В Православной церкви и за ее пределами еще не научились отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево, полагает профессор Анатолий Красиков29 Сентября 2009
В Православной церкви и за ее пределами еще не научились отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево, полагает профессор Анатолий Красиков, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Об этом Анатолий Красиков заявил 22 сентября в пресс-центре Славянского правового центра, где состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» с участием экспертов и представителей христианских церквей. Круглый стол прошел по инициативе Института религии и права и Общественного движения за светское и демократическое государство, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Как отметил Анатолий Красиков, «Я являюсь членом Православной церкви и люблю свою церковь, но и в рамках нашей Церкви и за ее пределами еще не «научились научиться», как отдавать Богу Богово, а Кесарю кесарево. На этом мы все время спотыкаемся – спотыкаются многие - и люди церковные и светски, в том числе и представители государственного аппарата на разных уровнях. Нам нужно и миссионерство, о чем говорилось на последнем Поместном Соборе, нам нужно и духовное просвещение православных и не только православных. Обществу нужно также утверждение христианских ценностей. Однако методы, с помощью которых достигаются эти важные цели, могут быть разными. Как историк, подчеркнул Анатолий Красиков, «могу сказать, что можно поступать как великие деятели ХХ века, например, такие как митрополит Никодим (Ротов), который ратовал за решение многих перечисленных этих задач в условиях атеистического режима. Это отец Александр Мень – великий проповедник, который в какой-то момент смог завладеть умами и сердцами миллионов слушателей и телезрителей, проповедуя истину подлинного христианства. Сегодня тысячи священников делают эту работу и большой им за это поклон». Однако, по словам Красикова, можно поступать и противоположным образом. Например, так как когда-то уже почивший митрополит Иоанн (Снычев), который до сих пор пользуется большим авторитетом, или как епископ Диомид, который уже лишен сана. Или же как нынешний епископ Пермский Иринарх, для которого толерантность – как красная тряпка для быка. Он мобилизует против нормальных отношений между христианами все свои силы, не будучи одернутым кем бы то ни было. Этим же занимаются многие высокопоставленные чиновники в госаппарате». Казалось бы, подчеркнул Анатолий Красиков, «мы должны радоваться, что пришли к власти люди верующие, но вместо того, чтобы занять позицию, которая диктуется их положением, они злоупотребляют своими служебными возможностями. Камертоном того, что хорошо, а что плохо для Православной церкви являются «Основы социальной концепции» 2000 года, где четко написано, что государство не вмешивается в дела церкви, а церковь в дела государства. Для чиновников камертоном должны быть Конституция и международные договора. На деле к этому не прислушиваются, а поэтому мы спотыкаемся на ровном месте, в том числе и в вопросах преподавания религии и во многих других». Анатолий Красиков пожелал всем стремления понять друг друга. По словам ученого, «сейчас и у людей церкви, и у инославных, и у светских людей появились новые возможности – эти возможности были созданы последним Поместным Собором. Было решено воссоздать специальный орган – межсоборное присутствие. До революции 1917 года было предсоборное присутствие, подготовившее знаменитый Собор 1917-1918 годов. До сих пор идет дискуссия, надо ли применять решения этого собора. Надо идти к Собору 1917-1918 годов, глядя вперед, и тогда будут решены проблемы между верующими разных конфессий, между верующими и неверующими, и Институт религии и права и другие неправительственные организации могут и должны внести в это свой посильный вклад». Напомним, что в ходе дискуссии на круглом столе были затронуты проблемы протестов неправославных верующих против присутствия «сектоведов» во главе с Дворкиным в Совете при Минюсте РФ, а также введение «Основ православной культуры» в школах и института военного духовенства в армии. В целом общественность не против этих инициатив, но, по мнению значительной части экспертов и представителей христианских конфессий, нельзя вводить их с помощью государства административными методами, как раньше. Тем более что отсутствуют учебники по ОПК (никто не знает, как по существу будут экспериментировать над детьми), а существующая практика преподавания православия и внедрения православного воспитания в армии приводила в некоторых случаях к враждебному отношению к иным конфессиям как к «сектантам». Безусловно, неожиданностью и открытием для многих стали слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП отца Всеволода Чаплина, который признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств, и заявил, что и религиозному большинству, и религиозному меньшинству пора прекратить «войну всех против всех». Кроме того, в РПЦ МП готовы поддержать права религиозных меньшинств в школе и армии. По словам высокопоставленного представителя патриархии, «православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю». Ссылки по теме:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |