Сибирский "кошмар". Религиозные и общественные деятели о скандальной лекции в Тюменском нефтегазовом университете4 Сентября 2008
Дьякон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии Лекция госпожи Шестаковой – это приговор «Основам православной культуры» в школе. Это кошмар для противников этого курса, реализованный и тем самым подтверждающий их худшие опасения. Теперь эти опасения становятся оправданными и справедливыми. Первое, что нарушила Шестакова, – категорически нельзя допускать критику любых «живых» религий, тем более представленных на территории РФ. Если вы хотите вести приходской кружок – пожалуйста, у вас есть полное право в рамках своего прихода высказывать любое мнение, в том числе критически-отрицательное, о других религиозных путях. Но если вы хотите свой курс делать общеобразовательным, его надо строить так, чтобы люди, думающие иначе, чем вы, получали бы у вас информацию о вашей вере, но не испытывали бы дискомфорта из-за того, что вы хулите их веру. Второй принцип, нарушенный Шестаковой, – отсутствие культурологического измерения. Налицо прямая пропаганда собственной версии православной веры. Культурологическое ознакомление предполагает воздержание от каких бы то ни было оценок, объективную реконструкцию мира православного христианина. Если в этом мире присутствуют элементы «богословия ненависти», то и об этом можно и нужно говорить, однако не отождествляя себя и слушателей с этой позицией. А Шестакова из многоцветной палитры православных преданий старательно выбирает черные ниточки традиции «богословия ненависти», и именно это выдает за православие. Третья ошибка – она опирается на изначально пропагандистские мифы о других религиях, вместо того чтобы рассматривать аутентичные источники. Из лекций Шестаковой незаметно ее знакомство с высоким православным богословием, зато заметна дикая доверчивость к литературе «профессиональных паломниц» – листовкам, газетками, и так далее. Это диомидовщина в чистом виде. Необходимо, чтобы государство взяло под свой контроль подготовку преподавателей и учебников по ОПК, чтобы такие лекторши не «промыливались» в школы и вузы. Это светский, а не богословский предмет, и готовить преподавателей должны светские методические центры. Для того чтобы людей, способных воспринимать этот бред, было меньше, надо найти возможности воспитывать культуру мысли. Добротное культурологическое образование с элементами богословского и будет лучшей преградой на пути ереси гносеомахии (греч. «борьба против знаний». – «НГР»), последователи которой отрицают богословие и преувеличивают значение личного благочестия. Такого рода интеллектуальный нигилизм – традиционное искушение в истории православия, но Церковь с ним никогда не солидаризировалась. Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека Многие представители религиозных и правозащитных организаций и эксперты-религиоведы крайне скептически отзывались о возможности преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. В стране крайне мало подготовленных преподавателей-религиоведов, и преподавать курс ОПК скорее всего будут или священнослужители, или православные верующие. А с учетом того, что подготовка священнослужителей и педагогов-мирян до сих пор очень низкая, эти уроки могут легко вылиться в средневекового образца проповеди, унижающие и оскорбляющие представителей других вероисповеданий. Ярким подтверждением таких опасений стала лекция в рамках курса «Основы православной культуры», прочитанная в Тюменском нефтегазовом университете для будущих преподавателей ОПК доцентом университета Светланой Шестаковой. Помимо огромного количества фактических ошибок и неграмотных тезисов, в лекции содержатся клеветнические обвинения в адрес представителей других религий, оскорбления неправославных. Разумеется, православный человек имеет право считать свою Церковь в духе средневекового миросозерцания единственно истинной. Но публичное высказывание подобных взглядов в светском учебном заведении означает разжигание межрелигиозной розни и подпадает под действие Уголовного кодекса Российской Федерации. Лекция Шестаковой должна привлечь самое пристальное внимание прокуратуры. Константин Бендас, первый заместитель председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Лекция госпожи Шестаковой дискредитирует как Русскую Православную Церковь, так и христианство в целом. Ей должна быть дана адекватная оценка прежде всего Тобольской епархией РПЦ, потому что Шестакова работает в миссионерском отделе и данная лекция, видимо, получила благословение архиепископа Димитрия. Некоторое время назад мы направили письмо Патриарху и его копию в Тобольскую епархию, мы обращались за разъяснениями к руководству Тюменского нефтегазового университета, где была прочитана лекция. Официальная реакция университета была абсолютно формальной: якобы Шестакова читала лекцию в качестве сотрудника миссионерского отдела, а не преподавателя университета. Однако нам известно, что в приглашениях на эту лекцию, распространенных во всех учебных заведениях города, указаны ее должность и ученая степень, но ее принадлежность к миссионерскому отделу не была отражена. От Православной Церкви мы вообще не дождались ответа. Около десяти лет назад в Тюмени было создано объединение религиозных организаций, куда вошли представители всех присутствующих в регионе религий, в том числе старообрядцы. Только РПЦ отказалась участвовать и на протяжении последнего десятилетия неоднократно высказывалась неодобрительно в адрес Конгресса религиозных общин Тюменской области. Это выглядит странно, ведь в других регионах России и на федеральном уровне межрелигиозный и межхристианский диалог ведется. Фатых Гарифуллин, председатель Централизованной религиозной организации «Казыятское управление мусульман Тюменской области» Государство должно обеспечивать равенство религий России. Сейчас «зеленый свет» только для православных. В каждом микрорайоне Тюмени – православные храмы. Я рад, что появляются храмы. Это лучше, чем казино. Но если бы строились еще и мечети – это выглядело бы гармоничнее. К сожалению, православное священноначалие иногда попускает оскорблениям других религий, подобным тем, что мы услышали в лекции Шестаковой. Наш мир так хрупок, особенно сейчас, и подобные шероховатости в отношениях способны его разрушить. У нас создан Конгресс религиозных общин Тюменской области, но представители православия игнорируют эту организацию. Вопрос об этом я неоднократно поднимал на заседаниях конгресса. Представителям православия, по-моему, свою политику надо было бы пересмотреть, сбросить с себя высокомерие и начать диалог с другими религиозными организациями. В своем обращении к Патриарху и Тюменскому архиепископу, подписанном в том числе и мною, руководители местных религиозных общин требуют впредь не допускать инцидентов, подобных ксенофобской лекции в Тюменском нефтегазовом университете. Ответа на это послание, однако, мы до сих пор не получили. Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Мы считаем, что это неприятное, но вполне предсказуемое происшествие. Когда только затевалось преподавание «Основ православной культуры» или «Духовно-нравственной культуры», мы говорили, что дело хорошее, но главная проблема – в стране нет достаточного количества людей, которые могут корректно эту тему преподавать. Случившееся в Тюмени – наглядное тому подтверждение. Безграмотность и невежество и есть главная проблема во всей этой истории. Кроме того, что эта лекция возмутительно националистична и нетолерантна, она еще и безграмотна. Я не думаю, что высказанные Шестаковой идеи – это отражение позиции священноначалия РПЦ. В РПЦ есть люди, исповедующие подобные взгляды, но, насколько мне известно, именно они являются основной проблемой для официальной Церкви. Взгляды представителей РПЦ могут быть самыми различными, но тюменская лекция грубо противоречит нынешней политике Московского Патриархата.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |