Без права на религию. Саратовская епархия полностью поддержала антисектантскую кампанию сектоведа Александра Кузьмина21 Сентября 2009
Отрицание конфликта никогда не приводит к его разрешению, но позволяет скрывать от несведущих людей реально положение дел. Такая ситуация сложилась вокруг антисектантской кампании против евангельских церквей, которую уже давно проводит в Саратовской области сектовед, ученик Дворкина, и член Экспертного совета при Минюсте РФ, возглавляемый Дворкиным, Александр Кузьмин. Оскорбительные для протестантов статьи и телеинтервью стали обычным фоном для существования протестантских церквей. По существу на стороне Кузьмина выступали представители власти и местные СМИ, а прокуратура и ФСБ отказывались видеть в обвинениях Кузьмина разжигание межрелигиозной розни и вражды. Протестанты Саратова не ассоциировали напрямую сектоведа Кузьмина и православие само по себе, однако сама Саратовская епархия встала на защиту такого рода деятельности по дискредитации целого ряда религиозных объединений, прежде всего, пятидесятников. На официальном Интернет-сайте Саратовской и Вольской епархии РПЦ МП появилась статья «О дурном сне и медвежьей услуге. Почему защитники «Слова жизни» прибегают ко лжи?» Юлии Семеновой, сотрудника официального епархиального журнала «Православие и современность». Статья является ответом на публикацию, раскрывающую суть конфликта, развязанного Кузьминым, «Дурной сон под маской православия. Конфликт вокруг саратовской протестантской церкви «Слово жизни», спровоцированный «сектоведом», выходит из-под контроля». Если слова «сектанты» и «неопятидесятники» в статье Юлии Семеновой заменить на слово «негры», то получился бы откровенно расистский памфлет, написанный скорее в антихристианском духе, чем в духе братской любви, пусть даже к еретикам – пятидесятникам. Автор отказывает протестантам из церкви «Слово жизни» в праве на религиозность вообще, что доводит до абсурда даже самые презрительные обвинения сектоведа Кузьмина в адрес инославных церквей. Юлия Семенова отмечает: «Сразу же стоит оговориться, что, конечно, ни о каком межконфессиональном, как заявлено в статье, конфликте речи не идет. «Слово жизни» — неопятидесятническая секта, действующая на территории России, а не религия или конфессия». Далее автор язвительно описывает вполне рядовое собрание любой евангельской церкви – так протестанты служат и в России, и в США, и в Германии, и в Китае. Вполне естественно, что строй богослужения, его порядок и роль пастора отличаются от того, к чему Юлия Семенова привыкла в Православной церкви. Вместе с тем, специалистам известно, что даже православием и протестантизмом не исчерпывается многообразие религиозной жизни и богослужебных установлений в рамках христианства. Как и Кузьмин, представительница епархии Юлия Семенова ссылается на заявления православной антисектантской конференции «Неопятидесятнические секты в России», которая проходила в Саратове в 2005 году. Представитель Саратовской епархии РПЦ МП вправе считать пятидесятников и «сектантами», и «неопятидесятниками», и «духовной попсой», поскольку для православных протестанты не являются представителями истинной христианской веры. Пятидесятников же православные богословы обвиняют в «духовной прелести», даже в одержимости бесами во время говорения на иных языках или крещения Духом Святым, что свойственно пятидесятникам. Однако Кузьмин выступает не только в качестве сектоведа, но и члена Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. В своем опровержении статьи «Дурной сон под маской православия» Кузьмин доказывает то, что пятидесятники не являются протестантами, ссылкой все на ту же православную конференцию, а также на то, что лютеране не считают «Слово жизни» протестантами, по крайней мере традиционными. Ни к каким научным и историческим данным Кузмин не прибегает, ограничиваясь довольно наивными и детскими для любого религиоведа аргументами. Из статьи Юлии Семеновой следует, что епархия и Кузьмин согласованной борются с инославными конфессиями, пользуясь одними и теми же аргументами. В частности, они вместе противостояли социальной акции протестантов Саратова «Ощути силу перемен». Юлия Семенова утверждает, что епархия не призывала пресечь эту акцию, но тут же говорит об этом мероприятии евангельских церквей так: «Она представляет собой массированную миссионерскую религиозно-вербовочную кампанию с участием организаций, которые можно охарактеризовать как деструктивные тоталитарные секты. Саратовская епархия Русской Православной Церкви не участвует в этой акции, не поддерживает ее и считает своим долгом и далее информировать население об опасности деятельности тоталитарных деструктивных сект». С аналогичным заявлением пресс-служба епархии обратилась ко всем органам власти. Юлия Семенова окончательно ставит знак равенства между епархией и сектоведческой деятельностью Кузьмина: «Почему вдруг автор воспринял выступления Кузьмина как продолжение заявлений епархии? А может вся проблема в искаженности личного восприятия? Хотя, безусловно, мнение, что «Слово жизни» — секта одинаково разделяют и Кузьмин, и представители саратовской епархии». В связи с тем, что в рамках противоборства «сектам» сектоведами используются любые методы и обвинения, Юлия Семенова также видит преступления в самых естественных вещах. Она отмечает, к примеру, что Институт религии и права, в основном, защищает права неправославных церквей, но это естественно, так как потребность в защите появляется именно у тех, чьи права чаще всего нарушаются. Что же поделать, если, наряду с другими религиозными движениями, неправославные христианские церкви подвергаются давлению, дискриминации, безнаказанно оскорбляются в прессе. Причем, Юлия Семенова отмечает, что никто не запрещает ходить в церковь «Слово жизни» и не натравливает ОМОН на церковь, но забывает сказать, что в «Слово жизни» приходили все мыслимые проверки правоохранительных органов, зал для богослужений поджигали, а летний лагерь церкви пытались закрыть. Возможно, автор статьи жалеет, что нельзя сразу действовать с помощью ОМОНа. Представительница епархии старательно связывает оскорбительную антисектантскую деятельность Кузьмина с православием и с миссионерством вполне достойного деятеля современного православия – священника Даниила Сысоева, который вызвал у пятидесятников «Слово жизни» лишь симпатию. Саратовский священник Дионисий Габбасов подтвердил Юлии Семеновой, что сектой они пятидесятников не называли, когда были у них в гостях вместе с отцом Даниилом Сысоевым. И пятидесятники во главе с пастором Павлом Тарановым при этом вполне сознавали, что православные их считают еретиками, а их учение неистинным. Священник Даниил Сысоев также подтвердил Юлии Семеновой, что советовал пятидесятникам обращаться к церковному руководству, в церковный суд, если сочтут что-то оскорбительным для себя. В епархиальной статье тактично обойдено стороной то, что отец Даниил Сысоев не разделяет методов Дворкина и Кузьмина. Сам священник Дионисий Габбасов отказался дать интервью автору о миссионерстве среди пятидесятников без санкции епархиального начальства, которое уже, видимо, выбрало иной более агрессивный путь. Очевидно, что сектоведческая деятельность затрагивает не только пятидесятников. Стало известно, что по примеру других сектоведов в некоторых регионах России сектовед Кузьмин попытался посеять рознь и среди протестантских церквей, натравить одни религиозные общины на другие, договорившись бороться с сектами. Старший пресвитер Объединения церквей евангельских христиан-баптистов Саратовской области Петр Смотров в интервью автору отметил: «Кузьмин обращался к нам и призывал вместе бороться с протестантами, с харизматами. Мы заявили, что мы не будем в этом участвовать, баптистам это ни к чему. Не понимаю даже, зачем нам этим заниматься. Сначала «сектоведы» возьмутся за харизматическую церковь «Слово жизни», а потом начнут бороться с баптистами. Пусть харизматы работают и служат в своей церкви. «Антисектантские» кампании баптистский пастор воспринимает вполне объективно: «Я отношусь к антисектантским публикациям совсем не положительно. С помощью этих кампаний против сект среди религиозных объединений прощупывают, кто сильный, а кто слабый, и слабых постараются опозорить совсем. Вот на это и направлены все акции сектоведов». Сектовед Кузьмин, безусловно, нуждается в поддержке саратовской епархии – скорее всего, именно с его подачи появилась статья Юлии Семеновой. Дело в том, что скандальную деятельность Кузьмина уже проверяли прокуратура и ФСБ Саратовской области, но они не увидели в обвинениях Кузьмина пятидесятников в убийствах, самоубийствах, в асоциальном характере их деятельности разжигания межрелигиозной вражды и пропаганды превосходства. Однако уже сейчас в Федеральный список экстремистских материалов за номером 413 включена листовка «Международное общество сознания Кришны» (решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29.01.2009), основу которой составляет справка о «страшных сектантах» Александра Кузьмина. Учитывая религиозной многообразие России, которое является одним из оснований единства страны и завоеванием свободного гражданского общества, невежество и агрессия рано или поздно уйдут из общественной жизни и СМИ, так как пустота борьбы с инаковерующими и так очевидна. Уже сейчас, например, деятельность отца Даниила Сысоева показывает, что настоящие православные миссионеры начинают вытеснять оскорбительное и невежественное сектоведение. Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |