Православно-протестантский клинч. Конфликты, провоцируемые радикальными борцами с «сектами», раздражают руководство РПЦ МП и вдохновляют националистов23 Октября 2009
Отношения Православной церкви с религиозными меньшинствами в России, прежде всего, с неправославными христианскими церквями, находятся в процессе самоопределения. Сложность заключается в том, что Православие, как символ и стержень нашей истории и культуры, Церковь как хранительница самобытности, мира и согласия в стране (как предполагается в идеале), никогда не находилась в диалоге с другими российскими конфессиями, не выстраивала отношений с ними в рамках демократического общества. Как правило, Церковь находилась, как это ни парадоксально, по одну сторону с властью, которая репрессировала инаковерующих, в том числе и самих православных. В современной России у православия появился шанс стать инициатором межхристианского диалога и гарантом межрелигиозного мира. Религиозный бум 1990-х годов естественно породил сектоведческое движение в качестве реакции на агрессивное миссионерство со стороны, как христианских церквей различных направлений, так и новых религиозных движений. Возглавил это движение руководитель Центра Иринея Лионского Александр Дворкин, ставший в марте 2009 года председателем Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. Ученики Дворкина, журналисты и сотрудники миссионерских отделов епархий, подражающие резкому оскорбительному стилю Дворкина, появились почти во всех регионах России. К 2009 году, как очевидно из происходящих по всей стране конфликтов, противоречия между реальной социальной ролью инославных, в первую очередь, евангелистов, баптистов, пятидесятников, и невежественностью и национализмом последователей Дворкина стали непримиримыми. В Саратове сектовед Александр Кузьмин, член Совета Дворкина при Минюсте РФ, спровоцировал травлю харизматической церкви «Слово жизни» и других церквей в СМИ, после чего верующие не раз обращались в ФСБ и прокуратуру, но им отказывали в возбуждении дела. В Мурманске Церковь пятидесятников «На Мурмане» также судится с сотрудником миссионерского отдела епархии РПЦ МП сектоведом Антоном Тучковым, который обвинил христиан в экстремизме». Церковь Христа Спасителя евангельских христиан-баптистов Сыктывкара обратилась в прокуратуру по поводу дискриминационных статьей в «Епархиальных ведомостях» Сыктывкарской и Воркутинской епархии РПЦ МП, которые, по мнению баптистов, разжигают межрелигиозную рознь. Аналогичные статьи, в том числе от имени секретаря местной епархии игумена Филиппа (Филиппова) появлялись и в отношении Церкви пятидесятников, которая занимается реабилитацией наркозависимых. Если ситуацию не постарается изменить само руководство Московской патриархией, то судебные процессы по разжиганию межрелигиозной вражды будут проходить почти в каждом российском регионе. В силу того, что сектоведение Дворкина, построенное на оскорблениях, невежестве и созданию самого общего образа «страшных сект», ушло далеко от академического сектоведения, сравнительного богословия, и просто от здравого смысла, в рамках православного сектоведения произошел раскол. Фактически оппонентами Дворкина, постепенно уходящего в тень, с его «истеричным» образом стали преподаватель Московской Духовной Академии Роман Конь, написавший книгу «Введение в сектоведение», и Виталий Питанов - научный сотрудник Православного института религиоведения и церковных искусств, создатель сайта "Православная апологетика", также автор книги «Введение в сектоведение». Роман Конь в одном из своих интервью фактически отмечает, что методы Дворкина не соответствуют святоотеческим традициям. Описывая свой подход, в отличие от дворкинского, Конь говорит: «акцент делается не на психологических, медицинских и правовых аргументах, которые предполагают, что деструктивные культы «промывают мозги» своим адептам, разрушают общественные институты и угрожают самой целостности государства, а на доказательстве ложности еретических учений, стремящихся ниспровергнуть домостроительство Христово. Я лично не против поиска новых теорий в сектоведении, но, по моему мнению, они должны соответствовать святоотеческому дискурсу». Как, к примеру, православный миссионер отец Даниил Сысоев, посещавший протестантские церкви, Роман Конь также сторонник встреч с «сектантами», разговора с ними о православии, а не навешивания бессмысленных ярлыков. Позиции более академического и миссионерского сектоведения готово поддержать и священноначалие РПЦ МП, но даже робкие и обтекаемые заявления представителей патриархии сталкиваются с яростной критикой националистически настроенных православных деятелей. Так, 22 сентября в ходе круглого стола «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» в пресс-центре Славянского правового центра глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств и подчеркнул: «Наша Церковь будет стараться помогать в разрешении этой ситуации. Православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю». По поводу постоянных конфликтов, возникающих в регионах, в том числе под влиянием сектоведов между православными и протестантами, отец Всеволод отметил, что действительно есть случаи атаки на религиозные меньшинства, в которых часто бывает виновата не одна сторона. Подобные столкновения отравляют религиозную атмосферу, заявил отец Всеволод. Показательная реакция на это выступление на форуме отца Андрея Кураева. На форме появилось две темы для обсуждения «РПЦ за поддержку интересов религиозных меньшинств» и «Отец Всеволод Чаплин в Славянском правовом центре», однако они были вскоре удалены. Отца Всеволода обвиняли и в том, что он пришел пообщаться с экспертами и лидерами протестантских церквей, и в том, что он идет на поводу у «сектантов». А участник форума с именем и фамилией, похожими на руководителя миссионерского отдела Томской епархии сектоведа Максима Степаненко, на которого также подавали иски в суд представители религиозных меньшинств, прямо обвинил отца Всеволода в предательстве. Однако с открытой критикой Отдела внешних церковных связей выступило православной агентство «Русская линия» в статье Андрея Рогозянского «Досадная ошибка, которая может дорого стоить». Автор предостерегает представителей Московской патриархии от любых форм диалога с инославными христианами и возмущается тем, что глава ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) ответил на письмо пасторов пятидесятнической церкви Саратова «Слово жизни», которые обвинили православную епархию, а также выступающего по ТВ и в печатных СМИ от имени православия сектоведа Кузьмина, в разжигании межрелигиозной розни. В своем письме владыка Иларион называет пасторов церквей христиан веры евангельской «Слов жизни» «братьями во Христе» и призывает пятидесятников к диалогу с Саратовской епархией РПЦ МП, куда также было направлено соответствующее письмо главы ОВЦС. Рогозянский опасается того, что «игры в плюрализм» продолжатся: «ужели архиеп. Иларион (Алфеев) намеревается распространить новую практику и на другие епархии? Если петиции, сходные с саратовской поступят в ОВЦС (а таковые почти наверняка поступят) из десятков других регионов…». На форуме Кураева в рамках темы «Новый анекдот из жизни сектозащитников» некоторые православные даже не поверили в истинность письма владыки Илариона, а адвокат Дворкина Александр Корелов подтвердил угрозы сектоведа Кузьмина о скорой ликвидации церквей пятидесятников: «стараниями государства этой секте отведена определенная роль, которая будет очевидна в ближайшие год два, может быть три... Поэтому речь епископа Иллариона носила явно миссионерский характер. Но это пока следите за событиями, как говорится...». Однако события 2009 года говорят скорее в пользу протестантов: в мае владыка Иларион встречался представителями Союза баптистов, 5 июня 2009 года Иларион принял представителей Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), в июле глава ОВЦС принял всех глав и представителей протестантских союзов, 5 октября принял около 60 протестантских пасторов, в том числе и пастора Дмитрия Таранова из саратовского «Слова жизни», 15 октября во главе с владыкой Илларионом и при участии пятидесятников, баптистов и др. состоялось заседание секретариата Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК). Столь интенсивного диалога с отечественными протестантами в истории ОВЦС еще не было. Обвинения «сектантов», даже членов христианских протестантских церквей, в убийствах, изуверстве, в зомбировании и гипнозе, предательстве интересов Родины, в «шпионстве» (как обвиняли протестантов сотрудники Тульской епархии РПЦ МП), в пособничестве Западу, в размывании русского православия и намеки на то, что именно «сектанты» развалят нашу русскую землю – все это обычная националистическая риторика, которая наиболее ярко проявляется в эпохи кризисов. Естественно, что радикальные борцы с «сектами» выступают вместе с националистами. Вопиющий, но похоже характерный случай был выявлен в Хабаровске Следственным отделом по г. Хабаровску Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю. Против распространителей известной листовки против Общества сознания Кришны «Осторожно секта», раздававшейся в ходе проведения фестиваля Культуры Индии 19 июня 2008 года на набережной Амура, Н. Э. Нагорного, Д. Е. Колоскова и Я. В. Соловьева еще в ноябре 2008 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании межрелигиозной розни. Листовка основана на материале, написанном сектоведом, учеником Дворкина Александром Кузьминым. Оскорбительная акция против кришнаитов, как оказалось в ходе следствия, была устроена представителями Хабаровской епархии РПЦ МП, движением «Молодая гвардия Единой России» и националистическим движением «Русский клуб», известного распространением откровенно фашистских листовок – самые мягкие заголовки «Нас спасет национализм»,
В обвинительном заключении со слов свидетелей подробно описывается, как активисты договаривались распространять листовку и материалы саратовского сектоведа Кузьмина: «В 2007 году он познакомился с Соловьевым Яковом и Смирновым Алексеем, которые рассказали ему, что они являются представителями движения «Русский клуб». В июле 2008 года указанные лица, а также Колосков Денис в кафе «Гвардейский погребок», познакомили его с Нагорным Николаем и Иванишко Игорем. Данных парней ему представили как членов организаций «Молодежный клуб при Хабаровской Епархии Православной церкви» и «Молодая Гвардия». В ходе совместной беседы Иванишко и Нагорный сообщили им, что на набережной р. Амур в г. Хабаровске будет проходить «Фестиваль Индийской культуры», который организует местная секта кришнаитов, поэтому молодежный отдел Хабаровской Епархии, а также «Молодая гвардия» намерены провести во время данного фестиваля акцию протеста, на которой будет организована раздача листовок с текстом, предостерегающим население г. Хабаровска от действий адептов секты кришнаитов. Нагорный также сообщил, что данную идею разработал он лично при участии Иванишко, дал несколько экземпляров листовок для ознакомления, Нагорный пояснил, что за участие в массовке заплатит, сумма не оговаривалась. Также в ходе общения с Иванишко и Нагорным он узнал, что текст листовок выложен для обсуждения и изучения на форуме сайта молодежного отдела Хабаровской Епархии в сети Интернет; текст выкладывал Нагорный под псевдонимом «Ники», а модератором данного форума является Иванишко». При этом дело об антикришнаитской листовке, которая была признана экстремистским материалом 29.01.09, а 23 сентября 2009 года это решение было отменено, еще не закрыто. Дело направлено на новое рассмотрение. В защиту оскорбительных материалов выступают сектовед А. В. Кузьмин, а также активисты «Молодой гвардии Единой России» - привлеченный к уголовной ответственности Н. Э. Нагорный и глава Хабаровского отделения «Молодой гвардии» И. П. Джуляк. В роли защитника выступает адвокат Дворкина Александр Корелов. Напомним, что Общество сознания Кришны, согласно листовке и справке Кузьмина, представляет «тоталитарную секту кришнаитов, известную по всему миру преступлениями против человека и общества–финансовыми махинациями, трудовой и сексуальной эксплуатацией, торговлей оружием и наркотиками, убийствами и другими противоправными деяниями»; «Секта кришнаитов представляет собой яркий пример античеловеческой организации». Из текста следует вопрос: либо автор листовки и справки, либо Общество сознания Кришны должны быть привлечены к уголовной ответственности? По существу такого же рода «безумные» обвинения выдвигаются и против других религиозных объединений, против евангельских церквей, которые остаются все же главной мишенью для борцов с «сектами». Продвижению межрелигиозного диалога будут по-прежнему мешать, по крайней мере, два фактора. Во-первых, это жесткая националистическая охранительная идеология «традиционных религий» и противостоящих им «сект», которой придерживаются многие церковные деятели, чиновники, а СМИ легко подхватывают «страшилки». Причем, официально руководство епархий или чиновники держаться от сектоведов в стороне и в интервью высказывают опасения тем, что они создают напряженность в обществе. Во-вторых, неизбежная активная прозелитическая деятельность и протестантов, и тем более новых религиозных движений, с которыми невозможно договориться, как с католиками, по поводу того, чтобы они не обращали потенциальных православных. Однако в любом случае, как показывает история России и некоторых европейских стран, борьба с инаковерующими никогда не достигает своей цели, как и крайний национализм не приводит к процветанию и сохранению единства страны. Роман Лункин,
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |