"Протестант": Каша для военных капелланов: "Главой военного духовенства будет православный человек". Интервью с отцом Дмитрием Смирновым о введении института военного духовенства9 Сентября 2009
В конце июля министр обороны РФ Анатолий Сердюков сделал заявление, что институт воинских и флотских священников будет вводиться в российских вооруженных силах в три этапа. По его словам, на первом этапе — до конца 2009 года — военные священники должны появиться в воинских соединениях, находящихся за пределами России. Газета «Протестант» попросила прокомментировать предстоящую реформу главу Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Батюшка сделал много для того, чтобы в российской армии было духовенство, но по сценарию уважаемой Русской Православной церкви.
— Отец Димитрий, как вы восприняли заявление министра обороны о введении института военных священников? — Для меня это не было такой большой новостью, потому что между принятием решения и официальным объявлением прошло какое-то время. Помимо удовлетворения нам еще предстоит большая напряженная работа. — Сколько лет вы работали над тем, чтобы сегодня введение института военных священников стало возможным? — Десять лет. Это важный проект, потому что охватывает большое количество людей и для государства играет серьезную роль. — Что потребовалось, чтобы сегодня это стало возможным? — Мы ведь практически и создали институт военного духовенства, просто в России он существовал до сего дня на общественных началах. Поэтому нужно было придать ему законную форму с точки зрения формального юридического права. — Вы имеете в виду, что договора, которые вы предварительно заключили с родами войск, воинскими подразделениями, и были той самой подготовкой... — Безусловно. У нас уже есть кадровые военные священники, которые давно трудятся в армии. Мы исследовали весь мировой опыт военного капелланства: в Америке, в Великобритании, в Германии, во Франции. Изучали, конечно, и наше российское наследие военного духовенства.
— Готов ли к введению института военных капелланов ваш отдел? — У нас разработана документация, мы понимаем идеологию этого служения, мы знаем, как хорошо было бы взаимодействовать с органами государства и армейского управления. Сейчас занимаемся тем, что упаковываем, так сказать, это в юридические формулировки, чтобы представить военным и священноначалию Церкви. — В каком количестве военных капелланов нуждается российская армия? — Думаю, около тысячи человек. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Мы ведь практически и создали институт военного духовенства, просто в России он существовал до этого на общественных началах…» — Вы готовы предоставить эту тысячу? — Не сразу. На сегодняшний день в армии трудится около двух тысяч священников, но это приходские батюшки, которые наведываются к служивым в свободное от приходской деятельности время. А когда капеллан будет целиком посвящен служению военным, то, думаю, тысячи священников будет достаточно. Ну и потом, армия наша сокращается все-таки. — Министр обороны РФ Анатолий Сердюков сказал, что введение военных капелланов будет проводиться в три этапа. И на первом этапе капелланы появятся на 102-й военной российской базе в Армении, 201-й военной базе в Таджикистане, а также в соединениях и бригадах на территории Южной Осетии, Абхазии, в Севастополе и в Киргизии. Есть ли у вас кандидатуры на эти позиции? — Некоторые там уже служат. — А что значит в три этапа? Что будет на втором и на третьем этапах? — Мы будем постепенно встраивать военных капелланов в армейскую систему. Тысяча православных капелланов будет служить в российской армии — Капелланы будут назначаться или выбираться? — На самом деле это одно и то же. Конечно, их будут не солдаты выбирать и не население, отбор будет производить Управление военного духовенства. В армию должны идти лучшие из лучших. Это очень сложная работа. — А что это за орган такой — Управление военного духовенства? — Каждая структура создана по принципу единоначалия. Управление военного духовенства будет обыкновенной пирамидальной структурой, как в любой армии, на фирме или в банке. Есть президент, есть вице-президенты, есть начальники управлений, есть начальники отделов. — Кто туда будет входить? — Духовенство, которое будет состоять на государственной службе в Министерстве обороны. — Значит ли это, что военные священники и Управление военного духовенства будут подчиняться только министру обороны? — Министру обороны и священноначалию своей религиозной организации, потому что капелланы будут не только православными, но из числа мусульман, буддистов, иудеев. А как будет на самом деле? — Каковы пропорции? — По числу приверженцев церкви. В нашей армии служат 83% православных, 13% мусульман, 3% буддистов и 1% — евреев. — И по какому принципу будет набираться, например, количество еврейских капелланов? — Чем больше евреев в армии, тем большим будет число капелланов-раввинов. — Вы сказали, что капелланы будут подчиняться как Министерству обороны, так и священноначалию. А кому больше? — По структурной линии — Министерству обороны, а по духовной, в которую армия не вмешивается, — священноначалию своей церкви. — Каким образом священники разных конфессий будут общаться на территории воинских частей? — Да очень просто: «Привет, парень!» Тот отвечает: «Здорово!» Обнялись, пообщались, пошли чайку попили с пряниками. — То есть военные священники будут служить на территории части, и у них там будет свое помещение? — Мы стремимся к тому, чтобы в каждой части построить храм либо молитвенное помещение, которое может быть приспособлено под храм, как во всех европейских странах. — Священники будут получать оплату за свой труд из госбюджета? — Разумеется. — Я помню, что в течение ряда лет, пока решался вопрос о введении военных священников в российскую армию, шли дискуссии: будут ли военные священники носить погоны… — Вопрос решился — не будут. А потом, мы и не хотели носить никаких погон. Зачем нам это надо? Нам и в рясах хорошо и удобно. Усердная молитва перед служением солдатам — Каким образом вы работаете с представителями других традиционных церквей России по введению института военного капелланства? — Будет создан координационный совет внутри Управления военного духовенства, где и будут представлены все традиционные религии. — А как вы планируете окормлять протестантов? — А у нас протестанты в армии не служат. — Мы же с вами знаем, что служат. — Нет, я ни не встречал за десять лет в армии ни одного протестанта. — Что же вы раньше не сказали мне, что не встречали. Я бы вас отвезла в те воинские части, где служат евангельские христиане… — Ну хорошо. Мы им будем во всем помогать. — А если им понадобится пастор, священник той церкви, к которой они принадлежат? — Безусловно, мы будем стараться обеспечитьим общение со священником их церкви. Мы также поможем им, предоставив свои структуры. Для католиков, лютеран, наших младших братьев — баптистов мы с удовольствием предоставим и связь, и транспорт, и найдем ближайшего из их общины пастора, который смог бы с ними либо общаться по «скайпу», либо сам приехать, провести богослужение в воскресный день, поговорить о Слове Божием, помолиться. — Солдат сможет с пастором по «скайпу» в армии поговорить? — Ну да, а что? Солдат перед боем всегда думает о вечности — Какой же «скайп» в русской армии? В американской я еще встречала, а в российской, честно говоря, ни разу. Или доступ к «скайпу» вы тоже будете обеспечивать? — Мы так планируем. Если попадется какой-то военнослужащий, который принадлежит не к традиционной религии, мы ему по-христиански будем помогать. А что ж тут такого? Если, конечно, это не сайентолог, не иеговист, — «крокодилам» мы помогать никогда не будем. — Возможны ли случаи прозелитизма со стороны служителей православной церкви по отношению к «братьям вашим меньшим» протестантам? — Прозелитизма не будет. У нас таких программ нет. Но есть процесс. В России сотни тысяч православных евреев, тысячи крещеных башкир, еще миллионы татар принимают крещение, независимо ни от чего. У меня работал священник, а брат его — мулла. Так что это процесс естественный. Если православного человека спросить: «Кто-нибудь из православных обращал вас в веру?», он скажет: «Нет! Я просто читал книжки, ходил по улицам, глядя на храмы, и стал православным». Специальных программ по прозелитизму у нас не будет, но двери наших храмов будут открыты для всех. Если будут проводиться лекции для православных военных, их смогут посетить все военнослужащие. — Спасибо за честный ответ. Вы сказали, что изучили мировой опыт капелланского служения. Будет ли этот опыт учитываться при введении капелланства в России? — Ну разумеется. Допустим, в польской армии существует несколько религиозных общин. Самые большие — это католики и православные. Возглавляет управление военного духовенства в Польше католик, потому что католичество — наибольшая религиозная община в стране. Среди его помощников есть и православные, и протестанты. По такому же принципу и мы собираемся делать. Главой военного духовенства, до тех пор, пока Россия — православная страна, будет православный человек. — А кто будет назначать этого главу? — Министр обороны, а утверждать — президент страны. Кандидатуры будет предлагать святейший Патриарх. А это опыт служения военных капелланов в американской армии... — Учтете ли вы опыт американской армии? — Американские капелланы являются армейскими офицерами, поэтому там все немного по-другому. — Чем будет отличаться служение военных капелланов в современной России от служения капелланов в царской армии? — Новыми реалиями, а так, в принципе, те же задачи. Каждый военнослужащий по Конституции имеет право исповедовать свою религию, поэтому он должен получать окормление от своей церкви. Нас беспокоит общий уровень нравственности. Надо на него тоже влиять. Если какая-то часть военнослужащих в подразделении верующие, то это положительно повлияет на весь коллектив — будет меньше нарушений дисциплины, улучшатся взаимоотношения между военнослужащими. Потом окормление раненых. Их ведь нужно причащать, исповедовать. И, конечно, когда военнослужащий отходит в мир иной, от священника потребуется совершение соответствующего обряда. — А не будет ли пересекаться служение военных священников и военных психологов? — Нет, скорее идти рядом. У психологов свои методики, они обращаются к душе. А капеллан — к духу, это другая, высшая сфера. Оружие может как защищать, так и убивать... — Какие вы сделали выводы, много лет сотрудничая с армией? — Отрицательные стороны в вооруженных силах такие же, как и во всем обществе, только их гораздо меньше. Самое тяжелое, что происходит в армии, — это суицид. Когда армию ругают, это несправедливо, потому что если взять любой контингент или сословие, если угодно, то увидим, что в армии, несмотря ни на что, нравственная ситуация лучше. Положительного в армии немало: народ Родине служит, — это ведь самое высокое служение. — Но можно по-разному Родине служить… — Разумеется, но армейский человек готов «положить душу свою за други своя». Выше этой доблести нет. Мне нравится, как служат дворники: они наводят чистоту, сметают плевки с асфальта. Вот как вижу дворника, прямо душа радуется. Но дворнику ничто не угрожает, а в армии постоянно всякие происшествия и прочие опасные вещи случаются. — Почему введение военных священников стало возможным именно сейчас? Потому что президент другой? Патриарх новый? Или есть и другие причины? — У нашего государства много задач, поэтому раньше до института военных священников никак не доходили руки. Кроме того, сама армия не была готова к этому. Наша работа началась еще в 1992 году, за это время армейский народ попривык к священникам. И наконец, сейчас проводится реформирование армии, что является самым удобным моментом. Если теперь не решить этот вопрос даже юридически, то потом будет намного сложнее. — Как вы относитесь к многочисленным высказываниям о том, что институт военных священников позволит государству еще больше срастись с РПЦ? — Высказывания ненавистников Христа мне известны. Сильно не переживаю по этому поводу, потому что от начала и до конца это неправда. Никто ни с кем не сращивается. Мы живем в одной стране, нет никакой нужды в сращении. Есть мой президент, куда мне с ним еще сращиваться? Это говорят люди, которые просто ненавидят церковь, они сочиняют небылицы, чтобы пугать себе подобных. Благодать не измеряется в денежном исчеслении — А как насчет введения капелланов в тюрьмы? — Подвижки и в этом вопросе есть. Думаю, вскоре появится и институт тюремных священников. У нас практически все тюрьмы окормляются священниками, на это просто нужно выделить средства, взять их в штат и разработать документацию. — То есть на это потребуется года два-три? — Думаю, что гораздо меньше. — А сколько будет стоить введение военного капелланства в российской армии? — Не знаю, в бухгалтерии я не силен. Сколько дадут, за все будем благодарны. — Отец Димитрий, вы десять лет боролись за введение института военных священников в российской армии и, в конце концов, победили. Вы довольны собой? — Удовлетворение есть, но если бы это случилось пять лет назад, оно было бы большим. Почти во всем мире есть каппеланство, а в России не было. Крещение Руси тоже с армии началось — с дружины князя Владимира. Кто же будет первым главой военного духовенства в современной России? — Каким будет ваш следующий проект? — Да этого до конца жизни хватит. Ведь нужно еще систему наладить, чтобы она работала как часы. Это кропотливый труд. — Есть ли кандидатуры на пост главы военного духовенства? — Думаю, у Патриарха есть идеи по этому поводу. Я не могу говорить, чтобы ни на что не повлиять. Но, конечно, прикидки есть. — А можем ли мы вас увидеть на этом посту? — Уверенным быть нельзя, но это возможно. Было бы идеально, чтобы первым лицом был кто-то другой, хотя я буду продолжать этим заниматься. Пока проходят консультации. — А потом Патриарх скажет: «Вы заварили кашу, отец Димитрий, вы и расхлебывайте»... — Если говорить о «каше», то роль святейшего патриарха Кирилла очень серьезна в этом процессе. Думаю, что она основная. Не я заварил, я только выполнял послушание…
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |