«Инквизиторам – нет!»: Оксана Куропаткина. «Чем больше будет информации, как антикультовой, так и религиоведческой, тем больше будет шансов у думающего человека получить максимально полное представление о религиозных организациях»

«Инквизиторам – нет!»: Оксана Куропаткина. «Чем больше будет информации, как антикультовой, так и религиоведческой, тем больше будет шансов у думающего человека получить максимально полное представление о религиозных организациях»
28 Апреля 2009

Институт религии и права начинает публикацию материалов, присланных в рамках общероссийской акции «Инквизиторам – Нет!».

Уважаемые сотрудники Института религии и права! Выражаю свою поддержку открытому письму министру юстиции А.В.Коновалову по поводу присутствия "сектоведов" в Совете по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ. Моя позиция заключается в следующем.

Я признаю проблему экстремизма в религиозных организациях, зная, что он может быть везде, в том числе и в православии. Поэтому не выступаю против антикультизма как такового при условии, что подобная деятельность осуществляется в рамках закона. При этом антисектантская полемика мне глубоко чужда и по характеру, и по роду деятельности - светскому религиоведению. Считаю недопустимым смешивать антикультизм как общественную деятельность и религиоведение как науку.
Я считаю, что все, в том числе и "сектоведы", имеют право на свою точку зрения в демократическом государстве. Члены одной конфессии имеют полное право считать "неистинными" членов другой, поэтому межрелигиозные дискуссии и апологетическую деятельность считаю вполне естественным и нормальным явлением - опять же при условии, что такая полемика проводится в рамках закона.
Кроме того, ничего не имею против того, чтобы компетентная апологетика и антикультовые труды были доступны читающей публике - при условии, что в них нет клеветы и  призывов к насилию. Чем больше будет самой разной информации, как антикультовой, так и религиоведческой, тем больше будет шансов у думающего человека получить максимально полное представление о религиозных организациях и сделать сознательный выбор по поводу членства в них или  по поводу просто отношения к ним.
При этом, поскольку Российское государство по Конституции светское, а не религиозное, выражаю недоумение и протест по поводу того, что конфессионально ангажированные антикультисты заняли место светских религиоведов. Одно дело - дискуссии в обществе, где могут быть представлены самые разные точки зрения, в том числе и конфессиональные, а другое дело - Совет по проведению религиоведческой экспертизы, который существует при органе государственной власти и должен составлять заключения  о самых разных религиозных организациях. Почему такие заключения для светского государства будут делать люди, стоящие не на светских позициях, мне непонятно.
Кроме того, считаю, что деятельность нового председателя Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы А.Л.Дворкина и его соратников  противоречит этике исследователя, пусть и антикультового.
Откровенная агрессия - явно не качество  серьезного исследователя. Критика в адрес религиозных организаций совсем не обязательно должна сопровождаться оскорблениями в адрес обычных верующих. Мне известны антикультисты, которые стремятся деликатно переубедить тех, кого они считают "заблуждающимися", и подобная позиция представляется мне гораздо более достойной. Игра на недифференцированности понятия "секта" для обывателя тоже не делает чести "сектоведам" из окружения А.Л.Дворкина.  Хотя в теории у "сектоведов" есть деление на "классические" и "тоталитарные" секты, тем не менее, это проговаривается далеко не всегда, и по факту протестантские деноминации (баптисты, евангельские христиане, адвентисты, пятидесятники) постоянно смешиваются с новыми религиозными движениями, которые имеют свою специфику, явно отличную от протестантских общин.
Кроме того, не следует забывать, что сам ярлык "секта" чрезвычайно негативно насыщен, и для российского обывателя, крайне невежественного в религиозных вопросах, совершенно не понятны нюансы между "классической сектой", которая определяется исключительно с богословской точки зрения, и "тоталитарной", которая определяется с точки зрения опасности для общества - для него все они одинаково "зловредные сектанты". Использование невежества российского общества с целью нанести ущерб другим религиозным организациям считаю недостойным приемом в межрелигиозной полемике. Кроме того, такой подход к разным конфессиям не может считаться допустимым в качестве государственной политики в светском государстве. Некомпетентность - вовсе не синоним работы всех антикультистов. Можно по религиозным или иным соображениям критически относиться к определенным религиозным организациям, но при этом хорошо в них разбираться. Однако А.Л.Дворкин, на мой взгляд, к подобным антисектантским деятелям не относится. Не могу судить о новых религиозных движениях, поскольку не являюсь специалистом в этой области, однако по поводу высказываний Дворкина и его соратников о западном неохаризматизме и отечественном "новом" пятидесятничестве могу сказать, что работы "сектоведов" на эту тему представляют собой попытку создать из ряда негативных случаев (в основном взятых из 1990-х годов) в пятидесятнических общинах некий целостный образ, в который вписываются все подряд "новые" пятидесятники, что совершенно неверно, во-первых, потому, что с 1990-х годов во многих церквях произошла эволюция в сторону социализации и сглаживания наиболее радикальных моментов (например, "теологии процветания" и власти пастора), а во-вторых, потому, что пятидесятники и в России, и на Западе отличаются большим разнообразием, и ряд положений практического богословия, а также богослужебная практика могут сильно отличаться. В целом, на фоне западных апологетов вроде В.Бюне, С.Симпсона, Р.Боумэна, Дж.Чемберса и других, глубоко разбирающихся в вопросах богословия и практики пятидесятнических общин, которых они критикуют, высказывания Дворкина выглядят откровенно слабо и некомпетентно.
Таким образом, на мой взгляд, присутствие конфессионально ангажированных и некомпетентных людей в Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ может привести к серьезному обострению межконфессиональных отношений и дискредитации идеи светского государства. Всё вышеизложенное является моей личной точкой зрения и личной гражданской позицией. С уважением,

Оксана Владимировна Куропаткина, аспирант Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета.

Справка: Оксана Куропаткина. Родилась в 1984 г. в г.Обнинске Калужской области. В 2006 г. окончила с отличием историческое отделение филологического факультета Московского педагогического государственного университета. В 2007 г. окончила с отличием Библейско-богословский институт св.апостола Андрея по специальности «теология». С октября 2006 г. - аспирант Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Преподаю античную, английскую и американскую литературу в Русско-американском христианском институте. С августа 2008 г. - научный сотрудник Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН (http://piatved.blog.ru/).

Ссылки по теме:

В России стартует общероссийская бессрочная акция за светское государство и против присутствия радикальных «сектоведов» в новом составе Совета при Минюсте РФ
Здесь Вы можете прочитать о самой акции, увидеть комментарии сторонников и противников акции, а также оставить свой отзыв. Наш адрес: inkvisitoramnet@mail.ru

Текст обращения к министру юстиции РФ Александру Коновалову по поводу ситуации вокруг нового состава Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ и все присланные подписи
Присоединяйтесь к акции против клерикализации общества и за светское и правовое государство в России. Поставьте свою подпись! Наш адрес: inkvisitoramnet@mail.ru







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru