Нельзя разделять школу по конфессиональному признаку, иначе учащиеся будут бороться между собой на религиозной почве, полагает религиовед Екатерина Элбакян29 Сентября 2009
Нельзя разделять школу по конфессиональному признаку, иначе учащиеся будут бороться между собой на религиозной почве, полагает религиовед Екатерина Элбакян, доктор философских наук, профессор Академии труда и социальных отношений, ответственный секретарь редколлегии журнала «Религиоведение». Об этом Екатерина Элбакян заявила 22 сентября в пресс-центре Славянского правового центра, где состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» с участием экспертов и представителей христианских церквей. Круглый стол прошел по инициативе Института религии и права и Общественного движения за светское и демократическое государство, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Как отметила Элбакян, «Моя позиция - и по поводу введения ОПК и по поводу введения теологии в номенклатуру ВАКовских специальностей - ни для кого не является секретом, она отражено во многих моих публикациях и выступлениях. Я категорический противник введения ОПК в школах, так как позиция жесткого конфессионализма не объединяет, а разъединяет общество». У религии, по словам религиоведа, есть функция интегрирующая, но ей может быть присуща и дезинтегрирующая, разъединяющая функция. В такой многоконфессиональной стране как Россия очень сильна опасность конфликтов на религиозной почве. Конечно, отметила Элбакян, надо избежать советских крайностей, когда дети вообще не знали, что такое религия, но для того, чтобы преподавать этот предмет в школах он должен преподаваться беспристрастно и объективно. «Согласно ключевому принципу религиоведения мы не рассуждаем, есть Бог или нет, не навязываем, а рассматриваем религию как культурный феномен. В школе нужна не теология, а светские знания о религии. Исходя из той роли, которую конфессия играет в жизни общества и конкретного региона, должно уделяться время в сетке часов. Однако надо исходить из того, что нет плохих и хороших религий. Иначе школы придется разделять по конфессиональному признаку, а учащиеся будут бороться между собой на религиозной почве, классы будут разделены, может быть, мы даже микрорайоны будем разделять на места, где проживают протестанты, мусульмане и православные. Я настаиваю на том, что в школах необходимо преподавать не религию, а знания о религии», подчеркнула Екатерина Элбакян. Напомним, что в ходе дискуссии на круглом столе были затронуты проблемы протестов неправославных верующих против присутствия «сектоведов» во главе с Дворкиным в Совете при Минюсте РФ, а также введение «Основ православной культуры» в школах и института военного духовенства в армии. В целом общественность не против этих инициатив, но, по мнению значительной части экспертов и представителей христианских конфессий, нельзя вводить их с помощью государства административными методами, как раньше. Тем более что отсутствуют учебники по ОПК (никто не знает, как по существу будут экспериментировать над детьми), а существующая практика преподавания православия и внедрения православного воспитания в армии приводила в некоторых случаях к враждебному отношению к иным конфессиям как к «сектантам». Безусловно, неожиданностью и открытием для многих стали слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП отца Всеволода Чаплина, который признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств, и заявил, что и религиозному большинству, и религиозному меньшинству пора прекратить «войну всех против всех». Кроме того, в РПЦ МП готовы поддержать права религиозных меньшинств в школе и армии. По словам высокопоставленного представителя патриархии, «православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю». Ссылки по теме:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |