Религиоведы Дальневосточного региона издали словарь-справочник "Религиозные организации Приморского края"

Религиоведы Дальневосточного региона издали словарь-справочник "Религиозные организации Приморского края"
7 Мая 2008

Начиная со 2 половины 1980-х гг. можно отметить усиление влияния религиозного фактора на все стороны жизни российского общества. Особенно ярко это процесс, получавший название «религиозного возрождения», происходил в период с 1990 по 1997 г., когда действовал Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». С принятием в 1997 г. нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» взрывообразный рост числа религиозных структур пошел на спад, что было связано, скорее, с ограничениями, которые установило законодательство, чем с ослаблением роли религиозного фактора в жизни российского общества. Усиление влияния религиозного фактора отмечено как положительными сторонами (например, включением религиозных структур в социальную, реабилитационную, благотворительную работу и т.п., несомненно, компенсирующие недостаточность государственного патроната в отношении малоимущих слоев российского населения), так и отрицательными моментами (формирование религиозного экстремизма, появление конфликтов на религиозной и этно-религиозной почве и т.д.). Все это требует особого внимания к сфере религии, особенно со стороны государственных властей всех уровней и структур муниципального управления.

Достаточно часто негативные аспекты, отмечающие усиление влияние религии на жизнь российского общества, провоцируются непродуманными действиями государственных и муниципальных чиновников, представителей СМИ, а также теми, кто используя интерес к религии, провозглашает себя «религиоведами» без достаточных оснований для подобного самоопределения. Распространение непроверенной, негативного характера, информации о тех или иных деноминациях стало обыденной практикой последних лет. Не всегда авторы делают это намерено.

Одной из проблем современной ситуации с получением достоверной информации о религиозных объединениях можно назвать их многочисленность, поликонфессиональность, в общем все то, что традиционно отличало религиозную ситуацию многонационального и поликонфессионального российского общества.

Достаточно часто повторяющимся объяснением «невежества» российского общества и отдельных его представителей в вопросах религии называют долгий период господства советской идеологии, основанной на «научном» атеизме, гонения на религию и знания о ней. На наш взгляд, этот тезис явно устарел. Если лет 20 назад в органах власти, в СМИ действительно работали люди, родившиеся, получившие образование (в том числе и высшее), сформировавшиеся как личности в условиях советского строя, изучавшие научный атеизм, то сегодня и в государственных, и в муниципальных структурах, и в СМИ достаточно «молодых» людей, чьи детство (а иногда и юность), может быть, и пришлись на время существования СССР, но получавших образование в период, когда говорить о религии уже было можно и без ругательных слов, в чьих дипломах нет никакого «научного атеизма», «истории партии», «политэкономии» и т.п. дисциплин. Но грамотнее в вопросах религии от этого российское общество не стало. Более того, часто старшее поколение, изучавшее «научный» атеизм, оказывается грамотнее молодых коллег, не получивших в процессе образования (в том числе и в вузах) никаких знаний о религии, т.к. курс «Религиоведение» не входит в число дисциплин, относящихся к обязательному федеральному компоненту государственных стандартов высшего образования. Вот и формируются знания о столь сложном предмете по методу известного героя гоголевского «Ревизора», который «до всего доходил своим умом».

Решение данной проблемы возможно в разных аспектах, один из которых – подготовка и издание литературы, которая давала бы достоверную информацию о существующих деноминациях, особенностях их вероучения, религиозной практики. Важная проблема при создании такой литературы, учитывать региональную неоднородность картины религиозной жизни. Россия не только поликонфессиональная страна, она отличается тем, что процесс формирования ее территории был длителен. В результате отдельные субъекты Российской Федерации имеют совершенно разный «набор» действующих религиозных организаций и групп. В практической деятельности государственных и муниципальных служащих, работников СМИ необходимы, прежде всего, знания о тех деноминациях, которые распространены в данном регионе. Это ставит задачу формирования регионально ориентированной религиоведческой литературы.

Рецензируемое издание (Религиозные организации Приморского края: Словарь-справочник / С.М. Дударенок, М.Б. Сердюк, Д.А. Владимиров; под ред. Е.А. Поправко. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2007. – 376 с. ISBN 978-5-7444-2024-6)как раз призвано решить данную проблему. Авторы хорошо известны как религиоведы-профессионалы, особенно в Дальневосточном регионе. С.М. Дударенок постоянно публикуется по религиоведческой проблематике, защитила докторскую диссертацию по теме «Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке», одноименная монография хорошо известна исследователям-религиоведам. М.Б. Сердюк также защитила кандидатскую диссертацию «Религиозная жизнь Дальнего Востока в дореволюционный период», постоянно публикует статьи, оппонирует диссертации по различным аспектам истории религий на Дальнем Востоке. Д.А. Владимиров – начальник отдела по делам общественных и религиозных организаций Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, также много публикуется по религиоведческой проблематике, в том числе в профессиональной периодике – журналах «Религиоведение», «Религия и право». Его участие гарантирует достоверность официальной информации, представленной в словаре-справочнике, например, данных о числе местных и централизованных организаций той или иной деноминации, местонахождении и т.п.

Словарь-справочник «Религиозные организации Приморского края» вышла под редакцией известного специалиста в области религиоведения Е.А. Поправко, которая недавно успешно защитила докторскую диссертацию. Справочник структурно состоит из предисловия, 65 словарных статей и списка сокращений, использованных в основном тексте. Девять статьей словаря имеют общетерминологический характер: «Ересь», «Милленаризм», «Нетрадиционные религии», «Новые религиозные движения», «Ривайвелизм», «Секта религиозная», «Сотериология», «Харизма», «Эсхатология», будучи адресованы тем читателям, кто слабо знаком или не знаком вовсе с религиоведческой терминологией. Остальные статьи издания рассказывают о религиозных организациях, т.е. зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединениях, действующих в Приморском крае. Статьи имеют однотипную структуру: вероучение, культовая практика, история организации в мире, России, Приморском крае, количественные характеристики (число последователей в регионе, данные о наличии местных и централизованных организаций), данные о местонахождении и руководителях. Словарные статьи снабжены системой перекрестных ссылок: слова-термины, названия организаций, представленные в словаре, выделены курсивом, что несомненно облегчит чтение этой книги.

Информация ориентирована на чиновников различных уровней, студентов, изучающих курсы «Религиоведение», «История религий» и т.п., представителей религиозных организаций, работников СМИ. Структура статей такова, что словарь-справочник может быть востребован и в других регионах, где действуют аналогичные религиозные организации, так как региональный аспект включен в широкий контекст существования данной деноминации в мире (если организщация распространена за пределами России) и в России. Авторы не дают оценок, намерено дистанцируясь от симпатий и антипатий, давая возможность читателю самому определить свою позицию в отношении любой религиозной организации, упомянутой в справочнике.

Словарь-справочник «Религиозные организации Приморского края» - первое издание такого рода с региональной спецификой. Это позволяет надеяться всем заинтересованным в развитии религиоведческих исследований сторонам, что и другие субъекты федерации начнут работу над аналогичными по концепции изданиями.

В.В.Ряховский,
адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «Славянский правовой центр»», член Экспертного совета комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.

 






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru