Клерикализация как вызов госбезопасности? «Стратегия национальной безопасности России до 2020 года» уделяет беспрецедентное внимание духовным вопросам

Клерикализация как вызов госбезопасности? «Стратегия национальной безопасности России до 2020 года» уделяет беспрецедентное внимание духовным вопросам
18 Мая 2009

Трудно ожидать от нынешних руководителей российского государства абсолютной искренности и прозрачности, однако и в полном лицемерии их обвинять не стоит. Президент России Дмитрий Медведев постепенно расставляет акценты своего подхода к демократии, к организации управления, к гражданскому обществу. "Стратегия национальной безопасности России до 2020 года", уже многими экспертами справедливо раскритикованная в своей социально-экономической части, в то же время четко расставляет приоритеты президента Медведева в религиозной сфере. В этом отношении документ является беспрецедентным по отношению к предыдущим национальным стратегиям и концепциям РФ.

"Стратегия национальной безопасности России до 2020 года" была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а ее текст можно прочитать на президентском сайте и на сайте Совета безопасности РФ. Стратегии предшествовали утратившие свою силу Концепции национальной безопасности в редакции 1997 и 2000 годов, где также говорилось о приоритете безопасности личности, общества и государства, но в новой стратегии на первый план вышли национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Но и духовные ценности занимают значительное место в документе. В разделе "Общие положения" особо подчеркивается, что "возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти". В разделе "Повышение качества жизни российских граждан" это качество связывается со знанием, которое общество получает обо всех сферах духовной жизни: "Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества: <…> обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества".

Мирной духовной жизни, как отмечается в Стратегии, противостоят религиозный экстремизм и радикализм. В главе второй "Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития" отмечается следующая международная угроза: "Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма".

В разделе "Государственная и общественная безопасность" эта угроза конкретизируется в отношении России: "Экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране". Более того, Стратегия сообщает, что в стране уже существует Национальный план противодействия коррупции, а также "развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм".

Седьмой раздел Стратегии, посвященный культуре, напоминает о почти забытом российскими властями принципе светскости государства, о конституционных положениях, касающихся соблюдения свободы совести и вероисповедания, о равных правах всех верующих в России перед законом.

Веротерпимость связывается, и с национальной безопасностью: "Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость".

Залогом толерантности провозглашается взаимодействие с институтами гражданского общества, то есть с самими религиозными объединениями, принадлежащими к различным конфессиям и религиям: "Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения".

В заключение в Стратегии утверждается, что безопасность зависит совсем не от борьбы с кем бы то ни было, а от диалога и единства граждан РФ, в том числе на основе духовных ценностей: "Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан…".

Духовное воспитание при этом может быть различным, и каждое религиозное объединение России может претендовать на духовное и патриотическое воспитание граждан РФ: "Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России".

Понятие "духовной безопасности" в Стратегии Медведева наполняется совсем иным содержанием, чем в прежних аналогичных документах, – не агрессивным, не направленным против "внутренних врагов", а скорее умиротворяющим (впрочем, "борьба с религиозным экстремизмом" – это тема особого разговора).

"Стратегия национальной безопасности России до 2020 года" может быть признана наиболее либеральной в новейшей истории страны. Мало кто помнит, но в редакции Концепции 1997 года содержалось утверждение "важнейшей роли Русской православной церкви и церквей других конфессий в сохранении духовных ценностей". Под влиянием Московской патриархии было вставлено следующее заявление: "Необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительных ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности".

В путинской редакции Концепции 2000 года были убраны упоминания о Православной Церкви. А борьба с сектами была переведена в сферу противодействия иностранным угрозам – миссионерам: "Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, …формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".

Нынешнюю Стратегию можно рассматривать в контексте многочисленных высказываний Медведева о необходимости построить свободное общество в России, преодолеть правовой нигилизм, развить многопартийную систему и диалог с религиозными объединениями. В Туле, на заседании Госсовета, Медведев встречался со всеми членами Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, а совсем не с одним Патриархом Кириллом, невзирая на стремление последнего быть уникальным "представителем религии" при главе государства.

Как будто в противовес "православным" радикалам, в том числе "сектоведам" типа Александра Дворкина, государственная политика в сфере религии в Стратегии Медведева определяет Россию как многоконфессиональную страну, в которой единство и гражданский мир зависят от веротерпимости. Разрушителями национальной безопасности оказываются те, кто протаскивает клерикализацию науки, образования, армии, масс-медиа, общественной и государственной сферы, порождая конфликты и возмущение гражданского общества.

Роман Лункин.

Источник: "Портал-Credo.Ru"






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru