Документ. Экспертное религиоведческое исследование изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символов в виде крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А» и аббревиатурой «СПХ»10 Июля 2010
5 июля 2010 года г. Москва Время проведения исследования: Начато 30 июня 2010 г. Окончено 5 июля 2010 г. Основание для проведения исследования:
Сведения о специалисте: Настоящее исследование проведено религиоведом и социологом, директором Института религии и права, старшим научным сотрудником Учреждения Российской Академии Наук «Института Европы РАН», сотрудником Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, заместителем главного редактора журнала ИЕ РАН «Современная Европа», кандидатом философских наук (специальность - 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры») Лункиным Романом Николаевичем, дипломированным историком, имеющим стаж работы по специальности 10 лет, автора и соавтора более 50 научных публикаций, в том числе изданий – «Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России» (М.-СПб., 2002), «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания» (Отв. ред. С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003-2005. тома I-IV), «Атлас современной религиозной жизни России» (Тома I-III. М.-СПб., 2005-2008), «Двадцать лет религиозной свободы в России» (М.: РОССПЭН, 2009) и др. Объект и предмет исследования: Распечатка с Интернета в виде изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символа в виде трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А», крестами и аббревиатурой «СПХ». При производстве исследования были использованы методы социологического, культурологического, исторического, религиоведческого и социально-антропологического анализа. Исследование проводилось в виде ответов на поставленные вопросы: 1.Какую смысловую нагрузку несет представленный материал и какова его историко-религиозная основа? Несет ли представленный материал какую-либо негативную смысловую нагрузку? 2.Направлен ли представленный материал на возбуждение религиозной розни? 3.Направлен ли предоставленный материал на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности? 4.Имеют ли в представленном материале призывы к возбуждению религиозной розни, обосновывающие, либо оправдывающие возбуждение религиознйо розни? Исследование 1.Какую смысловую нагрузку несет представленный материал и какова его историко-религиозная основа? Несет ли представленный материал какую-либо негативную смысловую нагрузку? Историко-религиозная основа, происхождение и определение представленных в изображении символов и надписей. 1)Изображение черепов является художественным образом, символизирующим понятие о смерти и бренности земного бытия. Этот образ широко используется в изобразительных формах искусства как аллегория, религиозный и философский символ. Религиозная, а именно христианская, символика изображения черепов является, с одной стороны напоминанием о будущем воскресении всех умерших людей, с другой стороны, череп на иконах и картинах является обозначением головы Адама. В представленном материале около черепов стоят буквы «Г» и «А», также как на иконах, что обозначает «Голова Адама». Это подчеркивает связь изображения с религиозным, а именно православным мировоззрением, а следовательно предполагает религиозно-богословскую трактовку представленных символов. Скрещенные между собой кости и кинжалы в зубах не несут в данном случае какой-либо самостоятельной смысловой нагрузки, а являются художественным элементом, призванным придать большую яркость и драматичность изображению. 2)На футболке сверху, справа и слева есть также изображение православных восьмиконечных крестов. Два креста по бокам покоятся на символических возвышениях, которые являются символами «Голгофы», на которой был водружен крест и был распят Иисус Христос. Во всех православных храмах есть кресты с такого рода «голгофами», либо их изображения, перед которыми обычно ставятся свечи «за упокой». На «голгофах» в храмах и на иконах есть изображение черепа со скрещенными костями, поскольку по преданию на горе Голгофа в Иерусалиме покоятся останки первого человека Адама. 3)Аббревиатура «СПХ» является сокращением названия православной общественной организации консервативной направленности – Союза Православных хоругвеносцев. При СПХ действует художественная мастерская-студия «Русскiй Символъ», которая, судя по сообщениям официального сайта этой организации, разработала дизайн представленной на изображении футболки. Главой и основателем СПХ является Леонид Донатович Симонович-Никшич. Союз Православных Хоругвеносцев создан в 1992 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Как отмечается на официальном сайте СПХ: «Главная цель нашей деятельности – укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи. В общерусской битве за Россию мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности» (http://www.pycckie.org/, istinnopycckie@yandex.ru, cicpx@yandex.ru). СПХ является одной из самых известных и авторитетных консервативных общественных организаций. Представители СПХ входят в состав Совета православных общественных объединений при Синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата (http://www.ovco.org/about/sovet-prav/people). В этот Совет входят Симонович-Никшич Леонид Донатович, в качестве председателя Союза православных братств и Куроптев Владислав Васильевич, заместитель главы Союз православных хоругвеносцев. 4)Лозунг «Православие или смерть» используется на знамени афонского монастыря Эсфигмен (http://www.esphigmenoumonastery.com/): на черном фоне флага этого монастыря в центре изображен крест, а по кругу по-гречески написана надпись «Православие или смерть». На сайте Youtube.com есть видеозапись одного из репортажей с Афона, где ясно виден развевающийся флаг и надпись на нем по-гречески «Православие или смерть!»: http://www.youtube.com/watch?v=HxsSUADgFmI&feature=related. Монастырь стал известен в православном мире своим консервативным мировоззрением, отказом от богословского диалога с Католической церковью, в целом отказом от экуменических контактов, отказом принять новый стиль церковного календаря. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками, в которой эсфигмениты увидели отступничество патриарха от православной веры. С начала 1970-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: «Православие или смерть!». Монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти. В 2002 году настоятель монастыря отец Мефодий так объяснил этот лозунг газете «Гардиан»: «Мы сражаемся за истину и истинно православную жизнь» (http://www.guardian.co.uk/worldlatest/story/0,1280,-2328424,00.html). В России лозунг «Православие или смерть» с 1990-х годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актеры. «Православие или смерть» стал символом приверженности религиозному консерватизму, просто православию как религии в целом, православию как единственному спасению России. Смысловая нагрузка лозунга «Православие или смерть» и ее связь с религиозным консерватизмом в православии подчеркивается надписью этого лозунга на греческом языке, то есть с греческими консерваторами, которые используют этот лозунг и его изображение на флаге. Этот лозунг также используют сербские монархисты. Примером интерпретации этого лозунга в российском контексте может служить объяснение дизайнеров и тех, кто выпускает и продает футболки с такой символикой. Это Проект «Русскiй Символъ» - художественная мастерская-студия Союза Православных Хоругвеносцев по дизайну футболок, бандан и иной продукции с Русской Православно-Монархической символикой (http://www.pycckie.org/russiansymbol/index.htm, russiansymbol@mail.ru, тел.: (495) 413-79-88): ««Православие или смерть!» - написано по-гречески на черном стяге знаменитого мятежного афонского монастыря Эсфигмен, братия которого известна своей непримиримостью к экуменизму и к любым отступлениям от учения Православной Церкви в угоду безбожному обществу. (…)
Вместе с тем, трактовка этого лозунга как спасения от гибели и смерти именно в православии была также дана протодиаконом Андреем Кураевым: «Православие или смерть - это математическая формула для России сегодня. Не нужно вести миссии среди чужих, нужно обращать в веру хотя бы своих, - сказал отец Андрей в ходе лекции в Украинском католическом университете во Львове» («Интерфакс-Религия», www.interfax-religion.ru, 21 сентбяря 2007 г.). В российской прессе и в сети Интернет можно найти множество других оценок и интерпретаций лозунга «Православии или смерть» и представленной на футболке символики. Так, священник Георгий Рощин (ныне - руководитель Службы по взаимодействию с общественными организациями, Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, адрес Отдела: 123022 Москва, Нововаганьковский пер., 9, тел./факс: (499) 252-47-12) отмечал: «Сам по себе этот слоган ведь ничего плохого не декларирует. Смысл высказывания в том, что верующий человек ставит религиозные ценности выше собственной жизни, об этом говорит и Евангелие. Такая фраза раскрывает нам смысл веры, внутреннее стремление человека к Богу» («Московский комсомолец», «Вера, одежда, любовь», 21.08.2008). Известный рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев так ответил на вопрос об этой футболке, которую он также носит: «Для меня в этом нет ничего своеобразного. Просто я вспоминаю слова чтимого мною святого Феофана Затворника. Он говорил: "Не знаю, как кому, а мне без православия не спастись". Я всего лишь повторяю эти слова»(Газета «Труд», № 142 от 4 августа 2008 г., http://www.trud.ru/article/04-08-2008/131814_otets_ja_tak_sebe_no_deti_menja_ljubjat.html). В сети Интернет можно найти массу фотографий с изображением Кинчева в этой футболке на различных концертах: http://www.pycckie.org/russiansymbol/znamenitosti/kinchev08.jpg, http://www.pycckie.org/russiansymbol/znamenitosti/kinchevvolgogr3.jpg, http://www.pycckie.org/russiansymbol/znamenitosti/kinchevnovosib4.jpg. Фото Кинчева с отчетливым изображением надписи «Православии или смерть» и иной символики этой футболки опубликована в газете «Аргументы и факты»: АиФ Нижнее Поволжье, выпуск 29 (738) от 16 июля 2008 г. Адрес статьи: http://np.aif.ru/issues/738/22_02?print. Фото Кинчева в этой футболке опубликованы в газете «Комсомольская правда»: http://kp.ru/photo/gallery/4836/?showall=1. В силу художественной яркости лозунга и изображений на футболке в ней появлялись и другие известные православные деятели и деятели искусства. К примеру, православный священник, актер и режиссер Иоанн Охлобыстин: фото в журнале «Атмосфера», №10, 2006 г., http://russiansymbol.livejournal.com/823.html. Таким образом, символы и образы, изображенные на футболке и написанный на ней лозунг «Православие или смерть» не несут в себе негативных коннотаций, ассоциаций и в целом негативной нагрузки в силу исторических и культурных причин, составляющих историко-религиозную основу и происхождение данной символики. 2.Направлен ли представленный материал на возбуждение религиозной розни? Нет, ни лозунг, ни символы, изображенные на футболке на представленной распечатке из сети Интернет, не направлены на возбуждение религиозной розни. 3.Направлен ли предоставленный материал на пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности? Нет, ни лозунг, ни символы, изображенные на футболке на представленной распечатке из сети Интернет, не направленына пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности. Проповедь спасительности того или иного учения, в данном случае православия при помощи лозунга «Православии или смерть!», не может рассматриваться как пропаганда исключительности граждан по признаку их отношения к религии, поскольку любое религиозное объединение вправе свободно и без ограничений проповедовать именно свое вероучение в качестве истинного. Свобода совести и вероисповедания в этом отношении защищается и гарантируется ст. 28 Конституции РФ, Федеральным Законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также нормами международного права. 4.Имеют ли в представленном материале призывы к возбуждению религиозной розни, обосновывающие, либо оправдывающие возбуждение религиозной розни? Нет, ни лозунг, ни символы, изображенные на футболке на представленной распечатке из сети Интернет, не содержат призывов к возбуждению религиозной розни, обосновывающих, либо оправдывающих возбуждение религиозной розни. В Ы В О Д Ы: С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что представленный материал (Распечатка с Интернета в виде изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символа в виде трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А», крестами и аббревиатурой «СПХ») не несет в себе негативных коннотаций и в целом негативной нагрузки, не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде. Слова и символы представленного изображения также не направленына пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии, религиозной принадлежности. С социологической, религиоведческой, историко-религиозной и богословской точек зрения представленный материал имеет своими истоками консервативное православное мировоззрение, которое занимает значительное место в российской общественной жизни и в жизни верующих и духовенства Русской Православной Церкви. Вместе с тем, восприятие символов и лозунгов, представленных для исследования, может также зависеть от индивидуальной интерпретации каждого, кто использует подобную символику. Кандидат философских наук Р.Н. Лункин
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |