Обращение священника Павла Адельгейма, исповедника, пострадавшего за веру в со-ветское время, к митрополиту Псковскому Евсевию по поводу своего отлучения от Церкви без церковного суда21 Апреля 2009
Христос Воскресе, Ваше Высокопреосвященство! Поздравляю Вас со светлым праздником и приближающимся 70-летним юбилеем. В этом году праздничная радость Воскресения Христова для меня омрачена горечью моего отлучения от церкви, которое Вы совершили 06 февраля 2009 года. Не бывает на земле радости, непричастной печали.
Приходской Совет обратился в Епархиальный суд с заявлением о церковном правонарушении в порядке ст.34 «Положения о церковном суде РПЦ МП». Суд не ответил заявителям, а в письме на имя настоятеля № 56 от 09.03.2009 г. секретарь епархии подтвердил отлучение моё и Приходского собрания. Ни Приходское собрание, ни свящ. Павел Адельгейм при этом ни в чём не обвиняются, в нарушение Карф. 28. Невероятно, но факт: отлучённый от церкви священник совершает Литургию вместе с отлучившим его архиереем. Слава Богу за всё! С позиции Вселенских канонов, священник не может быть поставлен в такое бессмысленное положение. Священник рукополагается всегда к конкретному храму *. Рукоположение венчает священника с храмом. Священнику нельзя быть вне прихода, как и епископу вне Церкви. Невозможно мыслить священника, служащего в храме «не членом» своего Прихода. Святые каноны отражают смысл православного вероучения: отлучение священника от Прихода разрушает евхаристическое единство местной церкви. Решение архиерея нарушает также Устав РПЦ**. Во времена советской власти духовенство отстаивало своё право входить в состав прихода, а не быть «наемником, которому овцы не свои». Священника унижает положение «наемника», отлучённого от своей паствы волей архиерея, которая не желает понимать и слышать голос Вселенской Церкви. Что делать священнику в моём положении? Смириться и молчать? Прот. Всеволод Чаплин пишет, что есть более высокие ценности, чем права человека, о которых пекутся правозащитники. В этих словах есть передержка. Во-первых, напомним, что «право есть свобода, предоставленная и ограниченная нормой». Эта свобода христианам заповедана. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братья» (Гал.5, 1; 13). Во-вторых, для кого эти ценности? Христос пришёл, умер и воскрес, чтобы спасти человека. Евангелие открывает нам много духовных ценностей: благодать Святого Духа, Церковь, Евхаристия, богослужение… Эти дары Христа-Спасителя необходимы, чтобы завершить дело, для которого Он послан Отцом – Домостроительство спасения…кого? Человека. Так человек оказывается в центре дела Христова. Все дары Божии оказываются средством для осуществления цели – возрождения человека. Христос пришёл для спасения человека, и в Церкви любые ценности служат этой задаче. Человек - не мера всех вещей, но чадо Божие, ради которого «послал Бог Сына Своего, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Когда архиерей отлучает священника от Церкви за конкретную вину, приходится смириться и принять наказание, как действие Духа Святого. Когда архиерей уничтожает христианина без вины, он хулит Святого Духа. Приходят на память события, о которых рассказывало нам в последние дни Евангелие: как бессмысленно и жестоко архиереи убивали Христа. Он смирился. Когда же слуга архиерея ударил его по щеке, он ответил: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» (Ин.18, 23), позволяя и нам спрашивать у своих обидчиков: «в чем моя вина?» Это и есть защита права. Архиереи, как и в дни Христа, не отвечают на вопросы. Священнику остаётся рассказать Церкви свои печали через Интернет. Это новое средство связи не заблокировано церковной бюрократией, и негромкий голос священника народ Божий может расслышать, хотя и виртуально, всё же «уста к устом». В Церкви существует много способов общения: Поместные и Архиерейские соборы, епархиальные собрания и советы, Приходские собрания и советы, но священнику жаловаться на обидчика некому. Одни не слушают и не отвечают, а другие не помогут. Сами бесправные. А сказать есть что. Судьба христианина значима для Церкви. Мы тонем в болоте, и некому руку подать. Интернет не поможет, но даёт возможность крикнуть с надеждой, что Церковь услышит о беде и отзовётся сочувствием, необходимым человеку. Незнакомые с иерократией, скажут : - Почему не пожалуетесь Высшей церковной власти? - жаловался десятки раз, только ответа не получил ни разу. Так можно писать письма в могилу давно почившим. - Учреждён епархиальный суд, и можно обратиться к нему. - увы, результат тот же. На обращение священника суд не отвечает. - Обратитесь в Общецерковный суд, который учреждён в 2008 году. «Положение о церковном судопроизводстве» обязывает принимать жалобы на архиерея. - трижды послал жалобу на архиерея с прежним результатом: суд молчит. - Тогда обратитесь в Администрацию города или области. Пусть помогут. - Администрация отвечает: не наша компетенция. Церковь отделена от государства. Разбирайтесь сами с вашими архиереями. - Тогда обратитесь в гражданский суд, согласно конституционному праву.*** - во-первых, это запрещено Уставом РПЦ гл.1, ст.9. во-вторых, гражданский суд исходит из позиции архиерея. Это имя остаётся за кадром, но определяет решение суда. Задача суда подвести юридическую базу под архиерейскую идеологию. Замыкается круг легитимных возможностей добиться справедливости и правосудия. Жаловаться некому. Клирик РПЦ МП не может даже уйти в другую юрисдикцию. Вся Россия объявлена «канонической территорией» РПЦ МП. Единственная «каноническая территория» в мире, на которой не может быть иной юрисдикции. Если хочешь уйти из РПЦ МП, уезжай в другую страну, пока ещё границы открыты. На территории России можно уйти только в раскол. Легитимное беззаконие власть имущих приводит слабохарактерных к отчаянию и самоубийству, а сильных уводит в терроризм и криминал. Невесёлые перспективы открываются перед клириками РПЦ МП, осмелившимися говорить о догмате Церкви, её соборности и человеческом достоинстве священника, о пренебрежении архиерея канонами и уставом церкви. Есть выход: признать себя рабом епископа, войти в ряды льстецов, задушить совесть и поверить, что епископ – твой бог, и нет Бога кроме епископа. Сделаешь успешную карьеру, будешь печататься в «Благодатных лучах». получишь богатый приход, права и гарантии. Ради такого благополучия забудь слова Христа, сказанные ученикам: «не называю вас рабами, но друзьями». Быть рабом епископа или рабом Божиим? Это дилемма совести христианина. Если совесть не велит, не будет у тебя ни храма, ни церковной жизни, ни прав, ни гарантий. Будешь отлучённым общаться с церковью через Интернет. 19 апреля 2009 г.
Примечания: * «Решительно никого, ни пресвитера, ни диакона…не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви…О рукополагаемых без точного назначения, святой собор определил: поставление их почитать недействительным, и нигде не допускать их до служения, к посрамлению поставившего их» (Четвёртый Вселенский, прав. 6). ** Устав об управлении РПЦ, гл.11, ст.34. ***(Конституция РФ ст. 46- 47). На фото: митрополит Псковский и Великолукский Евсевий.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |