Пастор Дмитрий Таранов: Практическая сторона изменения закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Пастор Дмитрий Таранов: Практическая сторона изменения закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»
19 Октября 2009

В Министерство Юстиции РФ на экспертизу представлен законопроект, который предполагает внесение изменений в Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. На подготовку этих поправок государственные служащие потратили около двух лет.

На первый взгляд, предлагаемые внесения изменений звучат ладно, да складно, если не вдаваться в подробности. Казалось бы, и миссионерству дали определение, и экстремизм предупредили, и сектантам спуску не дали. Да вот только на практике все это представляется с трудом, а если и представляется, то с массой вопросов.

Довосемнадцатилетние граждане, желающие посетить богослужение какой-либо религиозной организации, теперь столкнутся с рядом неудобств. Во-первых, на входе согласно поправкам, отныне, молодежь должны будут встречать паспортно-пропускные службы, если же документ отсутствует, извините, приходите в следующий раз. Кроме того, молодой человек обязан будет предоставить на «кпп» согласие родителей в письменной форме. Во избежание подделок подобного документа, возникнет необходимость заверения его у нотариуса. А если, вдруг, этот молодой человек все-таки попал на служение и ему понравилось, то при желании поделиться своими впечатлениями с одноклассниками или сокурсниками, необходимо будет получить лицензию на это право, потому как попадает оно под определение миссионерства. Только вот лицензии ему не получить, ведь пришел он в первый раз и никто из руководства религиозной организации его не знает, а потому придется помалкивать, чтобы не быть оштрафованным за свое «браконьерство», до тех пор, пока не зарекомендует себя человеком достойным этой самой лицензии.

Если же все-таки, несовершеннолетний каким-то образом проберется на богослужение без согласия родителей, то вопреки его законным правам, ввиду правовых нововведений, ему воспрепятствуют участвовать в собрании, сбежавшиеся, руководители религиозной организации, следящие за собравшимися посредством какого-нибудь спецоборудования. Но не стоит отчаиваться молодым людям, ведь можно подать в суд на служителей о нарушении прав, на основании статьи 3, п.5 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединений»: «Подвержение принуждению не участвовать в богослужении».

Сложнее обстоят дела с миссионерством. Появляется достаточно благозвучное определение миссионерства, с обозначенными границами его действия и обязательным лицензированием. Под это определение попадает Великое поручение Христа из евангелия от Матфея 28:18—20. Соответственно, все верующие, исполняющие это Великое поручение должны будут лицензироваться. Если, по каким-то причинам нет возможности получить лицензию, тогда миссионер может подозвать человека, которому предполагается адресовать свидетельство, поближе к месту расположения религиозной организации и рассказать ему суть послания, на что лицензия не требуется, т. к. эта ситуация уже не попадает под определение миссионерства.

Возникают проблемы с границами пределов, принадлежащих религиозному объединению. Кроме архитектурных нормативов ( 3—5 м от здания), любые другие на практике не представляются, разве что деление городов на территориальные участки (делянки) от столба до столба. Тогда по территориальному признаку «вовлечение при помощи средств массовой информации либо другими законными способами» невозможно. Дело в том, что, например, телевизоры всех религиозных объединений территориально пересекаются. Соответственно, любая информация одного из религиозных объединений на телевидении будет расцениваться как миссионерская деятельность «в пределах объектов религиозного назначения, принадлежащих другому религиозному объединению, без письменного согласия его руководящего органа». Также, в России широко распространена практика проведения пикетов-протестов близ неугодных религиозных объединений. Практически не представляется, каким же образом теперь миссионеры-саботажники будут получать письменное согласие у руководящего органа религиозной организации на проведение против них пикета на прилежащей территории?

Одним словом, это изменение Федерального Закона принесет государству не малые денежные средства, потому что штрафовать можно будет каждого первого.
По-моему мнению, можно сделать следующие выводы:
- инициатива изменения существующего закона в подобном виде развяжет массу судебных разбирательств, с, пока ещё, туманными инструментами их осуществления;
- деление на территории по религиозному признаку создаст ещё большее межрелигиозное напряжение, конфликтогенную религиозную ситуацию в стране, в целом;
- миссионерская деятельность, приобретая характер «запретного плода», повлечет за собой всевозможные внезаконные интриги, дестабилизирующие ситуацию в регионах.

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нуждается в значительной редакции и выработке ряда механизмов, регулирующих деятельность как религиозных организаций, так и правовых структур. К сожалению, на сегодняшний день это отдано на откуп заинтересованным сторонам, когда прокурор может выписать предостережение о ненарушении закона религиозной организации за то, что та не выработала механизм отслеживания несовершеннолетних, посещающих богослужения без согласия родителей.

Пастор Дмитрий Таранов,
Полномочный представитель председателя РОСХВЕ
в Саратовской области
специально для www.cef.ru






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru