Миссия нового порядка. Министерство юстиции РФ намерено ввести процесс проповеди в правовое русло, которое больше похоже на "прокрустово ложе"19 Октября 2009
Российские чиновники привыкли не доверять гражданам, несмотря на то, что сами они призваны служить народу. Это недоверие между гражданами и чиновниками по многим позициям взаимное. Новые поправки, предложенные Министерством юстиции РФ к Закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года, в особенности касающиеся регулирования миссионерской деятельности, говорят о том, что власть не верит в то, что отдельный гражданин нашей страны может сделать разумный выбор, если столкнется с проповедником какой-либо "нетрадиционной" христианской конфессии или иной религии. Прежде всего, к разработке такого рода законопроектов ведет постоянный страх по поводу массы православного населения России, которое торжественно и со слезами и умилением (как обычно отмечает портал "Интерфакс-Религия") приветствует Патриарха, но не знает своей веры. Между тем, учитывая давление со стороны "традиционных" религий – Московской патриархии и мусульманских объединений "традиционного" для России ислама, а также тот путь, который прошли эти поправки, следует признать, что Минюст РФ избрал немного более демократический и даже, в некотором роде, либеральный подход. Долгая дорога к разработке поправок о миссионерской деятельности началась в 2000 году, когда была принята путинская "Концепция национальной безопасности России", где содержалась глава о духовной безопасности и необходимости контроля за миссионерской деятельностью. После этого Правительством РФ Минюсту было дано поручение разработать соответствующий законопроект. В 2006 году Минюст РФ представил на суд религиозных объединений проект целого Закона "О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконной миссионерской деятельности". Этот проект был сразу отвергнут всеми – и православными, и мусульманами, и протестантами, и иудаистами и др. – на заседании правительственной Комиссии по религиозным объединениям, деятельность которой тогда курировал Дмитрий Медведев. Однако Минюст РФ не оставил своих попыток ввести правовой контроль миссионерства. 18 сентября 2009 года деятели разных религиозных объединений обсудили на круглом столе в министерстве новые поправки, а 12 октября отредактированный текст поправок был опубликован на сайте Минюста РФ. Одно из основных достоинств проекта – отсутствие в нем главы о религиоведческой экспертизе (которая была в проекте, розданном 18 сентября), где уже законодательно закреплялись широкие полномочия Совета по государственной религиоведческой экспертизе Минюсте РФ во главе с "сектоведом" Александром Дворкиным. Безусловно, это заслуга общественности – экспертов и религиозных деятелей, которые в рамках акции "Инквизиторам-нет!" выступили против Дворкина и его учеников, долгие годы оскорблявших верующих разных конфессий, а теперь ставших экспертами Минюста РФ. От предыдущего проекта 2006 года в поправках 2009 года осталось фактически только главное положение – любой проповедующий за пределами культового здания человек должен иметь документ от религиозной организации или религиозной группы, которая уведомила органы власти о своем существовании и получила об этом соответствующую бумагу от органов регистрации. Проект и 2006 года, и нынешний фактически запрещают проповедовать простым верующим без специальных полномочий и соответствующих документов. Он предлагал дополнить Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" Статьей 17(1) (в нынешнем варианте Ст. 18(1), в которой, в частности, отмечается (п. 3), что миссионерскую деятельность могут осуществлять служители религиозных организаций и члены их органа управления. Служители и члены органа управления должны иметь при себе документ, удостоверяющий их статус, а "иные лица" – решение органа управления организации с разрешением на проповедь. Однако помимо этого, согласно п. 3 ст.18(1), любой миссионер должен предоставить в территориальный орган федерального органа государственной регистрации целый пакет документов: уведомление о намерении осуществить миссионерскую деятельность; удостоверение личности; документ или решение органа управления религиозной организации. Для иностранных граждан еще требуется виза либо документ о регистрации. Предложенные сейчас поправки смягчили положение о том, что миссионеры не могут проповедовать вблизи объектов религиозного почитания иных религиозных объединений. В проекте 2006 года говорилось, что такая проповедь будет караться, если миссионера заметят менее, чем в 100 метрах от чужой церкви. В современной редакции просто нельзя проповедовать "в пределах" объектов религиозного почитания иных религиозных объединений, что вполне разумно. Одним из самых неожиданных и уникальных в правовой практике в проекте 2006 года был запрет на осуществление миссионерской деятельности, "обращенной к людям, находящимся в тяжелых жизненных обстоятельствах, и сопряженной с обещаниями вывести их из данного положения". Авторы законопроекта ссылались на необходимость упорядочивания миссионерской деятельности в целях противодействия прозелитизму. А в Уголовном кодексе РФ предлагалась новая редакция ст. 239 ч.1, предусматривавшая случаи нанесения вреда религиозными организациями не только здоровью граждан, но и "нравственности, либо с принуждением к разрушению семьи, либо с принуждением членов данного объединения или иных лиц к отчуждению, принадлежащего им имущества в пользу объединения". Все эти самые одиозные поправки в современном проекте исчезли, поскольку они могли затронуть любую общину и любое религиозное объединение, в том числе и РПЦ МП. Однако поправки 2009 года также внушают страх религиозным деятелям. Против законопроекта высказались глава Российского Союза евангельских христиан баптистов Юрий Сипко, протодиакон Андрей Кураев, управляющий делами РОСХВЕ (пятидесятников) епископ Константин Бендас. По общему мнению, проповедовать может и должен каждый верующий без официальной бумажки, а от сердца. Кроме того, само понятие миссионерства является чисто религиозным, а поэтому его жесткая регламентация и бюрократизация будет, по сути, вмешательством государства во внутренние дела религиозных объединений, что противоречит действующей Конституции РФ. Один из героев советского времени, пострадавших за исповедание христианства, епископ нерегистрированных пятидесятников Иван Федотов даже сравнил попытки строго контролировать проповедников с введением законодательства 1929 года, с тем отличием, что в тюрьму за незаконное миссионерство разных видов не посадят и не расстреляют, а лишь оштрафуют на сумму от двух до пяти тысяч рублей. Один из защитников проекта поправок Минюста РФ член Экспертного совета при Минюсте РФ "исламовед" Роман Силантьев полагает, что поправки были согласованы с представителями "традиционных" религий и защищают их интересы от мошенников и тех, кто прикрывается именем "традиционных" религий. Эта проблема больше всего беспокоит "традиционные" мусульманские объединения страны. Однако в основном, в "православных" регионах России законопроект коснется тех, кого граждане уже давно научились различать и не спутают с мусульманами или православными. Это члены Общества сознания Кришны, шествующие по улице (весьма возможно без доверенности), баптисты, пятидесятники, евангелисты, раздающие христианскую литературу, мормоны с бейджиками на костюмах и многие другие. Как отметил Р. Силантьев, выступая 13 октября в эфире русской службы Би-Би-Си, в Минюсте РФ заверяют, что за разговор о вере в вагоне поезда без доверенности, скорее всего, штрафовать не будут. Тем не менее, все будет зависеть от того, кто проповедовал – православных санкции Минюста не коснутся, а баптиста еще по царской русской традиции высадят и оштрафуют, да и мормона тоже. Отдельные недоуменные вопросы вызывает запрет вести миссионерскую деятельность "в пределах административных зданий государственных органов или органов местного самоуправления и на обслуживающих эти здания земельных участках". В России уже появились культовые здания, к примеру, православные церкви и часовни, на территории зданий госорганов. На территории Мосгорсуда стоит часовня, где есть духовенство и свой приход, куда в качестве членов входят и судьи, – будет ли это считаться с миссионерством? Есть православная часовня и на территории МВД РФ. Поправки резонно предусматривают штраф за вовлечение несовершеннолетних в деятельность религиозного объединения вопреки их воле и (или) без согласия их родителей или других законных представителей. Однако караться будет также "не воспрепятствование несовершеннолетнему участвовать в собраниях религиозного объединения, путем проведения бесед с несовершеннолетним, передачи для ознакомления печатных, аудио – и видеоматериалов, а также предоставление несовершеннолетнему материальных благ за участие в деятельности религиозного объединения". Это означает, что если "традиционные" религии считают "сектой", к примеру, харизматическую Церковь пятидесятников, то ей нельзя будет пускать в свой социальный центр бездомных детей или детей, у которых есть родители, пьющие без просыпа, а дети гуляют сами по себе (а это самый распространенный случай). Опасность поправок Минюста РФ заключается в том, что правоприменительная практика этого закона будет гарантированно репрессивной. Нельзя ожидать толерантного отношения к иным религиозным традициям и движениям от многих православных руководителей и активистов, а тем более от сектоведов, дискредитирующих православие. Нельзя ожидать толерантности от чиновников, рассчитывающих на продвижение по службе с помощью поддержки лишь "традиционных" религий и неформальной дискриминации других. Тем, кто хочет или под влиянием масс-медиа уже видит врагов и "сектантов" среди верующих и миссионеров иных религий, этот законопроект даст массу новых поводов отыграться на инаковерующих. Особенно если это проповедь о воздаянии за грехи, об их искуплении, о необходимости подготовки к Страшному Суду. Все это, согласно поправкам, может быть "психологическим давлением, манипуляцией сознанием" с последующим штрафом до пяти тысяч рублей. Роман Лункин,
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |