Интервью: «Русский человек скорее послушает батюшку, чем прокурора». Глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич рассказал о новой миссии православных общественных организаций и лозунге «Православие или смерть!»

23 Июля 2010

Леонид Донатович, Вы являетесь представителем одной из самых заметных православных общественных организаций, которая активно проявляет себя в обществе, в информационном пространстве. Как Вы оцениваете отношение государства и общества к религии в современной России? В свете тех претензий, которые прокуратуры многих регионов в последние годы часто предъявляют к верующим и к отдельным религиозным объединениям, в том числе и православным, возникает вопрос: почему экстремизм ищут в высказываниях, которые настаивают на истинности той или иной религии? Откуда такое невежество?

– Мы люди невежественные и десятки лет мы пребывали в атеистическом государстве. Мы забыли, что такое религиозная жизнь. Затем наше общество совершило скачок из социалистического атеистического государства в такое же атеистическое, но капиталистическое государство, которое является при этом сугубо светским и отделяет себя от религии вообще.

Государство провозглашает себя многоконфессиональным и многонациональным, как записано в Конституции РФ, и ему приходится равнодушно относиться ко всем религиям, так как нельзя выделить какую-либо истинную. В Саудовской Аравии, где официальной религией является ислам и нормы шариата, или в Израиле, где в качестве религии государства провозглашен иудаизм, этот вопрос не возникает. Получается, что у нас для государства истинно лишь само государство.

Однако парадокс заключается в том, что более 85 % жителей России считают себя православными, а 80% населения страны – это Русские. Исходя из этих цифр государство в России – мононациональное и моноконфессиональное. По всем международным нормам государство достаточно считать таковым, если 60 % населения придерживается одной веры и принадлежит к одной нации.

Но в мире сейчас вообще доминирует секулярная идеология, согласно которой каждый может верить, во что хочет, как в США, где этот принцип применяется наиболее последовательно, что иногда приводит к полному абсурду.

Русская Православная Церковь, несмотря на процессы секуляризации, которые проходят также и в России, начинает играть все большую роль в жизни российского общества. В том числе в настоящее время Церковь старается развивать православные общественные организации. Какое место занимает Союз православных хоругвеносцев (СПХ) в православном сообществе?

– Церковь действительно сейчас развивается очень динамично от информационной политики до социального служения. Я считаю, что властям выгодно сотрудничать с Церковью, потому что православные приходы работают с трудными подростками, есть такие священники как отец Сергий (Рыбко), который привлекает к вере рокеров, байкеров, панков и других трудных подростков из неформальных групп. Результат – воцерковление молодежи и уменьшение криминогенной обстановки в районе Бибирево, где находится его храм. Помимо этого, Церковь – по сути единственный институт, способный повлиять, к примеру, на преступников. Русский человек скорее послушает батюшку, чем прокурора, так как у русского человека, даже у последнего преступника, всегда Бог в душе.

Конечно, для того, чтобы развивать церковную работу, нужна координация по всей стране и участие активных священнослужителей и мирян. Одной из общественных организаций, которая также собирает вокруг себя православных активистов, является СПХ. Но по существу я представляю три организации: я являюсь главой СПХ, председателем Союза Православных Братств и сопредседателем Свято-Сергиевского Союза Русского Народа.

СПХ – это своего рода отряд быстрого реагирования, по различным поводам, к примеру, в знак протеста против выставки «Запретное искусство» и ее организаторов, мы устраиваем митинги, шествия, стояния, крестные ходы. Мы просто берем в руки хоругви и идем. Крестные ходы мы проводили не только по всей России, но и в Украине, Сербии и Черногории. Это достаточно серьезная духовная работа и самая настоящая православная миссия.

Союз Православных Братств (СПБ) – это организация, куда входит и СПХ и многие другие братства в разных городах России, в Украине и Казахстане. Всего в СПБ около 30 братств. Но я уверен, что СПБ будет намного энергичнее развиваться в ближайшем будущем. Патриарх Кирилл дал свое благословение на развитие православных братств и налаживание системы их координации между собой по всей стране.

Союз Русского Народа – защищает права Русских, как государствообразующего народа нашей страны, ибо без Русских не будет и России. Это монархическая по своему мировоззрению организация, которая радеет за восстановление самодержавной монархии в России.

В нашей стране, примерно начиная с 1930 года, господствовала своеобразная атеистическая форма псевдомонархии, и тенденция к монархическому типу правления сохраняется. Я полагаю, что по-иному столь огромным пространством просто нельзя управлять. Кто бы ни приходил к власти, государство постепенно перерождается в суперцентрализованную систему, приближенную к монархии, которая постепенно будет перерождаться в монархию настоящую.

Организации, которые Вы представляете, вошли в состав недавно созданного Совета православных общественных объединений при Синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества. Что для Вас означает вхождение в этот Совет?

– Действительно мы приняли деятельное участие в формировании этого Совета. То, как будет развиваться работа Совета и как будет координироваться деятельность организаций, в него вошедших, безусловно, зависит от лидера, то есть от председателя Синодального отдела протоиерея Всеволода Чаплина. Отец Всеволод умеет маневрировать между отдельными организациями и движениями, тем более что в Совет вошли весьма разные по своим направлениям структуры. Он, несомненно, хороший организатор и тонкий дипломат. Но будущее Совета зависит в первую очередь от активности самих организаций.

Вы зарекомендовали себя с 1990-х годов как передовой отряд православной общественности с довольно непримиримыми консервативными взглядами, которых далеко не все придерживаются в РПЦ. Вы ставите перед собой какие-то новые задачи?

– На протяжении 20 лет мы занимались деятельностью, идеологией которой была Православная монархия и фундаменталистские взгляды. Мы были за формулу «Православие, Самодержавие, Народность», и полагали, что все остальное – от лукавого. Я был крайним приверженцем именно этой идеологии. Однако я стал замечать, что если мы будем придерживаться только и исключительно этой идеологической позиции, то мы будем оторваны от реального развития общества, от православных молодых людей, которые увлекаются совсем иными вещами. Для современной верующей молодежи Православие – это прежде всего спасение и внутренняя вера, и для них Православие как таковое вообще не ассоциируется с какой-либо идеологией, в том числе монархической. Молодое поколение работает в банках, в сфере туризма, торговли и т.д., а православие просто помогает им в жизни. И хотя мы остаемся православными фундаменталистами, консерваторами и монархистами, я понимаю, что в конце концов Бог пребывает, где хочет, а не там где хочет Леонид Донатович. На самом деле это очень важная вещь. Бог везде. И Православие тоже. А Монархия пока остается не реальностью, а высшим идеалом.

Когда мы стали взаимодействовать с представителями других организаций в Совете при отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, то увидели, что большинство из них – нормальные молодые люди, которые воспитаны в совершенно другом обществе. Они не видели социализма и психиатрического марксизма XX-го века, у них другие взгляды и вкусы.

В современной России молодежи надо говорить о любви к Родине и к своему народу, а Монархия пока для них не совсем пока доступна, как высокая и серьезная идеология совершенно другого уровня.

Особенно широко тема православного консерватизма и монархизма стала обсуждаться после того, как возник конфликт между священноначалием РПЦ и бывшим епископом Чукотским Диомидом. Довольно много людей внутри Церкви являются его сторонниками, несмотря на то, что сам Диомид был лишен сана и отлучен от Церкви. Почему этот конфликт, по Вашему мнению, был столь острым?

– Главная ошибка Диомида и сторонников его взглядов в том, что они, условно говоря, считали, что спасется только монархист. Тогда как спастись может и разбойник, совершивший самые страшные преступления. И покаявшийся разбойник рядом со Христом не был монархистом.

Еще одна коренная ошибка Диомида заключается в том, что он заявил, что анафеме подлежат все епископы, которые на богослужении не читали или не читают сегодня ектенью с упоминанием Царя. Как только я услышал это от Диомида и его последователей, то понял, что тут что-то, мягко говоря, не в порядке. Непонятно, как может один человек предать анафеме тысячи людей, в том числе новомучеников пострадавших за веру при советской власти.

Урок Диомида говорит нам, как страшно для верующего человека впасть в прелесть крайнего догматизма. Монарх призван охранять Православие, а не делать из него диктатуру. Получается, что царь Николай II всех простил, а Диомид всех проклял. Если же он хотел быть исповедником, мучеником за свои убеждения, то Диомиду надо было приехать на суд Архиерейского собора, а он прислал справку про радикулит. Если ты мученик, то радикулит во внимание уже не принимается.

Однако я должен заметить, что, независимо от Диомида, в целом в РПЦ много консервативных монархических сил, в том числе среди архиереев. Тенденция сохранения такого рода мировоззрения сохраняется и большая часть верующих будет придерживаться таких взглядов, так как Россия сама по себе – мистическая монархическая страна.

Давайте, наконец, коснемся проблемы, возникшей вокруг футболки с надписью «Православие или смерть!». 7 июня 2010 года Люблинская межрайонная прокуратура ЮВАО обратилась в Люблинский районный суд с представлением о признании информационных материалов экстремистскими. В качестве такого материала прокуратура просит суд признать изображение женщины в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», а также изображение футболки с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!», размещенные в сети Интернет на сайте «Вконтакте.ру». Поскольку СПХ и мастерская-студия «Русскiй Символъ» при СПХ имеют прямое отношение к выпуску футболки, то расскажите, что для Вас означают эти таинственные слова?

– Изображение на футболке венчает православный восьмиконечный крест. Надпись на русском и греческом языках «Православие или смерть!» происходит от надписи на знамени греческого монастыря Эсфигмену на Афоне. Непосредственно сама футболка была разработана лишь в 2006 году, хотя символы и лозунг применялись давно. Задолго до этого у нас выпускалась футболка «Будь верен до смерти!».

Лозунг «Православие или смерть!» был взят на вооружение монархистами и противниками экуменизма в 1990-е годы. У афонских монахов имел большое значение спор по поводу старого и нового стиля церковного календаря, а в России лозунг использовали люди с монархическими убеждениями, которые сочувствовали фундаментализму афонского монастыря с его строжайшим уставом. Мы, конечно, одного и того же, как в XIX веке говорили, «Православного исповедания греческого закона», но в каждой стране этот лозунг имеет свой нюанс.

Как Вы понимаете эти слова «Православие или смерть!»? Некоторые сразу возмущаются – это значит, что все должны быть православными?

– Я считаю, что если человек Русский, то он по формуле Достоевского – великого знатока русской души – должен быть Православным. Русский народ, действительно, является народом-богоносцем. Русский человек, даже вроде бы и неверующий, а в душе своей носит великие тайны бытия и чает «воскресения мертвых», даже не понимая этого. Среднего европейца часто вообще не волнуют мистические вопросы, а только проблемы материального бытия. А в России даже коммунисты тайно крестили внуков и тайно ходили в церковь, потому что вера православная коренилась в их душе.

Русскому мужику не надо ничего объяснять. То, что для некоторых неграмотных бабушек Троица – это Христос, Богородица и Николай Угодник – это святая ошибка. Бога русские люди понимают душой, понимают мистически, а другого понимания – рационального, к примеру, как у протестантов в ходе именно сугубо рационального разбора Библии, им не надо. Тайну иногда не следует раскрывать. Тайна должна оставаться тайной. Рационализация её убивает.

Как Вы оцениваете зловещее изображение черепов на футболке?

– Мы с художником Игорем Мирошниченко, дизайнером этой футболки, как-то были в Сербии и, где познакомились с сербскими четниками. У них на знамение было написано «Свобода или смерть!» и «С верой в Бога!», а посередине был изображен череп с кинжалом в зубах и перекрещенными костями. Согласно древним воинским обрядам, кинжал брали в зубы в знак того, что не боятся смерти и за высшие ценности и за свой народ готовы умереть в любой момент. Череп же – это символ головы Адама, похороненного под Голгофой, где был распят Христос. Три черепа, нарисованные художником на нашей футболке, означают круговую оборону. У православных также встречается изображение трех черепов, которое является напоминанием о смерти с надписью: «Мы были как вы, вы будете как мы».

Можно ли сказать, что «Православие или смерть!» скорее указывает на возможность духовной жизни лишь в Православии?

– Православие – это спасение для Царства Небесного. Святые Отцы всегда утверждали о том, что чтобы спастись, надо быть Православным. Россия вот уже тысячу лет является православной страной со своей традицией, что является самым святым в человеке. Хулить традицию отцов и дедов, все доброе в ней – значит возводить хулу на Духа Святого, а этот грех не прощается. Мы уже совершили богохульство в советские годы, когда вдруг заявили, что Бога нет, значит всё позволено. Покаяние за этот грех совершили новомученики, расстрелянные и замученные в годы репрессий, а Русский народ, погибший в войнах, искупил его. Но войны не кончились. Впереди нас ждут тяжкие испытания. Поэтому мы будем стоять за Христа – до смерти, чтобы обрести жизнь вечную. Отсюда и надпись на футболке – «Православие или смерть!»

Беседовал Роман Лункин.

Славянский правовой центр

Фото: www.pycckie.org

 






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru