Пастор Церкви евангельских христиан-баптистов "Возрождение" города Магадана ОЛЬГА РЫБАКОВА: "Мы понимаем – уничижительное отношение к неправославным - это политический заказ. Но неясно, какого уровня - местного или федерального"2 Июля 2008
Церковь ЕХБ "Возрождение" города Магадана является автономной христианской общиной, при которой зарегистрирован Библейский колледж Св. Иакова, относящийся к Ассоциации христианских Церквей "Союз христиан". Руководителем этого колледжа и пастором этой церкви является Ольга Рыбакова, педагог по образованию. В конце мая Ольге Рыбаковой было предложено поработать летом в должности начальника детского оздоровительного лагеря "Снежный". Эту должность О. Рыбаковой предложили занять в службе занятости, поскольку у нее есть опыт преподавания, а также дипломы преподавателя истории и общественных дисциплин (1991 г.) и религиоведа (2003 г.). В июне О. Рыбакова была принята на работу с соблюдением всех формальностей. Однако 10 июня начальник Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана Александр Герасимчук вызвал О. Рыбакову к себе и заявил о том, что ее кандидатуру не утвердили свыше. Герасимчук, в частности, сослался на мнение заместителя губернатора Магаданской области В.Н. Соболевой, которая высказала недовольство тем, что детский лагерь возглавила протестантский пастор. Вслед за областным начальством против назначения О. Рыбаковой высказался и заместитель мэра г. Магадана Юрий Гришан. Для того, чтобы защитить свои права О. Рыбакова обратилась в городскую прокуратуру Магадана с просьбой провести прокурорскую проверку случившегося. Однако в устной форме в прокуратуре Рыбаковой ответили, что оснований для проведения подобной прокурорской проверки на основании предоставленных ею сведений - нет. "Портал–Credo.Ru": Ваша церковь существует в Магадане с начала 1990-х годов, то есть уже около 20 лет. При Вашей общине действует Библейский колледж, Вы и Ваша церковь известны в городе. Испытывала ли церковь ранее какие-либо трудности в отношениях с властями? Пастор Ольга Рыбакова: Ранее я не замечала каких-то ярко выраженной неприязненности именно к нашей церкви. Она не столь велика и не столь активна в своих миссионерских действиях, чтобы раздражать власти, настроенные исключительно на поддержку православия. Хотя наша деятельность небезызвестна некоторым госструктурам, потому что бывали случаи, когда к нам обращались очень проблемные люди за помощью и говорили, что им посоветовали обратиться именно в нашу церковь в милиции или в Центре социальной помощи. – Вы и раньше работали преподавателем. Касалась ли Вас лично дискриминация в связи с принадлежностью к неправославной христианской общине? – Проблемы с трудоустройством я испытывала и раньше. В 2005-2006 учебном году я преподавала курс "История мировых религий" в Английской гимназии города Магадана. Когда при устройстве на работу я представила свое резюме, где было написано, что я являюсь директором Библейского колледжа Св. Иакова, у директора возникли вопросы, что это за учебное заведение, какой конфессии принадлежит. Она предупредила меня, что школа – это не место для пропаганды религиозных взглядов, с чем я, конечно, согласна на 100 процентов, и даже с оговоркой "любых религиозных взглядов, включая православие". Тем не менее, на работу я была принята, но в течение двух месяцев на моих уроках (всех без исключения, несмотря на то, что одна и та же лекция преподавалась подряд трем одиннадцатым классам) присутствовала завуч. Затем, очевидно решив, что информация, даваемая мной на уроках, не представляет опасности, меня больше не контролировали. Директор школы Шмонина Т.В. осталась довольна нашим сотрудничеством и была готова продолжить его в дальнейшем. Перед началом 2006-07 учебного года мы встретились и договорились начать курс для 11-х классов со второй четверти, поскольку мне необходимо было в сентябре ехать в Санкт Петербург для прикрепления к кафедре для соискательства и сдачи кандидатских экзаменов. Вернувшись в Магадан, я пришла в гимназию, но директор встретила меня новостью, что она не может заключить со мной договор, и в доверительной беседе рассказала мне, что с нее потребовали объяснительную в департамент образования, на каком основании она принимала меня на работу. Затем у нее состоялись несколько встреч с представителями ФСБ. Далее разговор директора гимназии Т. Шмониной я буду описывать с ее слов. Представители ФСБ спрашивали ее, знала ли она, что принимает на работу "руководителя баптистской секты". Она ответила, что знала, что я ничего не скрывала, и что у меня на уроках присутствовала завуч, которая ничего крамольного не услышала, и даже оценила меня как высококлассного специалиста уровня высшей школы. И еще Шмонина спросила их, если бы я вела химию, или математику, или русский язык, ко мне надо было бы относиться также с недоверием? Они ответили, что нет, но предмет, предполагающий изучение религии, требует преподавателя с рекомендациями. У нас есть комиссия по религиозным вопросам при губернаторе области, председателем которой является Поспелова Александра Ивановна, и она должна давать рекомендации для преподавания дисциплин, связанных с религией. У Шмониной потребовали прервать со мной всякие отношения, а если она планирует продолжить преподавание курса по изучению религии в школе, то есть студентка 3 курса Свято-Тихоновского богословского института, которая могла бы это делать. На том мы расстались. После этой встречи я пошла к Поспеловой А.И., рассказала об этом разговоре и попросила объяснений, поскольку считаю, что государственный диплом о высшем образовании по специальности "религиоведение" не требует дополнительных рекомендаций местного уровня. Александра Ивановна была удивлена и сказала, что она ничего об этом не знает и что, очевидно, кто-то из местных работников ФСБ "перестарался". – Вы тогда предпринимали какие-либо действия в свою защиту? Как это случай повлиял на Вашу преподавательскую карьеру? – Это был первый случай дискриминации по религиозному признаку в моей жизни. Но пришлось с этим смириться, потому что никаких документальных доказательств у меня не было. Если и были какие-то поводы для сомнения в искренности Шмониной, то вскоре они развеялись, потому что совсем из другого источника, контактирующего с работником ФСБ на личном уровне, мне рассказали про меня эту же историю. Честно говоря, после этого случая, куда бы я ни шла – везде подспудно ожидаю отказа, поскольку уверена, что главным в принятии решений может оказаться именно мое мировоззрение, а не деловые качества. Опасаюсь ретивых работников ФСБ, которые могут придти куда-нибудь раньше, чем со мной подпишут договор. Поэтому до подписания договора предпочитаю молчать и даже самым близким не говорить о том, куда устраиваюсь работать. Словом, даже не знаю, какими годами все это пахнет. – Насколько это общая тенденция отношения представителей различных органов власти к инославным или же это частный случай? – Сегодня это общее отношение в Магаданской области ко всем неправославным. В прессе о неправославных организациях продолжают выходить публикации уничижительного характера. Но теперь избрана новая форма подачи материала: фамилии лидеров церкви меняются, но узнаваемы для тех, кто имеет отношение к материалу (например, Воскобойников - Медожральников, Евдокимов - Кимоевдов, приезжавшая из Америки научный исследователь религиозной ситуации в Магадане и встречавшаяся с лидерами неправославных церквей Dr. Patty Gray – заграничная тетка по кличке Серый Пирожок). И не ухватишь этих писак, чтобы подать в суд за оскорбление чести и достоинства и прямую клевету. Конечно, мы понимаем, что это политический заказ, но сегодня не совсем ясно, какого уровня – местного или федерального. – Как получилось, что Вы стали начальником детского лагеря? – 28 мая на приеме у инспектора службы занятости мне было предложено поработать летом в должности начальника детского оздоровительного лагеря "Снежный", который находится в ведении Комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана. Начальником комитета является Александр Герасимчук. 29 мая я пришла на собеседование в комитет, где мне было предложено составить план на смену для детского лагеря. 30 мая этот план был готов, и меня утвердили в должности начальника лагеря, учитывая мое педагогическое образование, а также организаторский опыт работы в детских лагерях в 1989 и 1998 годах. Также меня попросили принести мое резюме, но Герасимчука несколько насторожило, что в нем очень много фигурирует слово "религия". Он попытался выяснить у меня, какой конфессии я принадлежу, на что я ответила, что по закону имею право не отвечать на этот вопрос. Мы сошлись на том, что в идеологическом плане я его не подведу. В этот же день я была представлена руководителю педагогической практикой Магаданского университета Г.С. Кунцевич, с которой мы стали набирать педагогический коллектив из студентов университета для работы в лагере. Также она оказывала мне необходимую методическую помощь. 2 июня я выехала в лагерь для знакомства с вверенным мне хозяйством, где были А. Герасимчук со своими заместителями, а также заместитель мэра г. Магадана Юрий Гришан. Когда меня представили Гришану, он поинтересовался, откуда меня прислали, на что я ответила "из службы занятости". Он стал интересоваться, чем я занималась до того, как стала безработной, и когда услышал, что духовной деятельностью, спросил, православная ли я. Получив отрицательный ответ, спросил, какой Церкви я принадлежу, на что я опять отказалась ему отвечать, сославшись на свое законное право. Гришан задал вопрос, принадлежу ли я церкви "Скала надежды", когда я ответила, что нет, сказал "хорошо, тогда работайте". Я чувствовала какую-то незавершенность разговора и предложила ему принести свое резюме и ответить на все интересующие его вопросы. Он сказал, что доверяет выбору Герасимчука и не имеет больше ко мне вопросов. С этого времени я вела полноценную деятельность по организации мероприятий смены, встречалась и созванивалась с работниками МЧС, библиотеки, наркодиспансера, руководителями кружков, работала с педагогическим составом. – Как происходил процесс Вашего увольнения? – 9 июня меня вызвал к себе Герасимчук и спросил, откуда заместитель губернатора Магаданской области В.Н. Соболева знает о том, что я устроилась начальником лагеря. Я сама была в недоумении. Потом он спросил, действительно ли я являюсь пастором церкви, на что я ответила утвердительно. Затем он сказал, что Гришан против моей кандидатуры, что церкви моего направления в нашей стране почти вне закона, что в Москве и Санкт Петербурге их уже закрыли, а у нас это только дело времени. Я сказала, что это ложь, что церкви, зарегистрированные в органах юстиции, на законных основаниях действуют в России. Герасимчук сказал мне, что ему обещали большие неприятности, если я буду работать у него. Я сказала, что большие неприятности будут у него, если он развалит лагерь, а не в моем лице. Он сказал, что будет разговаривать с мэром по поводу меня. Предчувствуя финал, на следующий день 10 июня я пришла к нему с диктофоном и записала наш финальный разговор. Герасимчук сказал мне, что мою кандидатуру не утвердили свыше (я так понимаю, что это в мэрии). Я попросила его назвать причину. Он сказал "из-за Вашей веры, наверное". В этом разговоре он подтвердил, что я работала с 4 числа, но на меня нет ни приказа о назначении на работу, ни оформленного со мной договора, поэтому мне не на что рассчитывать. Я спросила, как же быть с педсоставом, с которым я назначила встречу в лагере – они меня уже ждут, надо готовить лагерь к заезду детей. Герасимчук ответил, что в лагерь поедет он, что Гришан сказал ему "ты будешь начальником лагеря, пока не найдем кого-то на это место". Я считаю, что нарушены мои трудовые права по ст. ст. 3, 64 и п.4 ст.86 Трудового Кодекса РФ. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 136 УК РФ, я подверглась дискриминации в зависимости по отношению к религии со стороны лиц, использовавших свое служебное положение. – Можно ли сказать, что позиция представителей областной власти привела к тому, что Вас уволили? – Что касается вице-губернатора В.Н. Соболевой, то ее возмущение моим назначением на должность начальника лагеря было передано мне опосредовано: на каком-то фуршете она выразила свое недовольство начальнику областного спорткомитета, тот передал ее слова городскому, в ведении которого находится лагерь, и последний уже передал мне в качестве вопроса: откуда Соболева знает о Вашем назначении? Мне самой было странно, что моя личность так быстро высветилась на областном уровне. Я и не ведала о такой своей популярности. – Кто тогда, с Вашей точки зрения, виноват в произошедшем? – Главным виновником принятого решения я считаю заместителя мэра Юрия Гришана. Может быть, это была его реакция на то, что вышестоящий чиновник нахмурил брови. Если это и так, то в любом случае это очень совпало с его позицией в отношении неправославных. Он бывший член ЛДПР, печально известной в свое время (конец 2005 года) в распространении в Магадане листовок, призывающих общественность бойкотировать строительство здания протестантской церкви "Скала надежды". Сейчас Ю. Гришан состоит в партии "Единая Россия". – С какими проблемами сегодня сталкиваются евангельские церкви в Магаданской области? – Трудности, которые сегодня стоят перед церквами, - это оформление в собственность земли, прилежащей к церковному зданию. Нашей церкви пришлось судиться с мэрией города, которая незаконно уменьшила наш участок до минимума. Суд вынес решение в нашу пользу. На все разбирательства, судебные тяжбы и ожидание немедленного (!!! - так указано в законе) исполнения мэрией решения суда ушло три с половиной года. Теперь на очереди решение земельного вопроса церкви Адвентистов Седьмого Дня и церкви "Скала надежды". Но мы надеемся, что им уже будет легче идти по проторенной дороге. Беседовал Роман Лункин,
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |