В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Россия XXI века: свобода совести, религии и церкви»11 Августа 2009
В Санкт-Петербурге на базе Христианского Университета 3-7 августа 2009 года проходила международная научно-практическая конференция «Россия XXI века: свобода совести, религии и церкви». Это ежегодный крупнейший форум священнослужителей и светских ученых, юристов и государственных служащих. Серьезнейшая проблема современного общества – рост межконфессиональной и межнациональной напряженности, экстремизма и ксенофобии. Организаторы конференции нашли достойный ответ на эти вызовы современности. Во-первых, это формирование четкого, научно и духовно обоснованного ответа тем, кто сеет вражду и недоверие в нашем обществе. Во-вторых, неформальное и дружеское общение священнослужителей и верующих самых разных конфессий, как традиционных для России, так и совсем новых: православных и мусульман, буддистов и лютеран, иудеев и баптистов, сайентологов и адвентистов. Всего на конференции было представлено более десятка церквей.
Выступающие отметили вызывающие далеко неоднозначную реакцию в обществе процессы клерикализации власти. Инициатором этих процессов является РПЦ МП, ставящая амбициозную цель «воцерковление власти». Ярким примером попытки церкви возложить на себя несвойственные ей в условиях светского государства полномочия является требование Московского Патриархата к Государственной Думе представлять ему все проекты законов на одобрение и оценку. Немало критических замечаний было заявлено в связи с проникновением по сути богословских предметов в школу и клерикалов в армию. Однако было бы упрощением сводить все проблемы клерикализации к деятельности Русской Православной Церкви. В своих выступлениях представители т.н. «новых религиозных движений» заявляли о своей мечте построить в нашей стране «теократическое государство». На практике «построение» теократического государства выражается в игнорировании государственных праздников России и публичных церемоний (вставание при исполнении государственного гимна, отдание уважения государственному гербу). Рассматривались сложные ситуации, которые пока не получили достаточного законодательного регулирования. Что делать, если верующие не отдают своих детей в школу и армию? Как быть врачам, когда пациент по религиозным причинам противится необходимой хирургической операции? Является ли заявление религиозной организации о монополии на истину (и, соответственно, отсутствии истины у всех остальных) экстремизмом? И что вообще следует отнести к экстремистской деятельности? Ответственный секретарь Комиссии по вопросам взаимодействия с религиозными организациями при Правительстве РФ А.Себенцов привел статистику численности религиозных организаций в России. Если в первое постперестроичное десятилетие был отмечен бурный рост религиозных организаций (с 7 тысяч в конце 80-х до 16 тысяч в середине 90-х), то сейчас количество религиозных организаций стабилизировалось на уровне 23 тысяч. Это почти сто различных конфессий. К ним следует добавить порядка 10 тысяч незарегистрированных религиозных групп. Таким образом, законодательство о свободе совести и религиозных объединениях влияет на повседневную жизнь миллионов наших сограждан. А.Себенцов рассказал о деятельности правительственной комиссии и о насущных проблемах нормотворчества – реформирования законодательства о благотворительной деятельности церквей, возвращения им национализированной ранее собственности, деятельности иностранных миссионеров. В ряде выступлений была поднята проблема деструктивного воздействия клерикально ориентированных госслужащих на религиозную жизнь в стране. Светское государство не допускает зависимость деятельности чиновников от их религиозных убеждений. На практике, в особенности в регионах, некоторые власть предержащие считают возможным в самой циничной форме «регулировать» религиозную жизнь на вверенной им территории, почти насильственно заставляя граждан учитывать их религиозные предпочтения (ограничение прав военнослужащих на свободу совести, обязание детей атеистов и иноверцев посещать уроки Закона Божия, введение религиозных обрядов и церемоний в органах власти и государственных учреждениях). Не была оставлена без внимания порочная практика создания при министерствах и ведомствах всякого рода «общественных» и «экспертных» советов, в которых ошиваются околоцерковные «деятели» без всякого образования и с двойным гражданством. Острая для нашего многоконфессионального и многонационального государства проблема – религиозная вражда. Была отмечена роль некоторых СМИ, которые неумело и односторонне пытаются регулировать межконфессиональные отношения, навешивая ярлыки «сектантов» на неугодных, дискредитируя свободомыслящих ученых и общественных деятелей. В качестве примера была приведена компания травли виднейших российских ученых-антиклерикалов Ж.Алферова и В.Гинзбурга. Авторам пристрастных публикаций следовало бы помнить слова Екатерины Великой (1767 г.): «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредным для спокойствия и безопасности граждан был порок — запрещение их различных вер». Константин Ерофеев.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |