"CIVITAS": "Как получится" или "куда кривая выведет"… Что изменилось после "судьбоносного" решения президента, давно ожидаемого от него хитроумными церковными чиновниками?

"CIVITAS": "Как получится" или "куда кривая выведет"… Что изменилось после "судьбоносного" решения президента, давно ожидаемого от него хитроумными церковными чиновниками?
24 Июля 2009

Сравнительно адекватные граждане, да и просто нормальные люди, всегда носят в себе хотя бы небольшую частичку своеобразного "занудства". То есть свойства относиться серьезно к вещам, которые кажутся им несерьезными в силу того, что они в них являются мало осведомленными. Таким людям случается, конечно, попадать в курьезные истории, становясь объектами остракизма со стороны снобирующих профессионалов. Но им никогда или почти никогда не грозит перспектива наломать таких дров, когда в результате их легкомыслия, могли бы серьезно пострадать дело, люди, а то и целое государство. Последнее актуально даже для разрекламированных ныне государственников, считающих, что благо каких-то "абстрактных" людей несравнимо с перспективой их личного обладания конкретной властью.

Очередное свидетельство отсутствия напрочь вышеупомянутого "занудства" у высоких представителей отечественной власти, появилось буквально на днях. Впрочем, населению нашему давно не привыкать к подобным сюрпризам, ставшим такими же традиционными, как хамство или вездесущая коррупция. Тем более, что эти "традиции" имеют самое прямое отношение к теме, которую большинству здравомыслящих людей, в общем-то, давно обрыдло обсуждать. А именно, к теме настойчивых попыток клерикального идеологизирования школьного образования и прецеденту с последним ляпсусом, допущенным в этом направлении президентом РФ.

Не далее, как 21-го июля российские информагентства разнесли радостную весть о том, что не кто-нибудь, а "сам" Дмитрий Медведев наказал своему народу провести давно вожделенный для РПЦ МП "эксперимент" - ввести преподавание конфессиональных предметов в 18-ти регионах вверенной президенту страны. "Это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе", - продемонстрировал свою "приверженность" демократическим ценностям и Конституции РФ новоиспеченный "религиовед". Хотя любому, даже самому современному "большому ученому", полагалось бы знать, что Конституция наша религию от государства в России отделяет и какой-либо единой идеологии, к которой понуждают склониться государство православные клерикалы, не допускает.

Однако, в соответствии шекспировской сентенцией "вся жизнь – игра, а люди в ней – актеры", наше незакомплексованное руководство продолжило перебор вариантов демонстрации своего демократизма, допуская, что "Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны". Учел Медведев и "третий вариант" для принципиально неверующих, позволив им изучать основы светской этики, которую, как видно, в пору школярства самого "гаранта" Конституции в школах не преподавали. Потому что именно эти "основы" и не позволяли бы не только просвещенным деятелям, но даже солженицынским "образованцам" безапелляционно судить о тех областях, в которых осведомлены они, мягко выражаясь, слабовато.

Правда, и в попытках вырулить как-то к видимости здравомыслия, гаранту отказать нельзя. Произнес же он, несмотря ни на что, такие фразы, как "выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным" или "любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным". Но, говоря о перспективах опыта над образованием, которому он дает отмашку, президент все-таки не сумел скрыть собственных ожиданий и проговорился: все это будет возможно только с 2012 года, а там – "как пойдет". Можно ли понимать это, как "к тому времени то ли осел, то ли падишах…", ну, а дальше - "куда кривая выведет", пока неизвестно. Все-таки сам президент сказал, а не какой-то Насреддин.

Хотя стоит ли удивляться деяниям президента, оказавшегося, судя по всему, беспомощной пешкой в руках несравнимо более искушенных в политике и обладающих более высоким и бесчувственным интеллектом опытных в политических интригах клерикалов и их шефов из спецслужб? Другое дело, когда сам министр образования и науки, одна лишь должность которого предполагает заботу о состоянии этой стратегически важнейших сфер жизни любого государства, сообщает, что новый обязательный предмет будет именоваться "Духовно-нравственое воспитание" и что преподавать его станут светские учителя. Вот тут – даже абстрагировавшись от того, что министром таким у нас числится Фурсенко, - и в самом деле удивишься.

Уж не Андрею ли Александровичу лучше всех знать, что против реваншистской клерикализации науки и образования выступает все больше и больше наиболее ясных умов страны, в то время, как под церковно-чиновничий сговор "прогибаются" лишь считанные пугливые "пред-пенсионеры" советской закваски, да никчемная бездарь, коей хватало во все времена? Допустим даже, что министр с портфелем в современной России на то и министр, чтобы показывать другим, как "прогибаться". Но куда денется этот министр без "портфеля" без продолжающих утекать из страны мозгов и остающихся в ней десятков академиков и сотен других ученых, письма которых прогремели по всему миру, поставив на доморощенных "православных идеологах" жирное клеймо, которое надолго сохранится в истории?

Можно предположить, что, как и другие настроенные на реванш государственные и церковные функционеры, этот министр тоже надеется на то, что от поделенной в который раз уже российской собственности, ему "отщипнут" достаточно. Например, доверяя смутному обетованию, хорошо сформулированному в известном романе Ильфа и Петрова в успокаивающих словах Остапа Бендера: "Вы меня интересуете лишь постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость". Вряд ли. Хотя, если что-то подобное, то все равно – явление это болезненное.

Однако, абстрагируемся от частных нужд, самообольщений и страхов наших вождей с их бонзами. Придавать этому значение имеет смысл разве что из человеколюбия, да из уважения к правам и свободам личности, о каком бы уровне своей социальной ценности ни свидетельствовали ее деяния. Вернемся к тому, что изменилось после "судьбоносного" произнесения президентом нескольких слов, давно ожидаемых от него хитроумными церковными чиновниками. И уясним себе, в результате, что не изменилось, в общем-то, ничего. Потому что:

- антиконституционная клерикализация светского общества и государства как была, так и остается противозаконной;

- "духовно-нравственное воспитание" в форме конфессионального морализаторства и внедрения в жизнь идеи, что "русский – значит православный" и наоборот можно воспринимать только, как оскорбление россиян;

- просвещенные россияне хорошо осознают, что общекультурный, а следовательно и духовный прогресс возможен лишь на основе общепризнанных гуманных ценностей человечества. Поэтому Россия, имеющая за спиной долгий путь культурного развития, силами своих лучших умов всегда будет сопротивляться любым попыткам вновь вовлечь ее в катастрофу тоталитаризма. Причем под какой бы "овечьей шкурой" ни внедрялся этот хорошо знакомый истории "волк". Представить умозрительно кошмар в виде страны, живущей в условиях большевизма, фашизма или "православного шариата", конечно, можно. Однако, ничто подобное не могло бы носить имени России.

Разве что украденное...

Михаил Ситников

22 июля 2009 г.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru