Сигнал к пробуждению? Президент Медведев строит свою вертикаль "социального партнерства" власти и религиозных объединений24 Июля 2009
Решение президента Медведева (по крайней мере, именно он взял на себя ответственность за него) о введении изучения религии в школе и военных капелланов в армии было воспринято в церковной среде с воодушевлением. Теми, кто давно добивался этих уступок от власти, это событие оценивается чуть ли не как в свое время Миланский эдикт Константина Великого, взявший под защиту христиан, то есть как "прозрение" государства. Теперь – с 21 июля 2009 года - можно безболезненно внедрять православие в школах, и духовенство РПЦ МП будет получать зарплату в Министерстве обороны РФ на законных основаниях. Несмотря на все заверения Патриарха Кирилла и Дмитрия Медведева, противники этих решений полагают, что светское государство в России будет вскоре бесповоротно разрушено, а общество - клерикализовано. В реальности все может оказаться прямо наоборот – парадоксальным образом, эти решения станут началом конца клерикализации. С начала 1990-х годов и вплоть до волевых решений Дмитрия Медведева Россия не была до конца светским государством, а стихийная клерикализация не охватывала все регионы и все сферы общественной жизни. Московская патриархия брала у власти и бизнеса все, что могла, а государство к 1997 году официально признало в преамбуле закона о свободе совести, что в стране есть более привилегированные "традиционные" религии. Ни более или менее заметных и массовых возмущений, ни развала страны признание этих религий и фактическая государственная роль РПЦ МП не вызвали. Однако в столь тонкой и идеологически важной сфере как религиозная политика в последние годы царил хаос – изучение православия вводилось де факто в обязательном порядке как в Белгородской или в Смоленской областях, где члены протестантских Церквей заявляли о своем нежелании посещать уроки ОПК. "Основы православной культуры" преподаются по разным учебникам, далеко не всегда светскими учителями, а общественность спорит о проблеме изучения "Закона Божьего" в школах, даже не зная, как и по какому пособию этот предмет будет преподаваться учащимся. В армейской среде положение не столь драматично. Церковь после распада Советского Союза наиболее успешно сотрудничает именно с армией и правоохранительными органами. Они лучше всего понимают друг друга и задачи государственного "патриотического воспитания". Духовенство РПЦ МП уже присутствует в большинстве воинских частей и призывных пунктов, благословляя, освящая и служа молебны на всякую потребу. Духовенство РПЦ МП "окормляет" военные части по личной договоренности с командирами. Лишь в 2006 году Патриарх Алексий II дал согласие на подготовку военных священников для Вооруженных сил России. Предварительный проект соответствующего закона был разработан Военной прокуратурой совместно с Министерством обороны и Синодальным отделом РПЦ МП по взаимодействию с вооруженными силами, вызвав немало споров. По данным главы Синодального отдела протоиерея Димитрия Смирнова, в настоящее время в вооруженных силах работает 2 тыс. священников, но, по его словам, необходимо не менее 3,5 тыс. священников, которые "должны иметь льготы как военнослужащие по контракту и их труд должен оплачиваться государством" (министр обороны Анатолий Сердюков заявлял о 250 штатных единицах для священников). Вокруг двух важнейших общественных проблем – присутствия РПЦ МП в школах и армии – накалялась обстановка, и на деле складывалась масса абсурдных ситуаций, когда командиры и чиновники от образования не знали, как поступить со священником и его просьбами, не нарушив норм закона и устава. Неразбериха сочеталась с тем, что религиозные объединения и, главным образом, Московская патриархия при Патриархе Кирилле громко заявили о своей готовности стать "социальным партнером" государства. Президент Медведев не побоялся разрубить этот гордиев узел и пойти навстречу Патриарху Кириллу, дать РПЦ МП и контролируемым ею "традиционным" религиозным организациям возможность стать мощным социальным институтом. Помимо этого, президент Медведев сознательно возложил основную ответственность за принятие спорных решений и их реализацию на себя и на руководство РПЦ МП. Об этом говорит даже узкий круг участников совещания в Барвихе 21 июля. Вероятно, по просьбе Патриарха Кирилла на совещание к президенту не были приглашены многие члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ – католики и протестанты. Столь же узкий круг религиозных деятелей был определен Патриархом Кириллом для участия в Группе высокого уровня по межрелигиозному диалогу при ЮНЕСКО, с представителями которой президент также встречался 21 июля. 22 июля в Свято-Даниловом монастыре было принято решение о создании консультативной группы по межрелигиозному диалогу при ЮНЕСКО. С российской стороны "межрелигиозный диалог" при ЮНЕСКО представляли Патриарх Кирилл, архиепископ Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС МП иеромонах Филипп (Рябых) и шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, глава Консультативного совета мусульман СНГ и Духовного управления мусульман Кавказа ("исламовед" Роман Силантьев и патриархия пытаются принудить муфтия Равиля Гайнутдина признать "первенство" Аллахшукюра, которого Гайнутдин не признает). Очевидно, что в ходе своего "религиозного дня" 21 июля президент Дмитрий Медведев не смог увидеть единения всех религий и конфессий вокруг своего решения. Не пригласив представителей католиков и протестантов, глава государства сознательно пошел навстречу Московской патриархии. Кроме того, Медведев знает о бурной реакции общественности на создание экспертного совета при Минюсте РФ во главе с "сектоведами", на те дискуссии, которые ведутся вокруг роли РПЦ МП во власти и обществе. И еще один важный момент – в решении и словах президента не было элементов торга с руководством РПЦ МП, не было патриотическо-государственнических речей, которые бы поддержали идеологический стиль Кирилла. Зачем тогда это вообще все нужно главе государства? Президент Медведев не стал заранее определять идеологию внедрения религии и духовенства в армию, поддержав Патриарха Кирилла и лояльных ему деятелей именно как активных представителей гражданского общества, а не как проводников новой государственной политики и идеологии. Во многих своих последних высказываниях и особенно в интервью "Новой газете" Медведев старательно ищет поддержки гражданского общества, общественных и религиозных объединений, людей, которые параллельно с государством смогли бы развивать институты гражданского общества, предлагать свои проекты и программы в школе, армии, вузах, политике и т.д. Активность патриархии для Медведева не столько возможность "оправославить" страну, сколько стремление помочь обществу взять на себя часть функций государства, разгрузить неповоротливую российскую машину власти. Тем самым глава государства приобретает себе сторонников и союзников в лице активистов гражданского общества, и это более реальный и долговременный электорат, чем административный ресурс "единороссов". Безусловно, для РПЦ МП поддержка президента означает, что верховная власть дала добро на постепенное внедрение в школе именно пресловутых "Основ православной культуры", а совсем не этики или "Истории мировых религий". А в воинских частях православный священник точно не допустит, чтобы рядом с ним служил пастор или ксендз. Главный по связям с армией в РПЦ МП отец Димитрий Смирнов не раз повторял, что Россия – страна одной религии - православия - и пора прекратить споры о правах религиозных меньшинств. Отношения РПЦ МП и государства всегда были непростыми – власть скорее использует православную Церковь для выстраивания вертикали "социального партнерства" со всеми религиозными организациями. Действия патриархии, особенно ксенофобские речи ее ястребов – отцов Димитрия Смирнова и отца Всеволода Чаплина - провоцируют реакцию остальной части общества – сторонников демократии и светского государства: ученых, чиновников, средний слой интеллигенции, обиженных верующих других конфессий, не только массы баптистов, пятидесятников, евангелистов, но и мусульман, не попавших в группу "диалога" с Кириллом. В связи с этим важно отметить, что вскоре, согласно новым решениям президента, родителям можно будет требовать (именно требовать) вместо ОПК преподавания этики, "Истории мировых религий" или, к примеру, "Евангельской культуры и этики", а военнослужащим – православного батюшку, муллу, пастора, ксендза, раввина, буддийского ламу, шамана. Реальное гражданское общество вполне способно добиться защиты своих ценностей и интересов. Роман Лункин,
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |