Против духовной цензуры и инквизиции. Заявление Союза старообрядческих начетчиков в связи с образованием нового религиоведческого Совета при Минюсте РФ7 Мая 2009
В последние два месяца религиозная жизни России омрачена несколькими событиями. Во-первых, новые полномочия получила так называемая "религиоведческая экспертиза" при Министерстве юстиции РФ. Приложением № 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 значительно расширены объекты и задачи экспертизы, увеличено число поводов для запросов о проведении экспертизы. По сути, новый порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы наделяет Экспертный совет беспрецедентными полномочиями государственного органа по контролю за религиозными организациями, а также формами и методами религиозной деятельности. Во-вторых, в состав этой обновленной структуры вошли лица представляющие интересы одной из российских конфессий, причем являющие собой узкую группу лиц зарекомендовавших себя на ниве агрессивного или как его еще называют "черного" миссионерства и борьбой с религиозными меньшинствами. В экспертный совет при Минюсте РФ вошли такие личности как глава сектоведческого Центра Московской Патриархии св. Иринея Лионского Александр Леонидович Дворкин, его сотрудник священник Лев Семенов, глава саратовского отделения этого центра Александр Валерьевич Кузьмин, директор Правозащитного центра при "Всемирном русском народном соборе" Роман Силантьев и другие, крайне заинтересованные и небеспристрастные лица. Ясно, что эти люди будут пользоваться полученными полномочиями в односторонних интересах. Союз старообрядческих начетчиков заявляет, что расширение полномочий Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ и принцип его формирования под сомнение не только авторитет религиоведческой экспертизы и соответствующих государственных органов, но являются прямой угрозой конституционным правам граждан России на свободу вероисповедания. Очевидно, что подобный состав экспертного совета вкупе с его расширенными полномочиями станет явной угрозой светскому характеру государства, может послужить опасным катализатором межконфессиональной смуты, прологом к началу борьбы с религиозным инакомыслием, притеснением верующих, реставрации духовной цензуры и инквизиции. Старообрядцам как никому другому пришлось испытать на себе страшные плоды духовного насилия. Более 250 лет граждане России, исповедующие дораскольное, древнерусское Православие находились под уголовным и гражданским преследованием. Страшная цена, которую заплатили старообрядцы за возможность исповедания своей веры, выразилась в массовых казнях и тюремных заключениях, экспроприации храмов и церковных зданий, поражении в гражданских правах, религиозных пошлинах, ношении дискриминационных внешних знаков, невозможности свободно совершать богослужение и печатать книги, запрете на изучение подлинной истории собственной страны и Церкви. Уже в XX веке похожим гонениям подверглись уже все верующие в России и некоторых других странах. В течение нескольких сотен лет староверы добивались установления в России свободы вероисповедания - писались челобитные, прошения, обращения и т. п. В начале XX века эти попытки увенчались успехом. Старообрядцам удалось добиться права свободы вероисповедания не только для себя, но и для других конфессий. Указ императора Николая II об укреплении начал веротерпимости не только позволил староверам без страха преследований совершать богослужения, организовывать крестные ходы и печатать книги, но и даровал свободу совести чадам иных исповеданий. Даже синодальная, новообрядческая церковь и та смогла воспользоваться плодами этих свобод. Было дозволено почитание некоторых древних, ранее запрещенных, святых, созвано т. н. предсоборное совещание, где представители новообрядчества смогли свободно обсуждать проблемы своей конфессии. Обращаясь к верующим РПЦ МП, отдельные представители которой вошли в новый экспертный совет, хочется сказать, что деятельность такого органа, несомненно, обернется внутренней несвободой и для самой Московской Патриархии. Как учит история, гонителю для реализации своей страсти никогда не хватает внешних врагов, рано или поздно начинается борьба с врагами внутренними, приводящая к тоталитарным методам духовной организации, умерщвлению данной Господом свободной воли и христианской совести. Не это ли уже испытала на себе новообрядческая Греко-российская церковь во времена синодального строя, когда духовая жизнь миллионов верующих была полностью подчинена интересам небольшой группы клерикальной и светской бюрократии? Представителям Московской Патриархии не следует забывать и опыт истории ушедшего XX века. Общественно-политическая фортуна в современном нестабильном мире крайне переменчива. Вчерашние судьи нередко становятся подсудимыми, а гонители - гонимыми. Потому и говорится в Писании: "Не копай другому яму, ибо впадешь в нее сам". Несколько лет назад митрополит Московский и всея Руси Андриан предложил концепцию "равноудаленности конфессий и религиозных объединений от власти". Эта идея как нельзя лучше подходит для реализации в нашей стране с ее поликонфессиональным и многонациональным населением. При этом равноудаленность конфессий от власти понимается не только как невозможность использования государственных административных и финансовых рычагов для завоевания религиозного влияния, но и как свобода в проповеди своей веры в во всех доступных формах, не противоречащих конституционным устоям государства, правам и свободам граждан. Полностью признавая право на свободу вероисповедания, мы все же отрицаем превратно ныне понимаемую религиозную "толерантность" которая на западе выражается в отсутствие всякой межрелигиозной полемики и к фактическому запрету на любое обличения явно греховных поступков, а в нашей стране в существовании полемики односторонней, когда одним позволяется все, а другим - ничего. Лучший же способ общественного обсуждения межрелигиозных разногласий – это возрождения культуры и практики корректной и справедливой межрелигиозной полемики, собеседований и диспутов. В современных условиях видится наиболее оптимальным не только реорганизация этого Экспертного совета и изменение его состава, но и в последующее полное упразднение данной структуры. В противном случае, религиозная жизнь России всегда будет зависеть от субъективного мнения тех или иных людей, попавших в данный орган. Вопросы существования религиозных объединений должны регулироваться соответствующим гражданским законодательством без вмешательства каких-либо "советов", "комитетов" и "отделов". Религиозные проявления, выходящие за рамки светского характера государства, нарушающие действующее законодательство, угрожающие свободе, жизни или здоровью граждан должны пресекаться в соответствии с гражданским или уголовным правом. Мы призываем органы государственной власти, общественные и религиозные объединения и всех граждан проявить духовную и политическую мудрость и дальновидность. Краеугольная свобода человека - свобода на исповедь религиозных убеждений не должна быть нарушена, а общество должно существовать рамках в правового государства, без цензурных отделов, комитетов по делам религии, органов инквизиции, узкоконфессиональной круговой поруки, вне атмосферы страха, лжи и насилия. Тимофей Широков, секретарь, Алексей Шишкин, Андрей Езеров, Алексей Муравьев, Глеб Чистяков.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |