«Религия и право» (№ 1, 2010): Камчатка: диалог православных и протестантов29 Декабря 2009
В конце октября этого года на страницах газеты «Камчатское время» и на ее форуме (http://kamtime.ru/node/357) развернулась дискуссия между православным священником отцом Михаилом Неверовым и пятидесятником Дмитрием Клячиным. Представителям этих направлений христианства редко удается общаться друг с другом в рамках цивилизованного богословского диалога и рассуждений о нынешней роли тех или иных церквей в современной России. Журнал «Религия и право» представляет этот интересный обмен мнениями в качестве нескольких монологов – православного и протестанта. Их высказывания дают представление как о православном взгляде на «русский протестантизм» и традиционный классический протестантизм, так и о мировоззрении православных и членов евангельских церквей в России. Редакция журнала «Религия и право» благодарит священника Русской православной церкви, главу Камчатского Православного Апологетического центра отца Михаила Неверова и служителя пятидесятнической церкви диакона Дмитрия Клячина за личное согласие на публикацию этой дискуссии.
Но так уж вышло, что меня и моих единоверцев на страницах «Камчатского времени» («КВ» от 29 июля 2009 г. - прим. ред.) перекрестили вначале в иеговистов, а затем – в католиков (собственно, по этому поводу и разговор). Памятуя о том, что для верующего всё содействует ко благу, я решил отнестись к этому недоразумению, как к убедительной просьбе со стороны редакции «КВ», и поведать вам, уважаемые читатели, кто же они – русские протестанты.
А ещё протестантизм — это вера композиторов И.С. Баха и Г.Ф.Генделя, писателей Д.Дэфо и К.С.Льюиса, ученых И.Ньютона и Р.Бойля, религиозных лидеров М.Лютера и Ж.Кальвина, борца за права человека М.Л.Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна. Столпы русской культуры и русской христианской духовности лестно отзывались о протестантизме. Так, Пушкин в письме к Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и что именно так верят протестанты! Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая побуждает людей к молитве Богу: Я лютеран люблю богослуженье,
А. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» носителем подлинной русской религиозной духовности выводит Алешку-баптиста, а главный герой Шухов говорит о православных, что те какой рукой креститься забыли.
P.S. Искренне надеюсь, что чтение этой статьи помогло вам, уважаемые читатели, что-то освежить в памяти, а на что-то впервые обратить своё внимание. Если она вызвала у вас вопросы, буду этому только рад, поскольку уверен, что в духовной сфере лишних знаний не бывает. Ищущий да обрящет! Отец Михаил Неверов: 28 октября 2009 г. в газете «Камчатское Время» вышла статья Дмитрия Клячина, представителя объединений камчатских церквей «Благовестия», в народе более известных, под именем - «евангелисты» и своей странной практикой говорения на «иных» языках, а так же своей строящейся церковью между АЗС и 8 км.
Дмитрий Клячин: Спасибо за комментарий, о.Михаил. У клавиатуры - автор статьи, Дмитрий Клячин. Несколько пояснений:
Отец Михаил Неверов: 1. Самобытным, (на мой взгляд) может быть лишь то, что нигде-то там за океаном зародилось и взросло, а непосредственно только у нас появилось и нигде больше. То что протестантские секты, были принесены из-за границы, а не появились в России независимо и самостоятельно, вы и сами это знаете и об этом пишите. Однако то, что они появившись в России, приобрели некоторые отличительные особенности и стали несколько отличаться, от своих заокеанских отцов основателей, с этим не поспоришь. Но эти черты слишком поверхностны, чтобы можно было бы говорить о некой переплавке и появлении такого феномена, как «русские баптисты», «русские пятидесятники» и т. д.. Вся их разница сводилась скорее к особенностям характеров разных национальностей. Возьмите, например, американца и русского (неважно какой они религиозной системы придерживаются) они говорят на разных языках, у них разные стили поведения и разные ценностные ориентиры. И все это от того, что они воспитаны в разных культурологических социумах. Такая же разница между американским баптистом и русским. Поэтому говорить о появлении некоей устойчивой культурной, самобытной русской традиции баптистов, пятидесятников, адвентистов не приходиться. Где эта баптистская, пятидесятническая культура, обогатившая историческое наследие России? Ее нет. Я знаю о влиянии настоящей протестантской религиозности на русскую архитектуру, живопись, науку, литературу, даже на экономику и политику. Но ничего такого не могу сказать о протестантских сектах. Напротив, с появлением подобных, стали заметны попытки дистанцироваться от общества и от русской жизни и истории. Хорошо заметна позиция противопоставить себя русской культуре, а не желание обогатить ее. Вы скажите, что мол нас давили, гнали и т. д., и поэтому закономерен итог?! Не соглашусь с вами. И протестантов тоже гнали и протестантов тоже выпроваживали… Но когда? Когда они приходили с желанием научить русских людей жизни и правильной вере. А вот когда, они стали приходить, чтобы просто послужить России, их никто уже не гнал. И вот тогда и стало заметно их влияние в русском обществе. 2. Меня всегда Дмитрий, удивляла ваша особенность в одну кучу, под названием «евангельские христиане» сваливать все протестантские секты. Выражаясь о них, вы говорите так, словно это было дружное монолитное движение. Но такого как раз таки не было. Если вашей организации удалось практически поглотить зарегистрированных камчатских баптистов, это не означает, что все остальные баптисты такие же. И вы это прекрасно знаете. Были и остаются как раз таки те, кто никогда не захочет быть с вами. Это проиллюстрировал 20 век, когда в сороковых годах осуществлялись попытки объединить пятидесятников и баптистов. Такие потуги скорее привели к появлению новых сект, чем достигли желаемого результата. Я уж не говорю про тысячи других сект и секточек, которые появляясь в России в 19 начале 20 веков, появлялись уже с проклятием на устах не только по отношению к Православной Церкви, но и к друг другу. Именно еще и поэтому ваш термин «русские протестанты», подразумевающей некое конфессиональное единство, не состоятелен. 3. Впрочем, я понимаю почему вы из года в год настаиваете на подобном определении. Ваша организация, в лице Анатолия Ануфриевича Папроцкого, сохраняет нечто от советских пятидесятников. А вот именно советские пятидесятники, равно, как и советские баптисты, благодаря железному занавесу действительно приобрели за десятилетия самостоятельной жизни, некие особенные черты, заметно отличающие их от американских и европейских единоверцев. НО можно ли назвать эти черты русскими? Увы, нет. Именно советские, потому что вынужденные, а потому не крепкие, не глубокие по своему состоянию. Это подтвердилось с развалом СССР. Масса «советских пятидесятников и баптистов» просто переселилась за рубеж. Наверно потому что там было комфортней, а может потому что там они увидели свою Родину. А те кто остались, с радостью теряли свои «особенности» под влиянием нахлынувших американских неопятидесятников. Так что все ваши современные доктрины и учения насквозь пропитаны, откровенным американизмом. Это настолько очевидно, что зачастую ваши единоверцы, никогда не бывавшие в Америке и не знающие английского, говорят на своих служениях с заметным американским акцентом. Что уж теперь обижаться за подозрения в оранжевых предпочтениях ваших единоверцев? Если на Украине, они восприняли всей душой эти идеи, (наверно потому что они оказались для них родными) то почему они не могут быть так же восприняты вашими единоверцами в России? 4. Я верю, что все ваши разговоры о «русских протестантах» исходят из вашего сердца вполне искренне, но они, увы, не имеют к реальной жизни никакого отношения, и выглядят обычным политическим заявлением, с целью задобрить власть предержащих и убедить их в своей лояльности. От редакции. Один из комментариев гостей форума к дискуссии содержал вполне трезвый взгляд на этот спор: «Добрый день. А к чему полемика? Как понимаю, никто никого с места в плане понимания вопроса не сдвинет. Русский - не русский - вообще не суть вопроса. Есть такие, есть такие. Протестантизм в России был и есть, а какой он не имеет большого значения. Суть его - вера в Христа на основании Библии. Поэтому доказывать на страницах газеты камчатцам, что такое "русский", или, наоборот "нерусский/американский" протестантизм, мне кажтся нет смысла. А вот ответить тем, кто назвал церковь Попроцкого иеговистами - надо было. Дмитрий ответил. Получилась приятная статья. Народ у нас темный и безразличный к этим вопросам, больше верят слухам и прочим "источникам". Если уж и говорить о христианстве/протестантизме на страницах газеты, так это не между собой общаться, а к читателю обращаться с разъяснениями по поводу веры в Христа. Или идти в народ и жить среди них и показывать Того, Кто является центровой фигурой веры. Поэтому ув. Свящ. Михаил Неверов, напишите в колонке "Хлеб насущный" в КВ что нибудь из живого слова, пришедшего к Вам на сердце, поделитесь свежим откровением веры с читателями, пусть об будет благословлен..... Лысенко Константин. Юрист». "Религия и право", № 1, 2010
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |