"Invictory.Org": Роман Лункин ответил на вопросы веб-конференции15 Мая 2009
Роман Николаевич Лункин родился в 1976. Директор Института религии и права, старший научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, кандидат философских наук (тема диссертации: «Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России»). В 1998 году окончил исторический факультет Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова. С 1995 по 1998 годы являлся внештатным автором общественно-политического еженедельника «Русская мысль». В 1998-1999 годах - сотрудник Христианского церковно-общественного канала радиостанция «София», ведущий программы «Исторический календарь». С 1998 года по 2000 гг. работал корреспондентом Кестонской Службы Новостей и журнала «Фронтиер». Кроме того, с 1998 года по сегодняшний день является членом русской команды Кестонского Института (Оксфорд, Англия) и сотрудником проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" (руководители - каноник Майкл Бурдо и проф. Сергей Филатов). В 2001-2002 годах редактор и ответственный секретарь общественно-политического еженедельника для федеральных округов «Наша общерегиональная газета». В 2002-2003 годах - редактор-корреспондент службы информации телекомпании «3-й канал» (ОАО ТРВК «Московия»), корреспондент программы «Главная Тема». С 2004 года - автор, корреспондент и затем обозреватель информационно-аналитического сайта о религии, культуре и политике «Портал-Сredo.ru». С 2005 года - старший научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа». С 2006 года - ответственный редактор журнала «Религия и право». С 2008 года - директор Института религии и права. Автор нескольких десятков научных работ по социологии религии и общественно-политической проблематике на русском и иностранных языках, более сотен статей на религиозно-общественную тематику, которые можно прочитать, в том числе на сайте Славянского правового центра www.sclj.ru. Веб-конференция посвящена проблемам свободы вероисповедания в России и обострившейся ситуацией связанной с деятельностью недавно созданного экспертного совета при Министерстве Юстиции и фигурой председателя совета Александра Дворкина. Роман Лункин ответил на вопросы веб-конференции Христианского Мегапортала invictory.org: Добрый день! Не кажется ли Вам, что в настоящее время в России сложилась интересная ситуация: существует Славянский правовой центр, но иные структуры по защите прав верующих практически отсутствуют. Что делает Ваш институт для развития структур по защите прав верующих в России? Ведь подобная ситуация очень выгодна именно нарушителям прав свободы совести и вероисповедания. С уважением, Юрий. (Юрий, Санкт-Петербург, Россия.) Приветствую Вас! Вы совершенно справедливо обозначили проблему отсутствия в России развитой сети юридических центров, которые бы могли помогать верующим защищать свои права. Как обычно у нас в стране – все сконцентрировано в столице, а у всех остальных не хватает сил для того, чтобы полноценно заниматься именно религиозной тематикой. Тем более что это весьма специфическое поле деятельности, которое требует внимания, а средств приносит не так много. Славянскому правовому центру удалось в 1990-е годы утвердится в качестве даже не одного из, а именно основного правозащитного центра, куда стали обращаться верующие со всей страны, в основном неправославные – католики, лютеране, баптисты, евангелисты, пятидесятники и харизматы, представители новых религиозных движений. Хотя периодический в Славянский правовой центр обращаются и члены альтернативных православных юрисдикций, которые не относятся к Московской патриархии (таких в наших стране с десяток – самая большая юрисдикция – это Российская православная автономная церковь, у которой сейчас отнимают приходы в Суздале). Конечно, заслуга создания такого правового мозгового центра принадлежит адвокатам Анатолию Пчелинцеву и Владимиру Ряховскому. Им пришлось совмещать общую юридическую практику с защитой верующих, поскольку часть религиозных объединений, которые обращаются за помощью, не в состоянии оплачивать юридические услуги. Пришлось считаться с тем, что сфера эта не такая уж и прибыльная, как это может показаться. Одновременно, насколько это возможно, адвокаты Славянского правового центра налаживали связи с юристами в разных регионах, со специалистами в области государственно-конфессиональных отношений. На местах юристы существуют у союзов церквей, у отдельных религиозных объединений, и они не могут по тем или иным причинам распространить свою практику на все остальные организации. Получилось, что церкви легче обратиться в Москву и пригласить к себе адвоката, в том числе и для того, чтобы оказать психологическое влияние на чиновников или какого-либо редактора газеты, опубликовавшего антисектантскую статью. Все-таки известные адвокаты из Москвы производят впечатление. В настоящее время оказалось, что церкви в регионах нуждаются в постоянной и авторитетной юридической поддержке. В планах у Славянского правового центра – создание сети филиалов в ключевых городах в федеральных округах, однако организация таких центров в регионах возможна лишь тогда, когда на местах будут подобраны соответствующие кадры, которые также смогут работать со всеми религиозными организациями. У Института религии и права уже существуют представители на местах – к примеру, в Казани, Ростове-на-Дону, Комсомольске-на-Амуре. И еще – часто безопасней быть «защитниками сект» именно в Москве, и приезжать оттуда, а юрист с такой славой где-нибудь в Смоленске большой карьеры не сделает.
Ув. Роман Николаевич! С большим вниманием слежу за выходом ваших статей и читаю их. Они очень важны для всех думающих и неравнодушных христиан России - ваши мысли и выводы находят отклик и понимание в сердце и разуме. Искренне желаю удачи и успехов! (Евгений, Старый Оскол, Россия.) Уважаемый Евгений! Огромное спасибо за Ваш отзыв о моей работе – я стараюсь быть объективным, поднимать самые острые проблемы и представлять все точки зрения. Как социолог и публицист я считаю своей задачей писать именно о проблемах и конфликтах, как бы сложно это не было, как бы это не возмущало кого-то, многих героев моих статей, и как бы это не совпадало с генеральной линией, которую можно видеть в центральной прессе и по телевидению. Конфликт, как бы его не прятали, все равно выплывет наружу. Я полагаю, что рассказать о конфликте, пусть даже в острой форме, это значит наполовину решить этот конфликт. В понимании религиозной ситуации в нашей стране - это и журналистская и научная задача.
Уважаемый Роман Николаевич, как Вы полагаете, ожидает ли Россию повторение истории сталинизма? Наблюдая последние годы за развитием событий в России очень настораживает планомерное, на мой взгляд, истребление всякой оппозиции как политической, так и религиозной. Как Вы полагаете, есть ли угроза фашизма, я бы сказал "православного фашизма"? Как православный обновленческий епископ я весьма обеспокоен ситуацией в вашей стране. Я убежден, что это может сильно отразиться в нехорошую сторону и на Украину. (Сергей Журавлев, Киев, Украина) Сталинизм для России – это уже пройденный этап истории, когда государство строило сильную империю, не считаясь ни с какими жертвами. В современной России власть намного слабее, чем в то время, а общество уже становится все сильнее и сильнее. Жители страны постепенно превращаются в гражданское общество. Об этом говорит сам факт того, что верующие обращаются в суды, выступают за свои права, не боятся говорить о несправедливостях чиновников, а также о том, что православные иерархи из Московской патриархии часто ведут себя беззаконно. Конечно, в России по-прежнему сложно инакомыслящим – политикам или религиозным объединениям – заявить о себе во всеуслышание, прорваться в публичную сферу. Если неправославные или оппозиционеры вырываются за пределы красных флажков, то они сразу подвергаются преследованиям, так как о них узнало общество. В рамках идеологии поддержки «традиционных» религий считается, что все остальные могут существовать, но только очень тихо, чтобы их никто не видел. Вместе с тем, такого не бывает, чтобы все были всегда послушными. У нас в стране уже не расстреливают и особенно не сажают за инакомыслие, так что люди меньше боятся говорить правду и ярко заявлять о своих правах. Хороший пример – пикеты московской церкви «Эммануил» во главе с пастором Александром Пуршагой – чиновники префектуры до сих пор отказываются пойти на встречу верующим. В Мурманске Церковь ХВЕ «На Мурмане» не побоялась подать в суд на сотрудника Миссионерского отдела епархии РПЦ за то, что он написал оскорбительную статью. И таких примеров уже множество. Еще в начале 1990-х годов сложно было себе такое представить. Но общественное развитие в сторону демократии уже не остановить. То же самое происходит и в политической сфере – что-то происходит в Госдуме РФ и кого-то показывают по телевизору, но в обществе уже думают совсем по-другому. Когда и как проявится общественное мнение, сумеет ли его понять , сдержать или пойти ему навстречу государство – вопрос будущего. Другое дело, что в России все всегда происходит очень долго. В Украине этот процесс идет более драматично и бурно, а поэтому она быстрее достигнет пристани цивилизованной демократии.
Роман! Вы из числа тех, кто как термиты подтачивают наше государство. В Вашем случае это религиозная сфера. Зачем Вы, демонстрирующий порой абсолютную религиоведческую неграмотность, лезете в эту сферу? (Александр, Тверь, Россия) Спасибо за вопрос. Меня всегда удивляет, что многих радикальных патриотов возмущает, что люди пишут и обсуждают проблемы неправославных и критикуют, например, Московский патриархат и государственную религиозную политику, либо ее отсутствие. Для тех, кто ищет врагов внутри страны и на Западе, естественно отождествлять Россию как Родину с властью, а православие конкретно с руководителями Московской патриархии. Но для меня Путин и Медведев – это не Россия, также как патриарх Кирилл и протоиерей Всеволод Чаплин, убеждающий всех, что Россия азиатская страна, которой не нужна демократия, - это не православие само по себе. Если следовать во всем за нашим государством, а вернее за православной идеологией чиновников, принимая это за отстаивание интересов России, можно растерять и страну и свой собственный разум. Империя как она видится почитателям царской семьи, Ивана Грозного и Распутина, всегда только губила в России все живое, давила общество – любую свободную мысль, таким образом были задавлены в России все региональные культуры и местные традиции, любые отступления от генеральной линии. Показателен пример российских средневековых еретиков – стригольников и жидовствующих, о которых известно только из трудов их гонителей. Великий Новгород, где были и еретики и посадская демократия, был разорен и сожжен Иваном Грозным – ничего не осталось. Сохранилось лишь то, что соответствовало идеологии централизованного государства с центром в Москве. Свободная Россия сейчас развивается осознанно или нет в противоборстве с этой тенденцией. Наверное, это последний шанс, когда наше общество должно из чувства самосохранения стать сильнее государства.
Сегодняшние действия государственных и окологосударственных структур в отношении неправославных конфессий носят откровеннно агрессивный заказной характер. Как вы считаете, кому на Руси выгодны эти действия, и к чему они могут привести? Можно ли считать Россию демократической страной, если в ней откровеннейшим образом попираются демократические права и свободы граждан? К чему нас ведут, куда мы придём, ведомые властью, нарушающей конституцию? (Игорь, Самара, Россия) Стремление власти опереться на «традиционные» религии – это естественный шаг для тех, кто не знает, что делать и на кого и на что опереться. Я не из тех, кто верит в какие-то конспирологические теории о заказах и заговорах. Люди часто действуют по глупости, непродуманно, но у любого действия есть свои причины. Когда власть не уверена в процессе своих выборов, либо отказывается от выборов (губернаторов, например), подавила оппозицию, но не знает, что делать дальше, потеряла связь с обществом, так как все, кто рядом с властью хвалят ее – тогда начинается психоз власти. У Сталина это выразилось в новом витке репрессий, а у слабой власти это выражается в попытке оправдать свои любые акции мощной идеологией – и Русская православная церковь больше всего для этого подходит, ее руководство само предлагает себя на роль такого идеологического надсмотрщика. Патриарх Кирилл не раз высказывался в пользу «суверенной демократии» - концепции Владислава Суркова, в рамках которой России не обязательно следовать американо-европейским принципам обустройства демократического общества. Как говорит патриарх Кирилл Россия является всточнохристианской православной цивилизацией, которой чужды западные ценности. Наши ценности – самобытность, соборность, патриотизм в виде особой поддержки государства, даже если оно жестокое (главное – единство страны и чтобы не было войны). Что такое соборность и в чем выражается самобытность, кроме русской безалаберности и широты души, никто не знает. Но власть эта расплывчатость больше всего устраивает. Поскольку у дискриминации в отношении неправославных нет реального смысла, а идеология «традиционных» религий и борьбы с сектами внутренне пуста и абсурдна, то все это может рассыпаться в прах. Также просто как это произошло в 1917 году с бывшими православными крестьянами. Провозглашать идею и управлять не заботясь о том, слышат тебя или нет – очень опасно. А особенно в такой стране, как Россия. От этого наша бывшая империя будет лишь уменьшаться в размерах – кому охота жить в таком «великом» государстве с великой духовностью, но абсолютной неустроенностью и народом, которому все это все равно.
Как Вы думаете, куда идет Русское православие, которое оторвано от народа, сотрудничает с государством и старается запретить другие конфессии в нашей стране - своих конкурентов? (Иван, Павловский Посад, Московская область) Православие является отражением нашего общества, а поэтому для социолога нет единого православия, как просто Русской православной церкви. Приходы РПЦ и многочисленные епархии часто развиваются оторвано от центра, от руководства Московской патриархии, проводят свою собственную политику – иногда более авторитарную, иногда более либеральную, евангелизаторскую. Многие православные приходы, особенно в столицах регионов, вполне сравнимы по степени сплоченности общины с протестантов, тогда как большинство приходов РПЦ даже не ставит себе целью создать из всех, кто приходит в церковь, сплоченную семью. Попытки создать целую сеть приходов-семей отцом Георгием Кочетковым привело к тому, что его стали обвинять в ереси и стремлении создать параллельные церковные структуры. Всякая инициатива наказуема в Русской Церкви, а при патриархе Кирилле, который создает жесткую административную систему по образцу Католической церкви, у церковной демократии почти нет шансов. Православный епископ в своем регионе — фигура властная, бесконтрольная, его судят по его поступкам и особенно высказываниям, и принимают обычно все, что сказано и сделано, каким бы самодурством это ни отдавало. Такова психология отношения простых граждан и чиновников к православному архиерею, которая не изменилась, наверное, с древних времен — достаточно почитать Лескова. Однако на основании опыта социологических исследований можно сказать, что демократия и инициативы начинают развиваться снизу, среди мирян, даже без помощи духовенства. Более того, даже как бы около РПЦ, а не внутри нее. Церковное руководство лишь благословляет то, что само развилось и выросло при возмущении местных епископов. Так, отец Павел Адельгейм – священник из Пскова, создал большой приход, школу для детей, но местный епископ Евсевий все это отнял у него, как у многострадального Иова, несмотря на то, что Адельгейм – исповедник, сидевший за веру в советское время. Парадокс в том, что отец Павел Адельгейм – достояние современного российского православия, на которого будут равняться будущие поколения. При этом, ценность государственного православия будет очень сомнительна, но от пустых идей очень легко отказаться.
Роман Николаевич, многие возмущены фактом единогласного избрания Дворкина А.Л. председателем экспертного совета. Его оскорбительные выступления в адрес верующих других конфессий встречались неоднократно. На него неоднократно подавали в суд и хотелось бы знать результаты. Подскажите, пожалуйста, где можно ознакомиться с решениями судов в отношении деятельности или заявлений Дворкина А.Л. Заранее признателен и благодарен. (Сергей, Москва) Мы регулярно публикуем информацию о судебных процессах, касающихся верующих, в том числе и по поводу оскорблений со стороны Дворкина и его помощников, на нашем сайте – www.sclj.ru (также информация есть на нашем старом сайте www.rlinfo.ru). В то же время у нас в России чрезвычайно мало судебных прецедентов по делам об оскорблениях верующих и религиозных объединений. С одной стороны, это довольно сложно, суды и прокуратура отказываются рассматривать такие дела, поскольку такого рода оскорбления трудно доказать. А если разжигание розни связано с выступлениями сотрудников православных епархий, то вступает в действие телефонное право – из администраций и органов разных уровней предостерегают от скандала. Рассмотрение дел о межрелигиозной вражде – это еще, помимо прочего, признание того, что в регионе есть проблемы, чего не хотят признавать ни правоохранительные органы, ни областные чиновники. Пока сами церкви отказываются защищать себя и не хотят идти до конца в защите своих чести и достоинства, их будут оскорблять, называть сектантами, а теперь уже с 2000-х годов обвинять и в экстремизме ради сохранения «духовной безопасности» России. Безусловно, Европа нам не указ, но во Франции, где из сектоведов был сформирован межправительственный комитет типа нашего Совета при Минюсте РФ, суды стали штрафовать чиновников, в том числе и министров, за уничижительные высказывания в адрес «нетрадиционных» верующих. Все думали, что это невозможно, но практика показала, что нет ничего невозможного. Деваться некуда. В европейских странах давно сложилась практика, когда национальные суды пресекают попытки чиновников, политиков, борцов с «сектами» распространять ложную и недостоверную информацию о зарегистрированных религиозных объединениях. Таким образом, само государство поддерживает межрелигиозный баланс, сдерживает антисектантскую истерию. В России также необходимо наработать соответствующую судебную практику, а для этого необходима квалифицированная религиоведческая экспертиза.
Уважаемый Роман Николаевич, существуют ли рецензии на работы Дворкина А.Л. по сектоведению? Как оцениваются его деятельность профессиональными религиоведами и где можно ознакомиться с этой оценкой? Существует ли понятие "секта" для религиоведа? На ваш взгляд, в отношении каких религиозных организаций можно употреблять слово "секта"? (Сергей, Москва) Ученые не пишут рецензии на книги Александра Дворкина, так как они не являются научными и оценивать их в рамках светской науки совершенно бессмысленно. Сектоведение – это церковная дисциплина, которая изучает другие религии с конфессиональной точки зрения, то есть с позиций православия в случае с Дворкиным. Однако и среди сектоведов есть исследователи, которым интересно богословие и практика других инославных церквей и других религий. Дворкин же исполняет странную идеологическую миссию, в которой он заигрался и стал сам орудием своей же борьбы с сектами. Самое же главное, что эта борьба нужна Московской патриархии, так как и патриарх Алексий и теперь патриарх Кирилл поддерживают Дворкина – на этот счет не нужно питать иллюзий. Что касается понятий «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют четкого научного определения, которое бы жестко обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светской науке. Поскольку эти понятия не имеют научного определения, то они отсутствуют как в международном, так и в российском законодательстве. Абсолютное большинство отечественных религиоведов использует лингвистически нейтральные термины, которые определены в законодательстве, — «религиозное объединение», «религиозная организация», «религиозная группа», либо «новое религиозное движение», «культ». Термин «секта» и производные от него термины имеют, как правило, презрительный и уничижительный оттенок и употребляются обычно в бытовой, а иногда в политической полемике. В законодательстве Российской Федерации также не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет безусловно негативную смысловую нагрузку, а его употребление может оскорбить чувства верующих. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и Большое жюри Союза журналистов РФ не раз отмечали, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики. Самым ярким и непримиримым критиком «сектоведческой» терминологии является профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Игорь Кантеров, бывший заместитель председателя Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ. В своей новой фундаментальной книге «Новые религиозные движения (НРД) в России. Религиоведческий анализ» (М., 2006) Кантеров всесторонне анализирует терминологию, касающуюся НРД, социальные ориентации и функции этих движений и их адептов, а также отношение «традиционных» Церквей к НРД. В книге есть отдельная глава «Антикультовое движение: идеология и практика», в которой дается оценка как российских, так и зарубежных «сектоведов». Профессор Кантеров старательно разрушает само понятие «тоталитарная и деструктивная секта», подвергая сомнению возможность употребления этого «термина» в цивилизованном обществе, а тем более специалистами. По словам Кантерова, «чаще всего упоминаются такие признаки тоталитаризма, как жесткая авторитарная структура и обожествление лидера. Но ведь жесткие структуры имеются не только у объединений, причисляемых к тоталитарным, но и, например, в католицизме. Да и Папа Римский, глава католиков мира, почитается как наместник Иисуса Христа на земле. В последнее время, правда, и Католическую Церковь начинают записывать в тоталитарные секты…» (Игорь Кантеров. «Деструктивные», «тоталитарные»... и далее везде // «Религия и право», № 1, 2002). Употребление термина «тоталитарные секты» по отношению к тому или иному движению действительно по существу теряет всякий смысл. Расплывчатость наименований «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение. Однако все же в социологическом, то есть практическом, смысле вопрос как раз не в том, как называть религиозные объединения, а в том, как можно оценить их реальную деятельность. Исходя из опыта общения с религиозными лидерами и опыта полевых исследований, при изучении новых религиозных движений, которые чаще всего называют сектами, нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, многие религиозные движения и отдельные общины находятся на разных этапах своего развития (это касается и православных, и неправославных групп). Так, часть движений, возникших в России (как российских, так и привнесенных извне), еще проходит путь своей социализации, адаптации к обществу, а значительная часть самых известных НРД уже прошла период духовного ригоризма и аскетического рвения начала 1990-х годов (как, к примеру, Церковь Последнего Завета Виссариона и «Богородичный центр», или, как он теперь называется, Православная Церковь Божией Матери Державная). Во-вторых, каждое новое религиозное движение индивидуально, оно часто носит на себе отпечаток мировоззрения своего лидера и основателя. Как правило, НРД немногочисленны, они развиваются стремительно и неожиданно, не обращая внимания на мнение общественности, а общество не замечает их. В истории НРД можно найти как неожиданные мистические порывы, так и внутренние конфликты, склоки, борьбу за паству и влияние, новые постоянно меняющиеся элементы идеологии. То есть все то же самое, что есть и в «традиционных» религиозных организациях, только в гипертрофированном, крайнем, часто доведенном до абсурда, виде. При этом, эмоциональные проповеди, новые «библии», мистические пророчества, строгие посты, «радения», энергетические «подпитки» и т.п. не затрагивают основ российского общества, государственности, культуры, массового сознания, развиваясь вдали от «традиционной» духовности. Многие склонны полностью оправдывать НРД, а «сектоведы» пугают общественность «неохаризматиками» и новыми религиозными движениями, которые возглавляются новоявленными «пророками» и «богами» и которые практикуют разного рода аскетические практики, ритуалы, эксцентричные моления. Однако для добросовестного и увлеченного своим делом ученого все это не повод, чтобы считать последователей всех новых и не таких уж и новых движений безумцами или, наоборот, праведниками. Истина находится где-то посередине.
Роман Николаевич, на ваш взгляд, по каким принципам был сформирован состав нынешнего экспертного совета по религиоведческой экспертизе. В итогом документе совместного заседания Президиума Гос. совета РФ и совета по в/д с рел. орг-ями (г. Тула, 11 марта 2009 г.) указано, что экспертные советы уже созданы в 34 субъектах РФ. Вам известно, кто входит в эти экспертные советы и в каких субъектах РФ они есть? В каких взаимоотношениях будут эти региональные экспертные советы с "центральным" экспертным советом при Министерстве Юстиции? С уважением и благодарностью за ответы. (Сергей, Москва) Совет при Минюсте РФ по закону является органом, который должен предоставлять экспертизу по отдельным случаям, связанным с религиозными организациями. Это не постоянно работающий орган, который должен контролировать деятельность религиозных организаций, хотя по новому положению о Совете при Минюсте РФ его хотят таковым сделать. Судя по полномочиям Совета при Минюсте РФ он является аналогом Совета по делам религий. Советы по взаимодействию с религиозными организациями в регионах не обладают никакими полномочиями – это скорее общественные институты, существование которых даже необязательно. Однако в связи с созданием Совета при Минюсте РФ опять была поставлена проблема организации такого госоргана, который бы отвечал за религиозную политику. Прямая или косвенная поддержка идеи создания аналога Совета по делам религий в России естественна для протестантских деятелей, поскольку активное распространение и даже просто присутствие в России неправославных христианских церквей до сих пор считается аномалией с точки зрения православно ориентированных государственников. Поэтому на протяжении последних 20 лет относительной религиозной свободы инославные христиане, прежде всего, протестанты (баптисты, евангелисты, пятидесятники, харизматы, методисты, лютеране и т.д.) старались повысить свой статус в обществе и укрепить позиции. Дело в том, что в условиях абсолютной монополии епископов и священников Московской патриархии на контакты с чиновниками, советы и комиссии разных уровней стали единственным каналом связи протестантов с властью. Баптисты, пятидесятники, адвентисты и лютеране входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, а один из членов этого Совета епископ пятидесятников Сергей Ряховский является также членом Общественной палаты РФ. Евангельское сообщество (как иногда называют всех протестантов) хорошо помнит, как именно президентский Совет и профильный думский Комитет не допустили в 1997 году внесения в парламент проекта Закона о свободе совести, согласно которому для получения прав юридического лица объединение верующих должно иметь 50-тилетний срок существования. Нынешний Комитет Госдумы РФ по делам религиозных объединений и общественных организаций (глава — единоросс Сергей Попов) не ведет открытой работы со всеми церквями. Все с ностальгией вспоминают время плюрализма и постоянного диалога, когда в конце 1990-х годов во главе комитета стоял коммунист Владимир Зоркальцев. Сейчас встреч с депутатами от «Единой России» регулярно добиваются лишь группы пасторов Российского союза христиан веры евангельской (пятидесятников), возглавляемого епископом Сергеем Ряховским. На региональном уровне пасторы — лидеры союзов и ассоциаций также, как правило, входят в советы и комиссии по религиозным вопросам при губернаторах и администрациях, а также в советы по социальным вопросам, поскольку протестанты часто намного активнее работают с наркоманами, бомжами, беспризорными и т.д., чем представители РПЦ. Включение в такие советы лидеров крупных пятидесятнических или баптистско-евангельских церквей почти всегда сопровождалось сопротивлением местной епархии РПЦ МП. Архиереи РПЦ обычно присылают на такого рода плюралистичные советы своих представителей, игнорируя их лично, но власть это вполне устраивает. Протестанты, носители демократичной американо-европейской культуры, рациональны и добиваются определенности в своих отношениях с чиновниками. Поэтому они надеются, что жесткая регламентация отношений с властью станет ограничением для открытого лоббизма православных иерархов во всех сферах, будет щитом против их интриг и телефонного права. В будущем Совете по делам религий протестантов совсем не пугает его советскость. Некоторые члены СДР сохранили хорошие отношения с религиозными объединениями (бывший член СДР при Совмине Владимир Пудов даже стал лидером одной из лютеранских церквей). Ученые советской закалки (они и могут быть экспертами СДР) являются лучшими друзьями неправославных верующих — академика Л.Н. Митрохина благодарили за книгу о баптизме, С. И. Иваненко за книгу об индуизме, И.Я. Кантерова за книгу об новых движениях и т.д. Религиоведы советской школы — частые гости всех протестантских семинаров. Они кажутся ангелами рядом с «православными» чиновниками и сектоведами. Конечно, мечта о Совете по делам религий как ограничителе православного монополизма может оказаться иллюзией. Но пока такие надежды кажутся более реальными, чем надежды на соблюдение положений Конституции РФ и Закона о религии. Но все эти советы к Совету при Минюсте РФ не имеют никакого отношения.
Роман Николаевич, как вы считаете, почему именно сейчас государство решило провести "зачистки" в религиозной жизни российского общества? Чем это обусловлено? Может по стране участились уголовные преступления, в которых виновны исключительно "сектанты" (христиане не православного вероисповедания)? Есть ли судебная статистика по делам имеющим отношение к религиозной деятельности? Где можно ознакомиться с этой статистикой? О каких тенденциях в Российском обществе вам говорит анализ этой статистки за последние 20 лет? Спасибо! (Сергей, Москва) Я не считаю, что государство проводит какие-то зачистки – у случаев дискриминации и подавления активности неправославных в России часто нет никакой определенной логики. «Нетрадиционным» организациям просто не дают арендовать помещения, после 2000 года невозможно стало привозить гуманитарную помощь, стали выгонять из социальных учреждений – детских домов, домов престарелых, тюрем и т.д. Постоянно возникают проблемы со строительством зданий, с оформлением Домов молитвы и земли. Естественно, что никаких преступлений со стороны «сектантов» никто не фиксирует – есть лишь безотчетный страх нарушить какие-то неписаные правила высшего начальства о признании РПЦ и позволить существовать организациям, которые находятся вне контроля государства и живут согласно своим правилам. Такова была абсурдная борьба против Московского отделения Армии Спасения, которую отказались перерегистрировать и признали военизированной организацией. При этом абсурдность антисектантской борьбы становится все более очевидной по мере ее обострения – она превращается в фарс. Протестантизм становится второй после православия христианской конфессией в России (см. мою статью с Сергеем Филатовым по религиозной статистике, www.religare.ru). Членов протестантских церквей в России – около 2 млн человек. А на Пасху 2009 года, по данным МВД в православные храмы пришло не более 4 млн человек.
Роман Николаевич, объекты и задачи религиоведческой экспертизы были расширены. Поясните, пожалуйста, что есть формы и что есть методы деятельности религиозной организации. Что будут "инспектировать"? Что есть методы деятельности религиозной организации? (Сергей, Москва) Новый Экспертный совет при минюсте РФ вполне способен стать карательным органом, а не просто формальным собранием академических экспертов, потому что Минюст еще в феврале расширил полномочия этого совета. Было увеличено количество поводов для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В частности, «экспертизы» (учитывая состав совета, трудно в данном контексте писать это слово без кавычек) будут проводиться для признания организаций экстремистскими, для признания литературы экстремистской (то есть, для составления «кодексов запрещенных книг»), по делам, связанным лично с членами религиозных объединений. Достаточно прочитать Положение о совете при минюсте РФ, которое было принято 18 февраля 2009 года, чтобы понять, что эксперты этого совета смогут делать практически все, что захотят. В документе говорится, что Минюст России (или его территориальный орган) вправе направить запрос о проведении экспертизы в следующих случаях: а) при поступлении в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации: религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания; изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации; б) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей); в) при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации; г) при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность; д) при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией. Помимо этого, в положении указывается, что проведение экспертизы возможно и в «иных случаях». В любых спорных ситуациях, связанных с перерегистрацией или внесением изменений в устав может быть назначена экспертиза. Формы и методы деятельности не определены законом или положением о Совете при Минюсте РФ, а поэтому в эти понятия могут быть вложены самые разные смыслы. К примеру, может быть поставлен вопрос о том, ведут ли формы и методы, применяемые религиозным объединением, к зомбированию и к деструктивному психическому воздействию на людей? Как вы думаете, как ответит Дворкин? На основании таких запросов на экспертизу и действий прокуратуры и судов могут быть ликвидированы религиозные организации, или к примеру благотворительные протестантские фонды могут быть признаны религиозными организациями, которым будет запрещен доступ в социальные учреждения и т.д.
Роман Николаевич, назовите, пожалуйста, 7-10 специалистов, которые достойны быть в числе государственного экспертного совета, объективность и профессионализм которых уже подтвержден многолетней деятельностью. (Сергей, Москва) Я думаю это: Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ. Горбаневский Михаил Викторович, доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН, вице-президент Общества любителей российской словесности, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС). Игнатенко Александр Александрович, доктор философских наук, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, член Общественной палаты РФ. Кантеров Игорь Яковлевич, доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Красиков Анатолий Андреевич, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Лопаткин Ремир Александрович, кандидат философских наук, профессор Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ, председатель Исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов. Мирошникова Елена Михайловна, доктор философских наук, профессор Тульского государственного университета Симкин Лев Семенович, доктор юридических наук, профессор, адвокат Московской адвокатской палаты. Филатов Сергей Борисович, кандидат исторических наук, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Шахов Михаил Олегович, доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ. Элбакян Екатерина Сергеевна, доктор философских наук, профессор Академии труда и социальных отношений.
Ув. Роман Николаевич, осознают ли члены экспертного совета ответственность, которую они взяли на себя избрав единогласно Дворкина А.Л. председателем совета? Может кто-то вообще не участвовал в собрании совета, но дал предварительное согласие с решениями не подозревая, что произойдет подобное? Может кто-то уже отказался от участия в работе такого "экспертного" совета? Известно ли когда в ближайшее время состоится собрание этого совета и какова будет повестка собрания? С уважением. (Сергей, Москва) Полный список членов нового совета при Минюсте РФ можно легко найти в Интернете. Кроме того, мы специально собираемся опубликовать его в журнале «Религия и право». К сожалению, (или к счастью для кого-то) все члены совета голосовали за Дворкина, никто не выступил против, и все будут нести ответственность за решения совета. У совета нет определенного регламента, когда он должен созываться - совет лишь должен готовить экспертизы в том случае, если поступит соответствующий запрос от Минюста РФ или его территориального органа. В этом случае смело можно оспаривать законность такой экспертизы в судебном порядке, так кА в Законе о свободе совести оговорена только экспертиза в случае регистрации. Кроме того, надо настаивать на нарушении принципа светскости в формировании этого совета из радикального движения православных сектоведов.
Как бы вы оценили/прокомментировали различия в современной политике государства по отношению к протестанским церквам между Россией и Украиной? Спасибо (Людмила, Киев, Украина) Украина уже давно осознала себя в качестве страны, где господствует религиозное многообразие, это приняла власть и понимает общество, а Россия все еще держится за «единство», которое ради сохранения самого себя готово размести всю страну в пух и прах.
Роман Николаевич, Как будет дальше развиваться общероссийская акция "Инквизиторам - Нет!"? Каковы ее основные цели и задачи? Какие люди уже поддержали эту акцию и поставили свои подписи под обращением к Коновалову? Кто эти люди по своим взглядам и принадлежности к вере? (Антон Алябьев, Москва) 22 апреля 2009 года в России стартовала общероссийская бессрочная акция против присутствия радикальных «сектоведов» в новом составе Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ - «Инквизиторам - нет!». Акция «Инквизиторам - нет!» является возможностью открыто и во всеуслышание заявить свой протест против того, чтобы «инквизиторы» в лице Дворкина и его помощников пытались насильно спасти наши души помимо нашей воли, против дискредитации светской науки, самой религиоведческой экспертизы, а также заявить протест против клерикализации общества и разрушения основ правового и светского государства в России. Основу акции составляет сбор подписей под Открытым обращением к министру юстиции РФ Александру Коновалову, копии которого будут посланы президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру России Владимиру Путину. Свои мнения каждый может послать на e-mail: inkvisitoramnet@mail.ru Все мнения и голоса можно посмотреть на нашем сайте www.sclj.ru Среди тех, кто подписал Открытое обращение – много ученых, как религиоведов и историков, так и физиков, математиков, музыкантов и писателей. Наше обращение подписал глава Общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономарев. К нам поступает большое количеств голосов ученых из разных вузов страны. Естественно, что много религиозных деятелей и верующих. Вот лишь некоторые примеры : священник Павел Адельгейм, Псков, Русская православная церковь, Руденко Анатолий Александрович, исполнительный директор Российского Библейского общества, Аскаленок Олег Александрович. Москва. Союз христиан-военнослужащих, Шестаков Евгений Николаевич, председатель Правления Религиозной Организации (централизованной религиозной организации) "Союз Миссий Христиан Веры Евангельской, Зуев Сергей Юрьевич, президент Ассоциации "Слово Жизни" ЯНАО, полномочный представитель Председателя РОСХВЕ(п) по ЯНАО, почетный доктор богословия и многие другие. Некоторые главы церквей в настоящее время собирают подписи верующих своих общин для того, чтобы отослать в поддержку нашей акции мы не требуем подписных листов – можно прислать прислать список фамилий, имен и отчеств, главное, чтобы было понятно откуда человек, из какого города и церкви, некоторые указывают профессию, место работы, конечно, научные звания. Для нас чрезвычайно важно, что каждый приславший нам свой голос или мнение – говорит об этом сознательно и открыто. Поэтому мы не стремимся собрать просто подписи или объявить интернет-голосование как в проекте «Имя России» - каждый, кто присылает к нам письмо делает осознанный гражданский шаг, и не боится назвать себя, как не боятся сделать этого многие ученые, пресвитеры и епископы. Те, кто боятся чего-то, пусть лучше задумаются о том, что с сектоведами жить в таком случае и им и их детям. При том, что в советское время люди шли на то, чтобы заявить свою позицию под угрозой, куда больших потерь, чем нынешние мифы о ФСБ. В Интернете появилась утка о том, что якобы данные о подписантах могут использовать органами, но почти сразу стало известно, что это сообщение разместили сами сектоведы. Чтобы заявить о своей точке зрения, чтобы построить в России цивилизованное демократическое общество и сохранить светское государство нужен открытый сознательный голос. Смысл акции не в том, чтобы собрать подписи со всех жителей страны, а в том, чтобы собрать голоса конкретных граждан – личностей, которые хорошо знают, за что они выступают. Сторонники свободы совести, противники вмешательства РПЦ во все сферы жизни государства и общества – это огромная, но мало организованная сила, и мы делаем первый шаг для ее организации. Еще один очень важный момент – акция, которая начиналась как протест против сектоведов в Совете при Минюсте РФ (вообще против Совет мы не выступаем) постепенно вылилась в антиклерикальную акцию, для которой сектоведы – лишь один из поводов, показателей коррозии светского государства в стране. Поэтому в акции стали принимать участие не только протестанты, представители разных религий и новых религиозных движений, притесняемых РПЦ и сектоведами, но и, к примеру, атеисты и агностики, для которых светскость государства – также одна из ценностей. Я думаю это произошло, потому что в обществе накопилось определенное возмущение клерикализацией, брожение, связанное с недовольством агрессивными попытками Московской патриархии получить больше средств, собственности, часов в образовании – должно было найти выход.
Роман, как на Ваш взгляд - осознают ли всю меру своей ответственности люди считающие себя православными за то, что происходит в религиозной сфере в нашей стране или во всем виноваты "сектанты"? (Иван, Москва) Те православные, которые по-настоящему осознают свою ответственность за страну, стараются жить по-христиански и правильно, желательно подальше от светского и церковного начальства, а те, кто обвиняют во всем сектантов, когда развалят страну обвинят в этом Запад и иего приспешников, в том числе и самих сектантов.
Роман, Хотите ли Вы вообще "уничтожить" "сектоведов" в России, как правозащник? И вообще считаете ли Вы себя правозащитником? (Александр, Красногорск, Московская область) Сектоведы являются частью религиозного мира и участвуют в межрелигиозных дискуссиях. Сектоведческая деятельность как в ее умеренном, так и в оскорбительном варианте будет существовать всегда – от самих «сектантов» зависит то, как их будут критиковать – жестко и неприлично, либо более мягко, боясь перейти грань закона. Пока никто и ничего не боится. Сектоведы всегда будут нужны, как бы для религиозного баланса – «традиционной» веры и быстро растущих обгоняющих ее «новых» миссионерских церквей, у которых всегда есть какие-то перегибы. Среди сектоведов есть люди резкие и не совсем адекватные, как Дворкин, а есть вполне вменяемые, с которыми даже можно вести диалог. Правда, значительная их часть в регионах, с которыми мне приходилось встречаться, искренне борются с сектами как с нечистой силой и думают, что в книгах Дворкина написано то, что есть в вероучении сектантов. Они искренне удивляются, когда узнают, что на самом деле происходит на богослужениях или в общинах адвентистов, пятидесятников или мормонов. Впечатление от таких сектоведов удручающее, и их действия далеки от евангельской веры, ведь Христос даже говорил своим ученикам не трогать тех, которые именем его исцеляют, но существуют отдельно. Противодействие православных евангельским церквям уж совсем дико, так как, по моему мнению, общая христианская культура этих церквей является основой для диалога и здоровой конкуренции в социальной работе, в миссионерских формах и методах – ведь патриарх Кирилл проповедовал на рок-концертах. Тем более что христианство в нашем обществе, как и в Европе, занимает все меньше места, особенно в лице традиционных церквей. И государство тут РПЦ не поможет. В этой связи хочу отметить, что я не считаю себя правозащитником – я не стремлюсь защищать всех и вся, я демократ и сторонник светского государства, а протестантами больше занимаюсь потому что это мой научный интерес как социолога религии, моя специализация. В каком-то смысле это любимый объект исследования и источник самого разного духовного опыта.
здравствуйте! скажите как вы думаете, если бы ведущие лидеры протестанских сообществ россии своевременно приняли бы откровение Алексея Ледяева, была бы ситауция такой как сложилась сейчас в россии. я имею ввиду что надо может быть было бы лучше не воевать против А.Ледяева а поддержать его в том что нам необходимо иметь в правительстве рожденных свыше и настоящих (не религиозных) христиан. с уважением. Владимир. (Владимир. Узбекистан.Ташкент.) Большинство протестантских пасторов в России полагает, что, безусловно, было бы хорошо, если бы в правительстве были члены христианских церквей, чтобы президентом стал евангельский христианин. По существу все протестанты – сторонники Ледяева. Просто Ледяев резко акцентировал внимание на новом мировом порядке, сказал об этом такими словами, которые вызвали скорее испуг. А для большинства протестантов это никакой не новый мировой порядок – это вообще в порядке вещей. В разных странах протестанты действуют по-разному – в Белоруссии добиваются справедливости как церковь «Новая жизнь» и обращаются с письмами к Лукашенко против введения антисектантских «Основ православной культуры» (и в отличие от России почти никто не боится почему-то), в Украине выходят на майдан, поступая вполне в рамках закона. В России протестанты сами найдут свой путь, и Ледяев тут не при чем.
Скажите, а Россия все-таки православная страна или же нет? (Алексей, Калининград) Россия является скорее страной, которая постоянно преодолевает свое православие, и это хорошо видно на примере русской литературы, которую считают православной по духу. Одни как Толстой противопоставляют себя Церкви, другие, сидя во Франции всю нищету и драматизм нашей жизни оправдывают православием. В этом есть православная культура нашей страны, но и трагедия Церкви как института, которая может жить лишь с государством.
Уважаемый Роман Николаевич, каковы Ваши прогнозы относительно государственно-конфессиональных отношений в нашей стране. Вернемся ли мы обратно к правовой градации конфессий? (Литвиненко Инна, Ростов-на-Дону, Россия) Российское государство на данном этапе сформировано как демократическое и светское, и президент Дмитрий Медведев является сторонником укрепления правовых норм и этики в этих рамках. Формально демократия останется декорацией всего того, что происходит в России. Даже Совет при Минюсте РФ – скорее попытка неформального вмешательства в деятельность религиозных организаций, как бы с черного хода, поскольку решения Совета рекомендательные и не обязательны для исполнения, а работать постоянно он не должен. Другое дело, что сектоведы уже начали активно влиять на чиновников на местах и на СМИ, так как теперь у них есть статус членов Совета, а значит друзей Минюста РФ и министра Александра Коновалова. Члену Совета уже труднее отказать, а значит против него труднее бороться, да и прокуратура не возбудит против него дело. Они получили себе индульгенцию. Им даже необязательно делать экспертизы для того, чтобы воздействовать на власть с целью ограничить деятельность неправославных. Можно быть просто членами Совета при Минюсте РФ. Система отношений государства и церквей в России такова, что все зависит от активности самих верующих и лидеров на местах. В одном регионе можно добиться того, чего никогда не допустят в другом и т.д. Российское многообразие заключается в том, что в каждом субъекте РФ своя политика и свои неформальные отношения с церквями. Тем более что множество чиновников не испытывают искреннего уважения к РПЦ, а скорее боятся мифических связей иерархов РПЦ, их раздражает стремление получить привилегии и деньги, постоянные попытки РПЦ склонить чиновников к нарушению конституционного закона, хотя все знают, что учителя не горят желанием преподавать ОПК, а военные быть окропленными святой водой. В этом отношении социально активные протестанты очень сильно помогают чиновникам выстраивать баланс в государственно-конфессиональных отношениях, сдерживать аппетиты РПЦ. Особенно это заметно в Сибири и на Дальнем Востоке. В целом ряде регионов – в Белгородской или Смоленской областях, например, уже существует градация конфессий и на первом месте выступает РПЦ. По моему мнению, вполне можно на законодательном уровне вводить четкие привилегии для исторической конфессии, какой является РПЦ на региональном или федеральном масштабе. Наряду с этим, государство даст гарантии остальным конфессиям, что привилегии РПЦ не повредят их миссионерской и общественной деятельности. Любые четко прописанные привилегии – это общественный контроль, которого избегает Московская патриархия.
С точки зрения социолога - насколько активно щас протестанты участвуют в политической деятельности? Большинство же церквей вообще незаявляют никакой позиции. (Сергей, Казахстан) Все религиозные организации в той или иной степени участвуют в политической деятельности, даже если заявляют, что они этим не занимаются. Особенно яркой политической позицией может быть молчание, в то время как государство принимает явно дискриминационные решения. Протестантам во всем мире свойственно открыто заявлять о своей приверженности свободе личности. Если власть мешает миссии, социальной работе, крещению людей и проповедям, то евангельские церкви во всем мире энергично вступают в политическую борьбу. Борясь за проповедь Евангелия. Они таким образом отстаивают демократические принципы. Неосознанно евангельские движения подтачивают авторитарные режимы, становятся диссидентами, как это было в советское время с нерегистрированными баптистами и пятидесятниками. Политика – странная вещь – можно быть депутатом от «Единой России» и ничего по сути не сделать, а можно быть как епископ Иван Федотов борцом за веру и стать героем своего времени.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |