"Ежедневный журнал": Приходы превратятся в НКО. РПЦ представит свои предложения в Минэкономразвития22 Сентября 2010
Русская православная церковь планирует представить в Минэкономразвития свои предложения признать религиозные организации социально ориентированными некоммерческими организациями, для которых государство предусматривает финансовую поддержку, а также обсудить налоговые льготы для своих благотворителей, сообщает "Интерфакс-Религия".
"Широкая социальная деятельность Церкви выгодна государству. Такой опыт есть за рубежом. И наша задача - внести такие предложения по изменению законодательства, чтобы мы могли активнее вести социальную деятельность", — сказал на первом заседании рабочей группы по правовым вопросам благотворительности глава синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, слова которого приводит в понедельник его пресс-служба. Также в министерство будут направлены предложения по установлению налоговых льгот для благотворителей, поддерживающих социально ориентированные некоммерческие организации. Кроме того, было принято решение создать единую внутрицерковную форму заявки для религиозных организаций, претендующих на статус социально ориентированных НКО. В настоящее время в Минэкономразвития разрабатываются проекты подзаконных актов, поясняющих применение законодательства о социально ориентированных некоммерческих организаций. Со своей стороны Русская православная церковь планирует принять участие в разработке этих подзаконных актов. В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Документ предусматривает, что органы государственной власти будут оказывать финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в приоритетном порядке. К числу таких НКО отнесены и религиозные организации. Александр Верховский, центр "СОВА":Сама идея налоговых льгот или государственных грантов для каких-то НКО, пусть даже достаточно произвольно избранных, может оказаться полезной (если только коррупция не съест механизм целиком). Нет ничего странного и в том, что религиозные организации, занимающиеся реальными социальными проектами, попадают в эту категорию.
Роман Лункин, Институт Европы РАН:В социальной сфере Церковь честно отстаивает свои интересы, а поэтому нет ничего удивительного в том, что глава отдела Московской патриархии по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон (Шатов) предлагает предоставить еще большие льготы приходам для занятия социальной работой. В настоящее время, несмотря на клич о новой миссии РПЦ и призыв к воспитанию социальных работников на приходах, у патриархии чрезвычайно мало лидеров среди священнослужителей, которые могли бы поднять весь пласт общественной деятельности прихода, монастыря, епархии. В РПЦ в этом смысле все зависит от лидера, так как необходимость социального служения до сих пор не осознается в качестве отдельной задачи общины (если эта община вообще есть). Детскими домами, помощью бедным и старикам, бомжам и т.д. занимаются яркие батюшки, которые без этого не могут, такие как отец Николай Стремских в Саракташе Оренбургской области или же отец Андрей Воронин в Нерехте в Костромской области, которые работают с детьми и помогают всем неимущим. А приход отца Георгия Эдельштейна в Карабаново Костромской области, например, всегда служил приютом для заключенных. Такие общины, большие и малые, разбросаны по всей России, есть они и в Москве, но их не более нескольких сотен. Социальной работой священники занимаются не от богатства, а от осознания важности христианского служения для общества, чтобы вера наполнялась делами и приход или монастырь встал в центре жизни поселка, городка или района. При современном состоянии дел в Церкви представители патриархии хотят, чтобы большинство приходов, по крайней мере, средних и крупных, были признаны социально ориентированными организациями. В результате многие приходы государство за ручку в добровольно-принудительном порядке приведет в детские дома, приюты, больницы, дома престарелых и т.п. именно для занятия социальной работой, а не просто для молебнов и исповедей. Та работа, которую приходы уже ведут в социальных учреждениях и с департаментами соцзащиты, в рамках своих собственных проектов, получит дополнительный стимул в виде льгот. Вроде бы все хорошо, однако, во-первых, Церковь фактически требует признать все церковные структуры социально ориентированными – ясно, что все хотят получить дополнительные льготы, в том числе для своих жертвователей – что приведет к тому, что при отсутствии системы социальной работы РПЦ будет создана лишь система использования льгот. Во-вторых, Церковь добивается на практике льгот только для некоторых религиозных организаций. Как заявляла в ходе принятия поправок к Закону об НКО в начале года юрист Московской патриархии инокиня Ксения Чернега, доступ к статусу социально ориентированной религиозной организации должны иметь лишь «традиционные» конфессии, то есть в реальности это и будет в основном РПЦ. Конечно, особый статус для социально ориентированных религиозных объединений есть в Германии, Чехии, Словакии и в других европейских странах, но доступ к нему имеют не только католики и лютеране, но и многие другие церкви, к которым государство относится не менее внимательно и с уважением. Современные российские чиновники не горят желанием уважать или даже знать, есть ли кто-либо еще на религиозном пространстве России. Александр Буров, ст. научн. сотр. ГМИР:Совершенно нормальная европейская практика – государственное финансирование социальных программ некоммерческих, в том числе религиозных организаций (НКО). Взять хотя бы секулярную Францию. Само намерение можно только приветствовать. Возможны злоупотребления. Но, как говорили древние, это «не отменяет употребления». Запущен, и, по-видимому, уже не остановим, процесс социализации церкви. Конечно, РПЦ стремится провести его на своих или максимально выгодных для себя условиях. Но маргинализировать церковь – это уже не по-светски, а по-советски. Принцип светскости государства не предполагает отсутствия партнерских контактов с церковью. Тем более если это происходит в правовом поле, совершенно открыто и легально. А что касается лоббирования интересов, то было бы странно и даже опасно для общества, если бы такая мощная религиозная организация как РПЦ их не осознавала и не лоббировала. Думаю, что главное, и как всегда пассивно-саботивное, сопротивление в реализации этой инициативы церковное руководство встретит среди рядового духовенства. Приходские священники за редким исключением, в социальной работе, так же как в вопросах преподавания ОПК и передачи музейных ценностей, просто не компетентны. Хотя осуществление проекта может стать хорошим стимулом для повышения квалификации сотрудников новой НКО. Источник: http://www.ej.ru/?a=news&id=9989
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |