"Грани.Ру": Следить будут строго. На днях в Рунете началась акция "Инквизиторам - нет!". Она является продолжением развернувшегося в последние недели скандала вокруг переформирования состава Экспертного совета28 Апреля 2009
На днях в Рунете началась акция "Инквизиторам - нет!". Она является продолжением развернувшегося в последние недели скандала вокруг скучной бюрократической процедуры - переформирования состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции. Этот совет много лет давал заключения о том, стоит ли государству регистрировать очередную религиозную организацию на федеральном уровне, и контролировал ситуацию с регистрацией на местах.
Сидели в этом совете старые советские религиоведы из научных организаций и университетов, хорошо знающие (поскольку участвовали в ее создании) российскую законодательную базу, да представители государственных органов. В мае 2008 года новым министром юстиции стал очередной питерский юрист - Александр Коновалов, а к декабрю появились первые сообщения о том, что в Экспертный совет переформируется и в него может войти скандально известный персонаж российской религиозной жизни - "сектовед" Александр Дворкин. Сам по себе "сектовед" - личность примечательная. Окончив два курса пединститута, столичный житель Саша Дворкин в 1976 году объявился в Нью-Йорке (выехав, как и полагается, из СССР по еврейской визе) и пытался изображать из себя представителя "московских хиппи". Потерпев неудачу на этом поприще (в Москве в активной диссидентской деятельности он замечен не был), Дворкин примкнул к американским православным общинам. Здесь несколько лет все у него складывалось благополучно. В 1983 году он закончил Свято-Владимирскую духовную семинарию, год спустя получил американское гражданство (оно сохранялось у него как минимум до 2003 года, и нет никаких сведений о том, что с тех пор он от него отказался), защитил кандидатскую диссертацию по русской историю в малоизвестном нью-йоркском университете (1988 год). И хотя академическая карьера не удалась, он вполне успешно начал продвигаться на ниве русскоязычной радиожурналистики - сначала на "Голосе Америки", затем в мюнхенском бюро Радио "Свобода". Причины возвращения Дворкина на родину в конце 1991 года туманны. Сам он выдвигает патриотическую версию, а его бывшие знакомые говорят, что склочный характер и пустозвонство не позволили ему рассчитывать на реальный успех в западном обществе, особенно когда число рабочих мест, рассчитанных на советских эмигрантов, начало резко сокращаться. Большинство его былых покровителей из числа православных американцев по разным причинам также в нем разочаровались. Дальнейшая карьера Дворкина у нас перед глазами. Используя свои давние отношения с американскими и европейскими "антикультистами", он стал представлять себя в России в качестве главного "борца с сектами". Ему, в частности, принадлежит заслуга активного продвижения термина "тоталитарные секты", признаки которых при политической необходимости обнаруживались у любых религиозных образований, включая группы ревностных верующих внутри самой РПЦ. С 1992 года он последовательно занимал ряд должностей в официальных православных структурах, став, в частности, профессором одного из крупных образовательных учреждений РПЦ - Свято-Тихоновского богословского института (сейчас - гуманитарного университета). Одним из студентов Свято-Тихоновского был и будущий министр Коновалов. Активный православный неофит, он параллельно со своей основной - прокурорской - деятельностью учился в богословском институте и даже, как уверены его нынешние противники, тайно принял монашество (сорокалетний министр до сих пор не женат). Прокурорский тон Дворкина по отношению к религиозным конкурентам РПЦ вызывал многочисленные скандалы и конфликты на межконфессиональном поприще и порядком поднадоел самим церковным чиновникам, которые к середине 2000-х годов стали дистанцироваться от самого "сектоведа" и его деятельности. Однако, обличительное "сектоведение" (как научная дисциплина оно не существует), по всей видимости, со студенческой скамьи запало в душу будущего министра. Как рассказал автору один из изгнанных из Экспертного совета религиоведов, "к нам пришел помощник Коновалова и дал список из пяти фамилий, сказав, что вот эти должны быть включены без обсуждений и чтоб ни одного атеиста в совете больше не было". Приказ был исполнен - полдюжины профессионалов в новый совет не попали (от прежних религиоведов остался только тихий завкафедрой МГУ), а их места заняла та самая пятерка. Помимо Дворкина в этом списке оказался его ближайший соратник - православный священник Лев Семенов, а также три провинциальных сектоборца без ученых степеней. Один из них - ярославский "специалист по истории Третьего рейха", другой - саратовский автор антисектанской листовки "Молодой гвардии", которую на днях суд признал экстремистской. Заместителем председателя совета стал еще один скандальный персонаж - бывший исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, который был вынужден уволиться с этого поста после публикации своей книги о современном российском исламе, признанной большинством духовных руководителей мусульман клеветнической и тенденциозной. Руководитель такого "творческого коллектива" Александр Дворкин в качестве нового председателя совета и будет теперь от лица государства осуществлять контроль над религиозной жизнью страны. Осуществлять контроль - это отнюдь не только регистрировать новые религиозные объединения, что входило в полномочия старого состава Экспертного совета. Министерство юстиции 13 марта издало ведомственный акт "О государственной религиоведческой экспертизе", по которому совет может теперь запрашивать данные у уже существующих религиозных организаций и фактически проводить их оценку на предмет дальнейшего существования. Первая жертва уже намечена - ею стала "Российское библейское общество". Эта организация - редкий в России пример удачного межконфессионального сотрудничества - существует почти двадцать лет и занимается тиражированием Библии, а также переводом ее на новые языки. В ее совет входят представители разных христианских конфессий, выкупающие затем у общества Библию (сообща ее печатать дешевле, чем порознь) для нужд своих организаций. Организация не бедная, да и, вероятно, намозолила Дворкину глаза - поскольку располагается в том же московском переулке, где и административный центр Свято-Тихоновского университета. Появление проблем у Библейского общества несомненно вызовет международный скандал такого масштаба, которого на религиозном поприще современная Россия еще не знала. Система библейских обществ существует по всему миру, они действуют даже в репрессивных мусульманских государствах, и "наехать" на одно из них значит надолго обеспечить себе головную боль - протесты не только религиозных и общественных организаций, но и посольств. Но для самой России еще важнее, что в президентство Дмитрия Медведева контроль от лица государства за религиозной жизнью в стране явственно переходит в руки православных радикалов. Если учесть, что в администрации президента за религию теперь отвечает бывший журналист, а ныне православно-политический активист Иван Демидов, то появление Дворкина в качестве главного регистратора и контролера религиозных общин не удивительно. И если эту тенденцию не остановить, дело действительно может дойти до принудительной клерикализации государственной и общественной жизни.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |