Открытое обращение к министру юстиции РФ Александру Коновалову по поводу ситуации вокруг нового состава Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ

Открытое обращение к министру юстиции РФ Александру Коновалову по поводу ситуации вокруг нового состава Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ
22 Апреля 2009

Министру юстиции Российской Федерации,
действительному государственному советнику
Российской Федерации 1 класса
А.В. Коновалову
119991, ГСП-1, город Москва, улица Житная, дом 14

Копии:
Президенту РФ
Д.А. Медведеву,
Председателю правительства РФ
В.В. Путину

От: директора Института религии и права
Р.Н. Лункина
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер.,
д. 5, стр. 5, тел.: (495) 953-76-10, Факс (495) 953-75-63


Уважаемый Александр Владимирович,

Научную, правозащитную и религиозную общественность всколыхнула новость о составе Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, который был образован приказом Минюста России от 3 марта 2009 г. № 61. Уважая законодательство РФ и решение Министерства юстиции РФ мы, нижеподписавшиеся, хотели бы обратить Ваше внимание на несколько ключевых моментов, которые могут создать многочисленные конфликтогенные ситуации в большинстве регионов нашей страны.

Во-первых, Приложение N 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 значительно расширяет объекты и задачи экспертизы, а также поводы для запросов о проведении экспертизы. По сути, новый порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы наделяет Экспертный совет беспрецедентными полномочиями государственного органа по контролю за религиозными организациями, а также формами и методами религиозной деятельности. Пункт 7(е) гласит, что Минюст России (его территориальный орган) вправе направить запрос о проведении экспертизы также и в иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний. Несмотря на рекомендательный характер экспертизы, рекомендации Экспертного совета, а тем более решения Минюста России (или его территориальных органов), основанные на таких рекомендациях, могут рассматриваться как нарушение принципа отделения Церкви от государства и как грубое вмешательство во внутренние дела религиозных организаций.

При этом, ст.11 п.8 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает проведение государственной религиоведческой экспертизы только при регистрации религиозной организации, а значит проведение государственной экспертизы в иных случаях противоречит Закону о свободе совести. В данном случае грубо нарушается конституционный принцип верховенства закона. Ведомственный акт ставится выше Федерального закона, что недопустимо.

Во-вторых, принцип формирования Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ ставит под сомнение вообще авторитет религиоведческой экспертизы и научного сообщества, является вызовом по отношению ко всем дипломированным и признанным специалистам по религиоведению, философии и социологии религии, истории религии.

В Экспертный совет были включены представители религиозных организаций (в частности, священнослужители), что нарушает п.2 Приложения N 2 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53, в котором отмечается, что представители религиозных организаций могут привлекаться к работе Совета в качестве консультантов.

Целый ряд членов Экспертного совета является не только представителями конкретной религиозной организации, но и людьми, известными своей борьбой с неправославными организациями и движениями в нашей стране с позиций православного сектоведения. Сектоведческая активность является церковно-общественной деятельностью, которая осуществляется при прямой или косвенной поддержке Русской православной церкви Московского патриархата. Однако далеко не все православные иерархи, священнослужители и миряне согласны с радикальными высказываниями и публикациями сектоведов, которые вносят разлад в межконфессиональные отношения в России и порождают межконфессиональные и государственно-конфессиональные конфликты, чему есть многочисленные примеры. Между тем, именно такие радикально настроенные сектоведы были включены в Экспертный совет и получили право давать рекомендации от имени государства, что резко выделяет их на фоне других членов Совета при Минюсте РФ. В связи с тем, что тысячи религиозных организаций, официально зарегистрированные и не принадлежащие к Русской православной церкви Московского патриархата уже испытывали на себе публичные (в электронных и печатных СМИ) оскорбления со стороны этих сектоведов, и видят в их статусе «государственных экспертов» угрозу общественной стабильности и целостности государства, мы обращаемся с просьбой предотвратить будущие конфликты и судебные тяжбы о нарушении в России прав верующих.

Мы просим исключить из состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ людей, у которых отсутствует религиоведческое образование и научные степени в этой сфере, признанные ВАК, которые не имеют отношения к светской науке и экспертизе и которые являются ангажированными представителями радикально настроенного околорелигиозного движения, которое осуждает все то, что субъективно считает вредным, не разбираясь в вероучении и практике религиозных организаций. Сектоведение является субъективным конфессионально окрашенным предметом, а не светской научной дисциплиной. Само их присутствие в экспертном органе подрывает авторитет светской науки в России и противопоставляет государство неправославным религиозным организациям. Таким образом мы просим исключить из состава Экспертного совета:

Дворкина Александра Леонидовича, главу сектоведческого Центра Св. Иринея Лионского;

Кузьмина Александра Валерьевича - руководителя Саратовского отделения сектоведческого Центра Дворкина;

Мухтарова Евгения Олеговича, ярославского журналиста-сектоведа;

Васильченко Андрея Вячеславовича, ярославского сектоведа, специалиста по немецкому фашизму, автора целого ряда популярных книг по истории Третьего Рейха;

Льва Семенова, сотрудника Центра Дворкина, священника Русской православной церкви.

Наряду с этим их деятельность как общественных активистов вполне допустима в рамках закона и является частью межрелигиозных дискуссий.

В-третьих, цели и задачи государственной религиоведческой экспертизы и присутствие в Экспертном совете людей, вовлеченных в острые межрелигиозные конфликты со стороны одной из конфессий, создает угрозу конституционному порядку в России и безопасности граждан нашей страны, а также не учитывает религиозного многообразия, исторически сложившегося в России. Разрушение многоконфессионального поля в стране может привести к провоцированию межрелигиозных и межнациональных конфликтов, к распаду страны и гражданского общества по религиозному и национальному признаку. Ранжирование организаций, нацеленных на публичное поощрение того или иного мировоззрения, на безнормативной, внеправовой основе через предоставление или непредоставление государством статуса религиозной организации на основе решения Экспертного совета нарушает:

- ст. 14 Конституции РФ, которая провозглашает, что Российская Федерация – светское государство и указывает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

- ст. 28 Конституции РФ в совокупности с п. 2. ст. 29 и ч.1 ст. 13 Конституции РФ,  которые запрещают пропаганду мировоззренческого превосходства и неравенства;

- нарушается положение о том, что государство «не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п.2 ст. 4 ФЗ № 125).

Призываем Вас, уважаемый Александр Владимирович, проявить государственную мудрость и политическую дальновидность. Межконфессиональный и межнациональный мир в нашей стране необходимо всячески охранять, пресекая любые возможные попытки его разрушить.

P.S. Данное Обращение является открытым для подписания всеми людьми доброй воли, учеными, экспертами, религиозными лидерами и простыми верующими. В рамках акции «Инквизиторам - нет!» Институт религии и права предлагает всем присылать свои мнения и голоса в поддержку Открытого обращения к министру юстиции РФ А.В. Коновалову на наш специальный адрес – inkvisitoramnet@mail.ru – или по любым каналам (тел.: 495-645-10-44) обращаться в Институт религии и права и в Славянский правовой центр (просьба – указывать свои фамилию, имя, отчество, город, область, научные степени, место работы, принадлежность к той или иной организации, движению, церкви). Мы приглашаем к сотрудничеству и к участию в этой акции научную и религиозную общественность со всей страны, общественных деятелей, юристов и правозащитников. Ваши голоса и мнения будут опубликованы на нашем сайте – www.sclj.ru. Открытое обращение к министру юстиции РФ А.В. Коновалову нужно и можно посылать напрямую, как от религиозных организаций и научных центров, так и от рядовых граждан России, не согласных с тем, что их деятельность будут оценивать «инквизиторы» - Дворкин и его помощники. Акция «Инквизиторам - нет!» является возможностью открыто и во всеуслышание заявить свой протест против дискредитации светской науки, самой религиоведческой экспертизы, а также заявить протест против разрушения основ светского государства в России.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru