Священнослужители и эксперты о контроле за преподаванием религиозной культуры16 Ноября 2009
В этом учебном году начинается эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры и светской этики. Уже определен список регионов, где школьники будут изучать этот предмет.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Российской академии образования, выразил надежду, что предложение президента о поэтапном внедрении в российских школах предметов, дающих представление о религиях, не будет пересматриваться. Он также надеется, что преподавание этого предмета будет "прозрачно и будет проходить под контролем общественности". "Я почти уверен, что будут возмущенные письма трудящихся", - заметил он. Противники изучения религиозной культуры в школе опасаются главным образом насильственной индоктринации, - того, что детям будут прививать некоторые воззрения вопреки воле их родителей. "Велика ли, на ваш взгляд, опасность насильственной индоктринации школьников? Считаете ли вы нужным общественный контроль за преподаванием этого предмета? Как он должен выглядеть?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям и экспертам. Священнослужители считают преувеличенной опасность насильственной индоктринации детей на школьных уроках Основ религиозной культуры. Вместе с тем они согласны, что общественный контроль за преподаванием этого предмета нужен. Игумен Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина согласен, что нужны органы, контролирующие преподавание религиозных дисциплин, но они должны быть компетентными. "Принуждение к определенной идеологии - это печальная реальность нашего времени. Это действительно насилие над личностью молодых людей. Поэтому, на мой взгляд, должна быть свобода преподавания религиозных дисциплин по всей вертикали образования",- сказал он. "Преподаватели должны быть тщательно подготовлены к подаче материла. Общественный контроль тут вряд ли будет компетентен, поскольку даже в высших общественных и государственных органах понятия о духовно-нравственном образовании и сама духовная культура невысоки",- подчеркнул отец Лука. "Я считаю, что обсуждать правильность или неправильность преподавания религиозных предметов имеют право только те, кто имеет прямое отношение к религии",- заключил священник. Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев не думает, что введение в школьную программу основ религиозной культуры и светской этики несет опасность насильственной индоктринации учеников. «У меня не возникает опасений такого рода», - заявил он. "О необходимости введения в российских школах такой дисциплины велись разговоры еще со времен Бориса Ельцина. Однако когда об этом говорили, предполагалось, что преподавать этот предмет будем мы - религиозные деятели всех существующих в России конфессий. Но поскольку у нас в стране религия отделена от государства, о чем четко прописано в Конституции, то в итоге пришли к согласию: учебные пособия готовят представители духовенства, а преподавать данную дисциплину будут учителя», - напомнил он. Исмаил-хаджи отметил, что общество не сможет контролировать преподавание основ религиозной культуры и светской этики – просто потому, что само безграмотно в плане религии. «Если и должен быть контроль, то только со стороны священнослужителей. Только так преподавание этой дисциплины можно будет сделать прозрачным», - подытожил Исмаил Бердиев. Рамзан-хаджи Докуев, руководитель аппарата управления Духовного управления мусульман Чеченской республики, подчеркнул, что без надлежащего нравственного образования человек потеряет свою духовность. "Духовность необходима любому человеку, независимо от национальности, профессии и пола. А духовность появляется лишь тогда, когда человек получает нравственное воспитание и знает основы религиозной культуры. Если человек бездуховен - он не патриот своей страны, он не гражданин", - сказал он. "Без контроля не происходит ни один процесс, и данный эксперимент тоже должен находиться под контролем и общественным, и религиозным, и государственным",- подытожил Рамзан-хаджи. Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Львович Коган считает, что эксперимент с преподаванием основ религиозной культуры - очень ответственный этап становления культуры в обществе. "Да, общественный контроль необходим. Опасность индоктринации, конечно существует. Необходимо во всех школах, где начинается эксперимент, обратить на него внимание родителей. Эксперимент должен быть добровольным. Все общество должно быть заинтересовано в этом, СМИ и государство в том числе",- сказал он. "Но я рад, что этот эксперимент начался. Я уверен, что повысится общий уровень культуры в обществе, если ввести в школьную программу православную дисциплину",- добавил раввин. В период изучения курса основ религиозной культуры и светской этики насильственной индоктринации школьников не будет, если данную дисциплину будут в равной степени преподавать верующие люди и обычные религиоведы, убежден священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве. «У любой страны, у любого государства и у любого народа есть определенные культурно-религиозные традиции, и было бы неразумно отрицать их. Поэтому их нужно изучать, причем следует соблюдать два условия», - заявил он. "Во-первых, преподавание должно вестись с точки зрения верующего человека, который прекрасно понимает то, о чем говорит. Этими людьми должны быть либо священники, либо миряне, имеющие навык катехизации. А во-вторых, преподавать основы религиозной культуры и светской этики должны также и люди, которые не имеют прямого отношения к Церкви и являются просто религиоведами. Таким образом, фон веры будет сохранен, а опасность насильственной индоктринации школьников будет предотвращена». Кроме того, считает он, «программа курса должна быть изложена в предельно ясной и четкой форме и опубликована. Таким образом, можно будет избежать самодеятельности преподавателя». «Над преподаванием данной дисциплины нужен общественный контроль. А осуществляться он мог бы предельно просто. Все знают, что в системе гособразования имеется так называемые корректирующие структуры, которые зависят от Минобрнауки. Пусть они и проверяют, как идет восстановление диалога между верующими людьми и светским обществом. Кроме того, я считаю, что необходимо привлечь ответственных за религиозное воспитание и образование в епархиях людей, чтобы они тоже взглянули, как преподают этот предмет. И тогда прозрачность курса будет абсолютно равной для всех. Ведь Церковь отделена от государства, но является неотъемлемой частью общества», - заключил отец Эдуард. «Я очень высоко ценю роль религии, Церкви, религиозных объединений и в становлении государства, и в воспитании личности. Религия должна занимать важнейшее место в воспитании подрастающего поколения, поэтому, безусловно, религиозные предметы должны преподаваться», - заявил первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Владимирович Бендас. Протестантский епископ выразил свою обеспокоенность относительно эксперимента по преподаванию в российских школах основ религиозной культуры и светской этики. "Насильственная индоктринация - не главная опасность этого эксперимента. Гораздо опаснее разделение подростков по религиозному признаку, поскольку в таком возрасте велика опасность дискриминации. Детей надо объединять, а не разделять», - подчеркнул он. "Патриарх Кирилл не случайно заметил, что преподавание этого предмета должно проходить под контролем общественности. В частности, это мог бы стать родительский контроль. Однако сегодня не в каждой российской семье интересуются, чему учат детей, и это внушает опасения, - добавил Константин Владимирович. «Вообще же я не думаю, что будет польза от этого предмета, поскольку религиозные дисциплины будут преподавать не подготовленные священнослужители, а светские люди. Они могут быть замечательными историками или литераторами, но не могут знать духа Священного Писания», - заключил Константин Бендас. Крайне необходимым считает введение в российских школах основ религиозной культуры и светской этики Депутат Госдумы третьего созыва, представитель партии "Гражданская сила", известный адвокат Александр Федулов. «В любом деле, которое происходит в России, всегда бывают перегибы», - заявил экс-депутат. «Но я не думаю, что с введением в школьную программу основ религиозной культуры и светской этики стоит опасаться насильственной индоктринации школьников, ведь в свое время Петр I прививал в России культуру и этот процесс привел к положительным результатам», - добавил он. Адвокат глубоко убежден, что «основы религиозной культуры и светской этики нужны людям, и, в первую очередь, молодежи». «Школа должна заниматься правильным формированием мировоззрения детей. Иначе, дети будут принимать идеологию телевидения, основанную на «Симпсонах», «Кока-коле» и «Пепси-коле», - подчеркнул он. «Общественный контроль за ведением этого предмета должен сводиться к контролю за методическими и учебными пособиями, которые будет издаваться в этом направлении. Кроме того, контроль должен ввестись и в кадровом плане. В частности, ни директор школы, ни директор гимназии, в которых будут изучаться основы религиозной культуры и светской этики, не должны позволять педагогам каких-либо перекосов в плане превосходства той или иной отдельной религии. В противном случае таких директоров стоит освобождать от занимаемой должности», - подытожил Александр Федулов. Никаких препятствий не видит на пути введения в школах основ религиозной культуры и светской этики член Общественной палаты РФ, президент Российской академии бизнеса и предпринимательства Ирина Горбулина. «Если российские школьники ничего не будут знать о мировых религиях, мировых культурах и о светской этике, то, прежде всего, это больно ударит по имиджу нашей страны», - заявила Горбулина. - «Поэтому на сегодняшний день главная опасность не в том, что изучение этого предмета может привести к насильственной индоктринации школьников, а в отсутствии знаний в этой области». "Чем глубже будет изучаться в школах такая дисциплина, тем больше будет уважение к представителям других наций, других конфессий, а также уважение к мировым культурам и традиции других религий. Такой расклад дела – это большой плюс. Поэтому я считаю абсолютно правильным решением ввести этот предмет», - добавила она. «Я согласна с патриархом Кириллом: преподавание этого предмета должно проходить под контролем общественности. А вот как это будет происходить – задача Общественной палаты, которая по определению является мостиком между правительством и обществом. Кроме того, не надо забывать и списывать со счетов родительские комитеты при классах, которые также могли бы осуществлять контроль за преподаванием основ религиозной культуры и светской этики», - заключила Ирина Горбулина. Директор Правозащитного центра ВРНС Роман Анатольевич Силантьев положительно относится к эксперименту введения в школах основ религиозной культуры. "Противники всегда есть и будут у любого начинания, это нормальное явление. Программа курса кому-то может показаться недопустимой. Философию, скажем, тоже невозможно преподавать так, чтобы это нравилось всем. И такие разногласия - не повод вообще не преподавать основы православия",- сказал он. "Противники эксперимента создали ему довольно мрачную репутацию, поэтому общественный контроль нужен. Надо предавать огласке случае перекосов в этом направлении, то есть внимательно относиться к этому. Нужно делиться опытом и вести обсуждения среди преподавателей и священников. Только так эта система будет с годами становиться совершеннее", - подчеркнул Роман Анатольевич. Виктор Петрович Лега, доцент МФТИ, кандидат богословия, доцент ПСТГУ, заведующий кафедрой философии ПСТГУ, считает, что основы религиозной культуры в школах должны преподавать священники. "Вероятность насильственной индоктринации - полнейшая глупость. Государство у нас светское, рычагов для навязывания религии у него нет. Нужно иметь в виду, что школьники должны иметь возможность получать те знания, которые они хотят",- сказал он. "Я не думаю, что необходимо вводить какой-то общественный контроль над этим экспериментом, достаточно просто следить за процессом в школах. Единственное, в чем мне видится проблема этого всего, так это недостаток кадров. Мне интересно кто будет преподавать такой специфический предмет как основы религиозной культуры",- подчеркнул Виктор Петрович. "И мне кажется странным, что преподавать такие предметы запретили священникам, это, на мой взгляд, нарушение Конституции. Ведь только священники смогут на высоком уровне преподавать основы православия нашим детям", - подытожил он. Заместитель декана по научной работе миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой истории миссий, доктор физ.-мат.наук, профессор Андрей Борисович Ефимов считает, что нужно не контролировать данный эксперимент, а наблюдать за ним. "Если этот процесс будет контролироваться Православной Церковью, то никакого насилия и навязывания не будет. Опыт такой уже есть, и нужно было общественности дать информацию о том, как уже преподается данная дисциплина в регионах",- сказал он. "Надо исходить из того, что данный эксперимент не должен подвергаться политическому контролю, а общественный контроль совсем не помешает. Нужно даже не контролировать, а наблюдать за экспериментом",- заключил Андрей Борисович. Источник: REGIONS.RU
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |