты богатства и славы тех времен? В лучшем случае от них остались черепки и горстка монет. Мы часто говорим о духовном, о том, что наш мир потерял духовную составляющую. Но что это такое? Духовное - это всего лишь отношения. А духовный мир - это мир отношений. Подняться из мира материального в мир духовный, это всего лишь означает, что надо перенести свою точку опоры с материальных благ на отношения между людьми. И изменить эти отношения: с использования других на помощь и взаимоподдержку. Религия всегда была важной составляющей социума, - из истории мы знаем, что всякое нарушение свободы совести рано или поздно приводило к катастрофическим последствиям для государства. В Новое время развиваются светские представления о свободе совести на основе «естественного права». Борьба за свободу совести становится частью борьбы за гражданские права и свободы. Б.Спиноза считал, что религия должна играть роль учителя нравственности. Основу свободы, в том числе свободы совести, видел в достижении разумом истинного знания. В государстве, законы которого основаны на здравом рассудке, каждый может жить по указанию разума, то есть быть свободным. Однако уверен, что государство должно сдерживать те культы, которые сами влияют на ограничение этой свободы, нравственные принципы которых идут в разрез не только с традиционными религиями, но и с правовыми нормами секулярного общества. Уважая международные законы, мы не должны идти в угоду веяниям, размывающим национальную самоидентификацию. Нам пора уже понять, что при всем уважении к Хельсинской группе и докладам Госдепа США, мы живем в своей стране, у которой есть свои национальные интересы. О какой, например, свободе совести можно говорить, когда в той же Великобритании уже мусульмане защищают Рождество?! Когда ношение крестика и даже Рождественские елки якобы стали раздражать определенные слои населения. Это разве не ограничение на выражение воли своей совести? Почему, когда некоторые их сект запрещены, например, законодательством некоторых Федеральных земель Германии и рядом иных государств, легитимно действуют в нашей стране, и когда государство принимает попытки как-то ограничить их деятельность, внешнеполитическое ведомство получает замечания в нарушении человеческих прав? Уважая свободу общества мы должны избежать и другой крайности, - когда традиционная религия ограждает своих последователей от нравственного разложения, так сказать, - занимаясь своими прямыми обязанностями, разнокалиберные правозащитники начинают вновь трубить о нарушении прав человека. Но не следует путать понятия свобода и грех. Конечно, понятия грех нет ни в гипотезах ни в диспозициях в нормативно правовых актов, но ведь существует и Естественное право, основы которого вырабатывались в процессе многовекового развития человеческого общества. Мы никогда не можем принять за норму ни регистрации однополых браков, ни т.н. ювенальную юстицию, когда родители, движимы своим естественным правом и обязанностью воспитательной, могут стать преступниками. Я полагаю, что для регулирования действительно существенных нарушений в этой области достаточно и других законодательных актов, - срабатывает Лезвие Оккама - «Не следует множить сущее без необходимости». Сомневаюсь, что дети, воспитанные однополыми парами сумеют создать нормальные семьи, а тут уже основы национальной безопасности государства – и вопрос этот также имеет прямое отношение к свободе совести. У Преподо́бного Вике́нтия Лири́нского, святого V века, есть удивительные слова «В главном-единство, в спорном-свобода во всем – любовь». Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли – иногда так мучительно – принять, а не отвергнуть. Мне хотелось бы, чтоб эти слова стали лейтмотивом не только нашего семинара, но и нашего отношения к жизни, в котором мы вынуждены ограничивать свою свободу там, где начинаются права другого человека. Источник: Митрополичий округ в Республике Казахстан
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |