Документ. Обращение евангельско-христианских церквей Кыргызской Республики по поводу нового дискриминационного Закона о свободе вероисповедания

Документ. Обращение евангельско-христианских церквей Кыргызской Республики по поводу нового дискриминационного Закона о свободе вероисповедания
11 Марта 2009

  ЕВАНГЕЛЬСКО-ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Евангелическо-Лютеранская Церковь

Союз Церквей Евангельских Христиан-Баптистов

Поместная Церковь Иисуса Христа

Религиозное объединение «Кудай жамааты»

Южная Конференция Церкви Христиан-Адвентистов седьмого дня

Союз Церквей Христиан Веры Евангельской

Альянс Кыргызских Евангельских Церквей

Союз Евангельских Церквей

Кому: Верховный Комиссариат ООН по правам человека, Представительство ЕС в КР,

Госдума России, Европейский Союз, БДИПЧ./ОБСЕ, Послу ОБСЕ в Бишкеке, ПРООН

Посольства России, Германии, США в КР,

Копия направляется Президенту Кыргызской Республики Бакиеву К.С.


Всем заинтересованным лицам!

 О Законе Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»

Обращаемся к Вам в связи с возникшими трудностями, связанными с новым законом, вступившем в действие 16 января 2009 года. До принятия данного Закона мы неоднократно выступали и предоставляли государственным органам свои предложения и замечания, которые полностью проигнорированы в ныне действующем Законе. К сожалению, мы вынуждены заключить, что действующий Закон ущемляет наши религиозные чувства и гражданские права, а также содержит множество противоречий.Данное обращение отражает позицию всех вышеперечисленных организаций и призвано содействовать совершенствованию отношений между религиозным сообществом и государственными органами в Кыргызской Республике.

Просим вас обратить внимание на ряд проблемных статей действующего Закона:

 

Статья 1.

2. Настоящий Закон определяет права и обязанности органов местного самоуправления, которые путем создания общественных комитетов по религии проводят на своей территории совместно с государственным органом по делам религий государственную политику в области религии для обеспечения защиты общественного порядка, духовной безопасности, территориальной целостности и конституционного строя от религиозного экстремизма.

Термин «духовная безопасность» слишком расплывчат, имеет чисто субъективное значение и может в таком виде привести к перегибам в работе органов местного самоуправления. Считаем, что его следует вообще исключить или дать термину как можно более ясное определение.

 

Статья 3.

 секта – секта - религиозное течение (община), отделившееся от какой-нибудь конфессии основного вероучения и не согласующееся с ним, проявляющее безразличие и противоречие интересам общества;

Слово «секта» неприемлемо в законе светского государства «О свободе вероисповедания …», так как государство, тем самым, берет на себя роль в определении «основного вероучения» и второстепенных. На основании же Конституции Кыргызской Республики, предпочтение не может быть отдано какой-либо религии. Секта – внутриконфессиональный термин и, по мнению большинства ведущих религиоведов, он должен быть исключен из законодательного лексикона любого светского государства.

 

Статья 4.

5. Не допускается вовлечение детей в религиозные организации.

Во времена Советского Союза, на основании именно такой сжатой статьи, детям верующих родителей запрещали посещать богослужения.

Данная норма противоречит статье 14 Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии».

С введением данной нормы у верующих Кыргызстана теряется смысл находиться в Кыргызской Республике, законы которой не позволяют нам достичь нашей цели воспитать своих детей в соответствии с нашими убеждениями. У нас, как и у всех родителей, есть ясная цель передать будущему поколению ценности, которые связаны с нашей верой - жить на основе принципа любви к Богу и ближнему.

 

Статья 5.

4. Запрещаются настойчивые действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая незаконная миссионерская деятельность. Лица, виновные в нарушении этого правила, несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

Данное положение законопроекта противоречит основным положениям Конституции Кыргызской Республики, которая гласит:

·        Кыргызская Республика — светское государство (глава 1 статья 1 пункт 1)

·        В Кыргызской Республике никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной. (глава 1 статья 8 п. 1).

Данное положение противоречит «Всеобщей декларации прав человека» (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.), которая гласит:

·        Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков (статья 18)

·        Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (статья 19)

·        Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Данное положение противоречит «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений», провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г., которая гласит:

·        Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь религию или убеждения любого рода по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и выражать убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов в учении.

 

Статья 8.

3. Религиозная организация создается по инициативе не менее двухсот граждан Кыргызской Республики, достигших совершеннолетнего возраста и постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики.

Это означает, что в списке инициаторов религиозной организации, практически каждый гражданин из этого списка вынужден будет определить свое отношение к религии в официальном документе. Однако другая статья 4 действующего Закона гласит «Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается. Запрещается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или неисповеданию религии, участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии».

Ранее при норме в 10 человек для регистрации были свои личностные трудности, когда человек должен был публично определить свое вероисповедание. А теперь требование предоставить список в 200 человек для регистрации фактически является принуждением со стороны государства, ущемлением свободы совести и нарушением международных норм.

Считаем, что действие данной нормы уже в ближайшее время приведет большое количество религиозных организаций к невозможности получить законный статус. Мы не можем исключить того, что ряд религиозных организаций, не желая ставить своих верующих в конфликт с их совестью, вообще откажется от регистрации.Данная статья противоречит статье 14 Конституции Кыргызской Республики «Никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждения».

Данное положение противоречит статье 18  «Всеобщей декларации прав человека», которая гласит: «Каждый человек имеет право <…> исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков» и следовательно статье 12 Конституции Кыргызской Республики.

 

Статья 8 пункт 4

4. Для координации и направления деятельности религиозных организаций соответствующих конфессий могут создаваться их единые центральные органы управления - духовные управления, союзы, конференции и другие (далее - центральный орган управления).

Центральный орган управления создается учредительным собранием (курултаем, конференцией и т.д.) религиозных организаций соответствующей конфессии, прошедших учетную регистрацию и действующих в не менее девяти регионах Кыргызской Республики (области, города Бишкек, Ош).

Эти нормы не дадут возможности многим религиозным деноминациям иметь центральный орган управления, и это противоречит статье 21 Конституции КР: «1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на объединения.

 

Статья 12

Миссионер имеет право находиться на территории Кыргызской Республики не более трех лет.

Хотим указать в этой связи, что иностранный миссионер каждый год проходит перерегистрацию в Государственном Агентстве. Не понятно, зачем его пребывание ограничивать именно тремя годами, если его деятельность не противоречит Законам Кыргызской Республики и, следовательно, не наносит никакого вреда государству. Считаем, что данная норма противоречит здравому смыслу и является грубым вмешательством во внутреннюю кадровую политику религиозных организаций.

 

Статья 22

6. <…>

Запрещается распространение литературы, печатных, аудиовидеоматериалов религиозного характера в общественных местах (на улицах, бульварах), обход квартир, детских учреждений, школ и высших учебных заведений.

7. Граждане и религиозные организации вправе приобретать и использовать религиозную литературу на любом языке по своему выбору, а равно другие предметы и материалы религиозного назначения только в местах богослужения и в специализированных магазинах.

Эта норма практически не дает верующим возможность хранить и использовать литературу у себя дома и противоречит статье 14 Конституции КР: «Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом»

Считаем, что действие Закона в нынешней редакции:

  • Противоречит Конституции Кыргызской Республики, позволяющей каждому гражданину и жителю Кыргызской Республики исповедовать любую религию или не исповедовать никакой 
  • Вызовет напряженность и конфликтные ситуации на местах. 
  • Не соответствует практике взаимоотношений между государством и религиозными организациями в развитых демократических странах.  
  • Приведет к закрытию многих уже зарегистрированных религиозных организаций, и не позволит зарегистрировать новые религиозные организации. 

Надеемся на конструктивное и плодотворное сотрудничество.







также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru