«Все, что нам потребуется, мы отберем у вас в любой момент». 21 апреля группа православных верующих провела в Москве акцию протеста против изгнания общин из храмов в Суздале

«Все, что нам потребуется, мы отберем у вас в любой момент». 21 апреля группа православных верующих провела в Москве акцию протеста против изгнания общин из храмов в Суздале
22 Апреля 2009

21 апреля 2009 года группа православных верующих – мирян и духовенства - провела в Москве акцию протеста, против изгнания православных приходских общин г. Суздаля из отреставрированных ими храмов. Пикет состоялся у сквера на площади Ильича, неподалеку от станций метро Римская и платформы «Серп и Молот». Прибывшие из Подмосковья, Владимирской и других областей верующие избрали для своего протеста форму молитвенного стояния, когда все тезисы оказываются изложенными на транспарантах, а люди поют молитвы и псалмы. Молитвенное стояние не предполагает публичных выступлений ораторов, что православные в данном случае сочли излишним.

Проблема, вынудившая верующих прибегнуть к такому способу, чтобы власть обратила внимание на злоупотребления своих собственных чиновников, давно и хорошо известна в российских и зарубежных религиозных кругах. Практически в одночасье, суздальские прихожане 13-ти приходов лишились своих храмов, которые люди буквально собственными руками реставрировали, чтобы далее содержать за свой счет с момента передачи их в пользование верующим в течение почти двух десятилетий. Официально причина такого странного деяния со стороны государства, как отъем храмов у верующих, до сих пор четко не сформулирована. Сомнительная справедливость судебных решений, во исполнение которых судебные приставы насильно отбирали храмы у общин, оспаривается по сей день в оставшихся вышестоящих судебных инстанциях, вплоть до международного Европейского суда.

Местная епархия РПЦ Московской патриархии, имеющая в своем владении в Суздале кроме культовых памятников истории и культуры неплохой туристский бизнес, заведомо не в силах взять «на баланс» еще дюжину зданий, требующих строгого соблюдения правил эксплуатации и поддержания их в хорошем состоянии. Кроме того, подавляющее большинство Суздальских православных мирян входят своими общинами в юрисдикцию Российской православной автономной церкви (РПАЦ), в то время, как храмы РПЦ МП ощущают острую нехватку прихожан.

Тем не менее, в 2009 году, незадолго до Пасхи, большинство православных верующих Суздаля оказались в буквальном смысле на улице. Для начала 21-го столетия в стране, власти которой громко декларируют свое уважение к традициям «православной культуры», это, надо сказать, несколько необычно. Даже попытка главы Суздальской епархии РАПЦ митрополита Валентина (Русанцова) войти в храм в Великую пятницу для совершения богослужения была прервана сотрудниками милиции. Представители власти для начала распорядились прекратить молитву, а затем просто грубо выдворили архиерея, нескольких клириков и мирян из стен святыни, чтобы «прекратить нарушение». Косвенным свидетелем того оказался викарий Суздальской епархии епископ Павловский Андрей, управляющий приходами РПАЦ в США, которому митрополит позвонил по телефону во время этого «торжества российской законности».

Нынешний пикет, в соответствии с заранее поданной московским властям заявкой, был разрешенным. Хотя и здесь обошлось не без курьеза, так как, предоставив верующим молиться на том месте, откуда когда-то начинался … Владимирский тракт, префектура ЦАО, сама того не подозревая, лишний раз подчеркнула особую знаковость происходящего.

Присутствовавший на молитвенном стоянии настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище протоиерей РПАЦ Михаил Ардов, комментируя мероприятие, добавил: «Это случилось промыслительно. Я бы сказал, что очень поучительно для нас, когда московские власти, которые мы просили разрешить пикет в центре города, в так называемом Новопушкинском сквере, выражаясь современно, «отфутболили» нас именно в это место - на площадь Ильича, где рядом стоит сам он - вот это, самое идолище. Это обстоятельство - явный нам намек на то, что страна до сих пор живет по ленинским законам. Именно Ленин отобрал когда-то у церкви храмы, но и сейчас, пусть даже идет «торговля» между нынешней администрацией и нынешней патриархией, страна продолжает жить строго по-ленински. Нам будто говорят: «рыпайтесь вы не рыпайтесь, протестуйте не протестуйте, мы - верные последователи Владимира Ильича, и все, что нам потребуется, мы отберем у вас в любой момент и всегда …».

Михаил Ситников.

Справка:


Российская православная автономная церковь (РПАЦ) – самоуправляющаяся часть Российской православной церкви, Высшее церковное управление которой сформировалось в середине 1990-х гг. в процессе объединения части общин Катакомбной Церкви с несколькими российскими приходами Русской Зарубежной Церкви, не желавшими переходить в юрисдикцию Русской православной церкви Московской патриархии. Духовно-административный центр РПАЦ находится в Суздале, где в 1990 г. приход Цареконстантиновского собора во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) покинул Московскую патриархию. Несогласие РПАЦ с РПЦ МП носит доктринально-канонический характер: РПАЦ не признает «декларацию» митрополита Сергия 1927 г., считает неканоническим образование Московской патриархии в 1943 г., отвергает участие в экуменическом движении и другие отступления Московской патриархии от церковных канонов.


Фото: Михаил Ситников.

 






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru