"Газета": "Приходит война - и где церковь?"28 Августа 2008
Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты епископ Сергей Ряховский вернулся из Южной Осетии. В интервью специальному корреспонденту "Газеты" Надежде Кеворковой он рассказал о том, что делать на войне христианам.
- Каково главное впечатление от увиденного? - Масштаб духовной катастрофы. Я увидел не только отсутствие пищи, жилья, воды, электричества. Увидел израненность и пораженность духа христианства. Говорю сейчас не о радости победы, не о том, что Россия помогла. Говорю о поражении веры. - Расскажите о вашей поездке - шаг за шагом. - Мы прилетели с Валерием Гергиевым, с его прекрасными музыкантами. От Владикавказа до Цхинвали добирались четыре часа. Движение очень плотное: нам навстречу постоянно двигалась тяжелая бронетехника, армия возвращалась. Для себя отметил: Россия слово держит, армия выводится в срок, что бы ни говорили западные СМИ. Мы прошли через Джаву, она как-то еще сохранилась. Следующее село - грузинское. Ни одного целого дома. Улица без воронок, а все дома вдоль дороги разбомблены. Дальше осетинское село - та же картина. Цхинвали будто после землетрясения. Разрушены три четверти домов, все изрешечено осколками, оборваны провода, воронки вместо домов, обожженные остовы, завалы, среди руин бродят женщины и старики. Мы проехали к Дому правительства. К нам вышел Эдуард Кокойты, поговорили минут 15, потом мы с нашим епископом из Владикавказа Иосифом Туаевым отправились к братьям. - Большая ли евангельская община в Цхинвали? - Человек 300. В молитвенный дом попал фугас, пробил громадную дыру в крыше, упал на перекрытия, но не разорвался. В стене торчит кусок ракеты - приехали саперы, вытащили. В общине все живы. У одного брата отца увели в плен. У некоторых верующих дома сожжены дотла. Когда грузинская армия вошла в Цхинвали, одна наша сестра выглянула посмотреть, что происходит, ее увидели и в окно направленно выстрелили из гранатомета. Граната взорвалась в соседней комнате - чудо, ее ранило только в ногу. - А ваши верующие воевали? - Наши прихожане были в ополчении, защищали свои семьи, свои дома, в сопротивлении были. Незадолго до нашего приезда они закончили давать показания следственному комитету как свидетели и очевидцы нападения Грузии на Южную Осетию. - Осуждаете, что они взяли оружие? - Как я могу их осудить? Они защищали свои семьи, свою землю, свой кров. Там все мужчины с оружием. У них другого выхода нет. - Цел ли православный храм? - В Цхинвали храм цел, хотя тоже пострадал. - А что за история с обстрелом синагоги? - Мы там тоже были. Она находится в другой части города, в еврейском квартале, который очень сильно грузинская армия обстреливала в первые два дня. Там же неподалеку и православный храм. Последние два года наша община собиралась для молитвы и в этом здании. Евреи уехали еще в начале 1990-х годов. На скамьях сохранились таблички с фамилиями старых родов - кто где сидел. Ведь Цхинвали когда-то на треть был еврейским городом с преуспевавшей общиной. Несколько лет назад наша церковь согласовала с раввинатом в Тбилиси, что можно использовать помещение для общины. Те подумали, поспрашивали, будут ли иконы, и дали разрешение. Здесь шли самые ожесточенные бомбардировки «Градом». Вокруг - руины. Снаряд упал на крышу, прогнул ее, но не разорвался. Стены повело, во дворе все порушено. Камни испещрены осколками, но в подвале синагоги уцелели все - около трех десятков женщин и детей с этой улочки. - Молитвенные дома внешне не выделяются, а синагога узнаваемая? - Сейчас там безошибочно определить можно только Дом правительства. Но не нужно быть евреем, чтобы узнать синагогу - заметное здание. - В чем же вы увидели духовную катастрофу? Столько благих свидетельств... - Поразила ненависть к грузинам. Не к политическому руководству, не к их армии - ко всем грузинам. Люди в один голос говорили, что за день до бомбежки было обещано грузинской стороной ненападение. Наш пастор не мог понять, как Саакашвили целый вечер клялся, а ночью приказал открыть шквальный огонь. «Град» - это неприцельное огневое поражение определенного квадрата. Этим квадратом стал спящий город. Все люди, и наши братья тоже, не понимают, как можно так нарушить слово. Один человек написал стихи: Бог ему открыл, что будет делать Саакашвили. Но большинство в тот вечер поверили данному слову. Сейчас люди полны ненависти. И в глазах наших евангельских христиан я видел ненависть. Ненависть в душах. Это страшно. - Людей вероломно обманули, они умирали в неравном бою, помощи дождались только через два дня. Как им простить врага? - Все несли свою миссию: одни были агрессором, другие - жертвами, третьи - защитниками. Страшно, что все три народа - православные. Я был потрясен тем, что церковь, церковь как институт, никого не защитила. - А что могла сделать церковь? - Авторитет патриарха Илии Второго в Грузии выше, чем Саакашвили. Церковь могла сделать, но не сделала ничего. Православная Аланская церковь Южной Осетии, где служит владыка Георгий, не признана ни Грузинским, ни Московским патриархатом. Сдвигов в отношении к их церкви нет. И это тоже странно. Осетины не хотят быть в Грузинской церкви. Грузинская и Московская церкви находятся в полноценном общении. Все православные. А осетины при этом вычеркнуты из церкви - уму непостижимо! А как им в Грузинской церкви быть? Мне рассказывали, что в начале 1990-х патриарх Илия провозгласил, что всякий, кто убьет грузина, будет предан анафеме. Потом ссылались на неточность перевода, но слово не воробей... Что же, убить осетина, абхаза, русского можно, а грузина - нет? Это духовный фашизм, зараза, не знающая границ. В ответ она порождает ненависть. Вот в этом я вижу поражение духа. В душе моих братьев я увидел эту же рану. Они не знают, что делать. Да, сейчас они заняты, организуют помощь, еду раздают. Но в душах - израненность. Доверие церкви остается только на уровне треб - помолиться за усопшего, за пленного. Получается, рухнул коммунизм, взамен никаких идей не пришло. Да, у церкви высокий рейтинг, но где этот рейтинг в эпоху катастроф? Коммунисты слова находили. В чем смысл этого рейтинга, когда мы должны действовать, а мы не действуем? Я говорю о нас всех, о христианах. Мы оказались не готовы к испытаниям нашей веры. Мы все. Год назад, когда академики атаковали церковь, митрополит Кирилл сказал: «Не надо нас толкать на обочину». Но мы лежим на обочине. Строить храмы, идти крестным ходом годится для мирной жизни. Но приходит война - и где церковь? - А где она должна быть? - Осетинская - там, где она и была, со своим народом. Русская церковь должна была лететь в Тбилиси и вести переговоры с католикосом. Везде, где бы ни показывали Саакашвили, рядом с ним - духовное лицо. Патриарх стоял рядом с ним. Да, Саакашвили сделал свой народ заложником. Да, большинство народа следует за своими политиками. Но у христианина должны быть нравственные границы, которые он не смеет переходить. Да, у солдата - приказ. Но солдат не сражается с детьми, женщинами и стариками. Есть свидетели, как грузины расстреливали стариков. Не сомневаюсь, был и ответ в духе мести. Градус ненависти на Кавказе высок. Будет очень страшно, если эта ненависть, как зараза, перекинется в Россию. Слава богу, что у нас живет миллион грузин. Многие из них сохраняют холодную голову. Они испытывают стыд за Саакашвили. Я вернулся из Цхинвали с мучительными вопросами: что нам всем делать? Форумы собирать? Все, что там произошло, требует осмысления. Многое кажется важным, а является ерундой. Скажем, изоляция России. Вспомним шестидневную войну, как весь мир осуждал Израиль. Часто кажется, что правду не слышат. Как евреи в 1943 году взывали о помощи из лагерей, а никто им не верил, и Молотова, который об этом сделал доклад, сочли фантазером. Пусть весь мир говорит, что Грузия - жертва, а мы захватчики. Главная опасность - если мы не сделаем уроков из нашего духовного бессилия. Что христианство несет? Ненависть? - За всю историю разве что папа римский вышел к Аттиле, и благородный Аттила отступил от стен Рима. Но сейчас правители проповедуют Христа, папы музицируют, а легионы маршируют в заданном направлении без помех, разве не так? - Нет. Церковь не молчала в Германии ни во время Реформации, ни во время нацизма. Христиане заставили в Америке отменить рабство и сегрегацию. Патриарх личными усилиями предотвратил гражданскую войну в России в 1990-е годы. Испытания нынешнего века требуют от нас действия и голоса, слышат нас или не слышат. Запад не волнует, что в демократической Грузии, союзнице США, все протестантские общины находятся практически в подполье. - В Грузии запрещены протестантские церкви? - Большинство общин не зарегистрировано. Не имеют молитвенных домов. Хотя все советники Саакашвили американцы - протестанты. Его супруга - голландка, они так гордятся ее протестантизмом. Мы просили наших друзей-единоверцев в США убедить администрацию Саакашвили, чтобы те разрешили регистрировать общины. Молчание. Наша делегация во главе с епископом Андреем ездила за месяц до войны в Грузию - туристами, как в советское время к нам тайно ездили наши братья. Они подпольно встречались с единоверцами. В Грузии собрали католиков и иудеев, вынудили их согласиться с государственным статусом православия в обмен на здания и земли. И что? Они получили крохи. Разве США обеспокоены? Протестантов очень много в Грузии, все в подполье. Даже в советское время их положение было лучше, чем при Саакашвили, ведь тогда у них какие-никакие молитвенные дома все же были. В Грузии были и молокане, и духоборы - еще до революции. Но администрация США играет двойными стандартами. В Россию они направляют под видом православного ревнителя своего гражданина Дворкина бороться с протестантами и всеми силами разжигать к ним ненависть. И в итоге Россию из года в год упрекают в нарушении прав человека и несвободе совести. А в Грузии та же администрация США не видит системного государственного ущемления верующих. В Осетии - и в Северной, и в Южной - наши верующие в почете, а не в подполье. В начале войны и православные, и иудеи, и протестанты в России сделали заявления о недопустимости насилия. Ни один пастор на Западе ни слова не произнес против этой войны. - На Западе христиане промолчали? - Рик Реннер, наш пастор в Москве, американский гражданин, живет здесь еще с советского 1991 года, все его дети учатся здесь, прекрасно говорят по-русски, женились на русских, получают вид на жительство. Он поехал в отпуск в Америку, повидать друзей-пасторов, а это самые известные американские проповедники-евангелисты. Так он поменял билет, просто не мог там находиться: такова ненависть к русским, к России. Ненависть как пароль, что ты «наш». Они ничего не слышат, верят не живому свидетелю, а CNN. Он уже собрался просить в России политического убежища. Он вообще не уверен, что его, американского гражданина, в США вновь пустят. Говорят, мол, мы на все в мире смотрим с какой-то нашей русской колокольни. Вот американец пропитался русской правдой, уехал из Америки, где у него громадная община. Почему? Потому что тошно ему там находиться. - Вы считаете, что информационную войну мы могли бы выиграть? - Голос другой стороны не нужен был Западу. Поэтому этого голоса там и не было - ни на английском языке, ни на русском. Даже кадры разрушенного Цхинвали им были не нужны. Запад не взволнован, что в Грузии все российские каналы были отрублены, вся русская доменная часть отсечена, что там распространялись самые фантастические слухи. В России же никто ничего не отрубал. Все заявления Саакашвили передавали точно. Насколько мне известно, журналистку, подготовившую на Fox News выступление 12-летней осетинской девочки и ее тети, от эфира отстранили. Больше ее сюжетов не было. - Павшим - слава. Живым показали, что с нами со всеми будет: война брата с братом. Что делать? - Противостоять ненависти из-за национальности. Обличать человека за его грехи. У нас есть прихожанин-грузин, архитектор. Так он своих родителей увез из Тбилиси в Абхазию. Вот поступок христианина. Христос сказал, что в последние времена восстанет народ на народ, царство на царство, будет глад и мор. Он сказал: помните об этом и не страшитесь. Вопрос не в том, плоха или хороша война. Она будет до скончания времен. Вопрос в том, как мы поступаем на этой войне. Когда упала башня и придавила много народа, ученики спросили Христа: эти люди были грешники? Нет, не грешнее других, но если не покаетесь, то все погибнете - так сказал Христос. Патриархи пишут письма Где была церковь в дни войны Накануне начала боевых действий, 7 августа, католикос-патриарх Грузии Илия II призвал священнослужителей и верующих Грузии усилить молитву за мир. Он обратился к грузинской власти и осетинской стороне с просьбой сделать все, чтобы предотвратить вооруженное противостояние. Он подчеркнул, что грузинское руководство - за мирное урегулирование, и высказал надежду, что осетинская сторона не будет обострять ситуацию. Россия упомянута в обращении не была. В ночь с 7 на 8 августа началась война. В Осетии ее считают агрессией Грузии. В Грузии - провокацией Осетии и России. В это время в Тбилиси находился с визитом патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II. 7 августа на один день в Грузию из Александрии доставили для поклонения реликвию - честную главу святого апостола Матфея. Патриарх не сделал заявлений и отбыл на родину раньше срока. Больше никто из православных или христианских лидеров не приехал в Тбилиси в дни войны. Межведомственная переписка 8 августа патриарх Алексий II призвал противостоящих прекратить огонь и вернуться на путь диалога. «Обращаю к тем, кто сегодня ослеплен враждой, и свой горячий призыв: остановитесь!» - Алексий, как и Илия, избегал указывать, кто именно является источником войны. Обмен письмами и поздравлениями между главами Русской православной церкви (РПЦ) и Грузинской православной церкви (ГПЦ) - не прерывавшаяся ни войнами, ни «революцией роз» традиция. 2 августа Илия получил поздравления в связи с именинами. 26 августа патриарх поздравил его с 45-летием архиерейского служения. Это не просто обмен протокольными любезностями, но дипломатическое подтверждение приверженности линии вековой дружбы. За месяц до начала войны патриарх отвечал на письмо Илии: «Мы твердо верим, что нет в мире силы, способной упразднить дружбу наших народов». Наместник осетинской Аланской епархии, не признанной ни в Москве, ни в Тбилиси, епископ Георгий также обратился к Илии. Он попросил католикоса не благословлять войну, напомнил о славных днях совместной борьбы грузин и осетин с захватчиками-турками, советовал убедить Саакашвили не нападать на Цхинвали, где находится 8 тысяч детей. В конце письма Георгий подчеркнул, что другой родины у людей нет, поэтому защищать ее они готовы до смерти. В мире Единственным иностранным деятелем церкви, который откликнулся на события в Грузии, стал папа римский Бенедикт XVI, находившийся на отдыхе. На воскресной мессе 10 августа он призвал Россию и Грузию прекратить огонь, а мировую общественность и страны, имеющие наибольшее влияние в данной ситуации, искать мирное и длительное решение. Далай-лама нашел слова уже после прекращения огня и отреагировал 25 августа на признание Госдумой независимости республик так: "Великий русский народ надо включить в мировое и европейское сообщество. И для того чтобы уменьшить отчужденность, Россия должна войти в НАТО, а штаб-квартира блока должна переехать в Москву. Тогда страх исчезнет". С нами Бог В воскресной проповеди католикос Илия впервые назвал русских источником агрессии. ´´На самом деле мы сталкиваемся с очень серьезной опасностью, но не напуганы этим. С нами Бог, нас защищает Пресвятая Дева Мария, но при этом одно обстоятельство затрагивает нас очень глубоко: это то, что православные русские бомбят православных чад Грузии. Это беспрецедентный акт в истории отношений между нашими странами", - заявил он. И призвал паству "усилить молитвы за спасение Богохранимой Грузии". В Грузии было созвано специальное собрание с участием членов католической и иудейской общины. Они заявили, что постятся и молятся, до окончания войны на территории Грузии и сдают кровь для раненых. Епископ Аланский Георгий уже после окончания военных действий в Цхинвали сообщил, что многие жители наблюдали чудесное явление Девы Марии во время первых двух дней боев. Причем епископ обнародовал эти свидетельства только после опросов многих прихожан, так как сначала воспринял эти рассказы как симптомы психических срывов. "Ее видели в длинных одеждах. Она скорбно проходила по улицам города. Ее видели в вечернее и ночное время там, где происходили самые жестокие и ожесточенные бои. Ополченцы понимали, что Божия Матерь не покидает город ради того, чтобы он не был уничтожен полностью. Она пришла помогать нам", - сказал он. Письма сильным мира сего Еще 12 августа Илия написал письмо президенту России Дмитрию Медведеву: «Грузинский народ никогда не смирится с посягательством на свои границы. Грузия никогда не присваивала чужих территорий, но свои защищала до конца». Он назвал Южную Осетию исконно грузинской землей и привел аналогию. «Это то же самое, если у России вдруг возникнут проблемы, например, в Новгороде или Смоленске и она защитит свои территории. Тем более что у вашей страны уже есть подобный опыт в Чечне», - отмечалось в письме. Обратился Илия с письмом и к президенту США Джорджу Бушу, выразив надежду на то, что США помогут Грузии восстановить целостность ее страны. По словам секретариата Грузинского патриархата, Илия отводит США большую роль в установлении стабильности на Южном Кавказе и непосредственно в деле возвращения Грузии Южной Осетии и Абхазии». Всю неделю после того, как российские войска атаковали военные базы возле Гори, Илия и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вели переговоры по телефону. Илия просил предоставить коридор для него и медслужб, чтобы вывести раненых. 16 августа такой коридор был предоставлен. Католикос побывал в Гори в сопровождении митрополита Цухумского и Абхазского Даниила (Датуашвили) и других. Они вывезли раненых и убитых. Всем миром изгоев С 16 августа во всех храмах РПЦ возносится молитва: «Даруй мир... всем живущим на кавказской земле, особенно многострадальному народу Южной Осетии, утверди у народов наших друг ко другу любовь, угаси всякую распрю, отыми все разногласия и соблазны». С первых дней, как начался поток беженцев, в женском Богоявленском Аланском монастыре в Северной Осетии стали принимать женщин с детьми. Прихожане Ставропольской епархии собрали в первую неделю более 20 тонн помощи для Южной Осетии. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) курсировал между Цхинвали и Владикавказом и руководил распределением еды и воды. Он же встречался с главой французского МИДа Бернаром Кушнером и знакомил его с последствиями войны. При этом он отказался братски поприветствовать наместника Аланской епархии, считая епископа Георгия неканоническим главой неканонической церкви. ГПЦ также неоднократно выражала позицию по поводу того, что нет и не может быть никакой Аланской епархии. Де-юре и де-факто На сегодня в Южной Осетии фактически присутствует только Аланская церковь, ныне признанная Греческой старостильной церковью, а прежде (с 1993 года) признанная Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). Это восемь приходов. РПЦ там нет, ГПЦ не присутствует с 1989 года. В Москве при этом существует подворье Аланской церкви, пребывающее в сложных отношениях с самой епархией. В Тбилиси находится правящий архиерей - глава Никозской и Цхинвальской епархии ГПЦ епископ Исайя (Чантурия). Несколько раз грузинские иерархи планировали пройти крестным ходом по земле Южной Осетии. Этого события не состоялось. В 2003 году правительство Южной Осетии и Аланская епархия подписали конкордат о передаче всех приходов в ведение Аланской церкви. В Южной Осетии государственной церкви нет, поэтому наравне с православными молятся армяне и иудеи. Грузинский патриархат всегда болезненно реагирует на любые административные новшества, предпринимаемые Россией на территориях мятежных республик: от награждений иереев до помощи духовным училищам. Несмотря на это, отношения между католикосом и патриархом остаются дружественными. В 2005 году католикос, патриарх, глава Армянской церкви и верховный муфтий Азербайджана были на приеме у Владимира Путина в Кремле. 15 августа уже после прекращения огня митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) на пресс-конференции в РИА "Новости" впервые поделился со светской аудиторией сомнениями в правильности того, что Московский патриархат официально не имеет церковного общения с Аланской епархией. Он назвал нонсенсом разделение осетинского народа по разным церковным юрисдикциям. «Все упирается не в церковную, а в политическую ситуацию, в сложившиеся границы, которые разделили по-живому народ и церковь, - заявил Сергий. - Как только политики договорятся о будущем Южной Осетии, так и церковные вопросы нормализуются». 26 августа заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин закрыл эту тему. "Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности, - заявил он. - Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя церквами".
Материал опубликован в "Газете" №162 от 2008-08-28 г.
Постоянный адрес статьи: http://gzt.ru/society/2008/08/27/223000.html
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |