"Пресс-служба РОСХВЕ": Религиозные и общественные деятели выступили против навязывания государственной идеологии1 Октября 2009
В Москве состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?».
Ответ на заявленный в теме мероприятия вопрос пытались найти лидеры христианских церквей разных деноминаций, общественные деятели, религиоведы и правозащитники. На заседании под председательством директора Института религии и права, старшего научного сотрудника Института Европы РАН Романа Лункина, шли горячие дискуссии по поводу введения в школьную программу предмета «Духовно-нравственная культура» и создания института военного духовенства в армии. - Я против того, чтобы православие было идеологией, тем более обязательной, - заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин. - Но я не приемлю и скептическое восприятие религии, секуляризм или западную политическую систему в качестве основной идеологии. Я считаю, что наша церковь пришла к правильному выводу, который получил поддержку государства, – в школах и в армии должен быть мировоззренческий выбор. В то же время протоиерей согласился с тем, что в обсуждаемых законопроектах поддержку получили только крупные конфессии, а малочисленные «пока не нашли пути к реализации права на присутствие своего мировоззренческого выбора в школе и в армии». Всеволод Чаплин отметил, что православная Церковь будет помогать религиозным меньшинствам в решении этого вопроса. Также он упомянул: «Очевидно, что в армии кто-либо из служителей будет главным. Странно слышать, когда какая-либо религиозная группа, имеющая 1-2 последователей в военной части, желает иметь доступ ко всем». По словам священнослужителя, в Европе «успешно практикуется модель, предполагающая наличие разных мировоззренческих групп в армии и в школе». Представители старообрядчества выразили несогласие с предлагаемым проектом духовно-нравственного воспитания детей в школе. «Нашей стране нравственное возрождение нужно, но на конфессиональной основе оно невозможно, - заявил представитель Союза старообрядческих начетчиков, редактор информационного портала «Современное Древлеправославие» Алексей Шишкин. - Сегодня нам нужно заключить нравственный пакт, в котором к единому нравственному минимуму придут представители всех конфессий. Это поможет нам объединиться и предпринять конструктивные действия для возрождения нашей страны».
Первый заместитель Председателя, управляющий делами Российского объединённого Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), епископ Константин Бендас обратил внимание на то, что искусственное разделение школьников по национальному или религиозному признаку, особенно в 11-летнем возрасте, может губительно сказаться на их воспитании. «Любой психолог скажет, что это возраст нигилизма, пренебрежительного отношения детей к тем, кого они относят к маргиналам, идет противопоставление толпы индивидууму. Это разделение неизбежно приведет к конфликтам», - сказал епископ. Также он поднял еще одну важную тему: «А что делать детям, у которых родители являются представителями разных конфессий? В семейном кругу они могут договориться: сегодня пойти на литургию, а завтра совершить намаз. А как быть в школе? Это рознь, которая может привести к серьезным последствиям и в сфере образования, и в обществе в целом». По поводу военного духовенства в армии, Константин Бендас отметил, что сегодня в России, вероятно, нет ни одной военной части, где бы не служили протестанты, а их права могут быть ущемлены. Предлагаемый проект Федерального закона о военных капелланах, текст которого, как выяснилось, мало кому известен, имеет множество существенных недостатков. «Такой законопроект не должен приниматься кулуарно», - подчеркнул епископ. - Я категорически против предмета «основы православной культуры» в школе, - заявила доктор философских наук, профессор Академии труда и социальных отношений, ответственный секретарь редколлегии журнала «Религиоведение» Екатерина Элбакян. - Это разъединяет общество. Может начаться вражда между детьми на конфессиональной почве. Такие конфликты самые долговечные. Они передаются из поколения в поколение. Сначала мы разделим классы, а потом что? Начнем делить город на кварталы и расселять всех согласно конфессиональной принадлежности? Профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ Ольга Васильева отметила еще одну серьезную проблему, с которой могут столкнуться образовательные учреждения: «Найти профессиональных педагогов для ведения шести предлагаемых на выбор предметов – нереально». По поводу института духовенства в армии, Ольга Юрьевна сказала, что далеко не каждому военному начальнику может понравиться присутствие в его части и священнослужителя. Эти вопросы тоже предстоит решать. С критикой проекта закона о введении института военных капелланов в армии выступил адвокат, профессор РГГУ, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. По его словам, «законопроект составлен неграмотно», «многие вопросы в нем прописаны просто безобразно». Цели и задачи не соответствуют друг другу. Также адвокат отметил, что сегодня в обществе существуют стереотипы, будто бы протестанты не служат в армии. Соответственно, и духовные наставники им не нужны. Однако, «тридцать тысяч отказников – это не протестанты, прихожане евангельских церквей добросовестно служат в российской армии, лишь единицы из них выбирают альтернативную службу без ношения оружия». Это нужно учитывать и, по мнению Анатолия Пчелинцева, доробатывать закон с привлечением общественности. Специалист в области государственно-конфессиональных отношений, действительный государственный советник РФ I класса Андрей Себенцов задал следующие вопросы, по поводу обсуждаемого законопроекта: «Для чего нужны капелланы в армии? Для миссионерской деятельности или для духовного окормления верующих? Или под видом духовного окормления одни конфессии будут преграждать путь другим?» Согласно законопроекту, предполагается, что если десять процентов военнослужащих в части относятся к одной конфессии, то к ним пришлют священнослужителя этой конфессии. «Здесь возникает еще один вопрос, - отметил Андрей Евгеньевич, - а как будут формироваться военные части? Если формировать их без учета религиозной принадлежности, то все, кроме православных христиан и мусульман, останутся без духовных наставников. Если же – с учетом религиозной принадлежности, то надо сказать, это будут очень странные части». Закончил свое выступление Андрей Себенцов следующей ободряющей фразой: «Глупые законопроекты не всегда воплощаются в жизнь, поэтому есть надежда, что и обсуждаемые нами законопроекты в таком виде, в каком они есть сейчас, не примут». Пресс-служба РОСХВЕ
Ссылки по теме:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |