Пасторы и депутаты нашли общий язык. Делегация служителей российских протестантских церквей посетила Государственную Думу РФ28 Марта 2008
Еще в начале ХХ века лидер евангельских христиан Иван Проханов проводил консультации с депутатами самых первых, царских, созывов Госдумы. В частности, Проханов и его единомышленники встречались с кадетами, а также с некоторыми министрами царского правительства. Современным протестантам не менее легко встречаться и конструктивно общаться с депутатами нижней палаты от партии "Единая Россия". 24 марта состоялась встреча слушателей курсов РАГСа по повышению квалификации священнослужителей РОСХВЕ с председателем Комитета ГД РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергеем Поповым и первым вице-спикером ГД РФ Олегом Морозовым. И Попов, и Морозов далеко не в первый раз читают лекции протестантам на курсах Академии госслужбы. Без преувеличения депутаты принимают участие в воспитании протестантской элиты России. Несколько десятков пасторов, посетивших Госдуму, волновали самые острые и неожиданные вопросы – от конкретных проблем с регистрацией церквей до наличия или отсутствия в стране свободы слова. Во встрече также принимали участие проректор по связям с органами власти и общественными организациями РАГСа Александр Тупикин, зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГСа Ольга Васильева и член Общественной палаты РФ, председатель РОСХВЕ епископ Сергей Ряховский, который преподнес и Сергею Попову, и Олегу Морозову памятные подарки от лица протестантов в виде подарочной иллюстрированной Библии. Совершенствование гражданского общества в качестве своей основной задачи своего комитета обозначил Сергей Попов. По его словам, в комитете законопроекты рассматриваются - в том числе - и с точки зрения интересов верующих и религиозных организаций. Попов привел целый ряд наглядных примеров. Так, новый Закон о митингах и демонстрациях мог напрямую затронуть православные приходы, которые проводят крестные ходы за пределами церковной ограды, а поэтому религиозные объединения были выведены из-под действия этого закона. В Закон об обращениях граждан было внесено дополнение о том, что при рассмотрении обращений не допускается дискриминация по религиозному и национальному признаку. В Законе об Общественной палате РФ было запрещено создание групп по национальному и религиозному признаку. В Налоговом кодексе было отмечено, что если продукция религиозного назначения производится и реализуется самой религиозной организацией, то она налогом не облагается. В Лесном кодексе было оставлено положение об использовании лесов по религиозному назначению, что важно для монастырей. В итоге за весь 4 созыв было изучено в комитете более 100 законопроектов, которые в той или иной степени касались религиозных организаций. Сфера государственно-конфессиональных отношений, по мнению Сергея Попова, наиболее консервативна в России. Изменения вносятся только те, которые проверены временем. Были, в частности, внесены изменения в Земельный кодекс о том, что религиозные организации могут оформить земельные участки под церковным зданием и внутри церковной ограды в бессрочное пользование. По поводу этого законопроекта, как отметил попов, была битва с МЭРТ, представители которого полагали, что должна быть либо аренда, либо собственность. Как подчеркнул Попов, необходимо осознавать, что передача в бессрочное пользование – это мера временная. Все равно рано или поздно придется решать вопрос о собственности на землю и здание, а тому, кто не оформил вовремя документы, придется доказывать свои права собственности. Безусловно, по мнению главы комитета, будет принят закон о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям. Вот уже два года сотрудники комитета согласовывают этот закон с МЭРТом. Текст проекта должен появиться уже в апреле этого года. Проблема отчетности религиозных организаций также не является решенной. После принятия Закона о некоммерческих организациях была упрощена отчетность для всех религиозных организаций по их требованию. Однако их, по мнению Попова, надо вообще вывести из под действия Закона об НКО. Как заметил глава комитета, целью принятия этого закона было посмотреть, какие деньги приходят в Россию из-за рубежа. Один из самых острых вопросов, по которому комитету не удалось отстоять свою позицию, стала отмена отсрочек по призыву в армию для священнослужителей. Зато победой стало принятие закона о лицензировании и государственной аккредитации духовных учебных заведений, несмотря на непонимание со стороны Минобрнауки РФ. По словам Попова, президент Путин подписал этот закон 29 февраля, в последний свой рабочий день перед выборами. Министр образования Андрей Фурсенко, как отметил Попов, так и не смог понять, как и на каком основании духовные вузы смогут выдавать дипломы государственного образца. Однако это вопрос мировоззренческий, отметил Попов. Постоянное стремление принять закон о регулировании миссионерской деятельности, по словам Попова, связано, прежде всего, с тем, что в Законе о свободе совести не определено, что такое миссионерство. В настоящее время существует несколько вариантов этого закона, в том числе и разработанный комитетом. Нельзя, по мнению главы комитета, давать возможность любым приезжим проповедникам, которые приезжают по туристическим визам, регистрироваться и заниматься миссионерской деятельностью. Тем более, что, по мнению Попова, существует масса "псевдорелигиозных организаций". Одним из сдерживающих факторов для таких организаций является 15-летний срок существования. Вслед за этим думский комитет борется за законодательное уточнение понятия и порядка проведения религиоведческой экспертизы. Сейчас экспертиза проводится только в момент регистрации того или иного религиозного объединения. Вместе с тем, когда вопросы возникают по деятельности уже зарегистрированной общины, официально экспертизу назначить нельзя. Комитет Госудмы РФ отклонил массу законопроектов, которые предлагали ввести государственный орган по религии, запретить преподавание религии в школе или, наоборот, ввести в законодательном порядке обязательное преподавание "Основ православной культуры" во всех общеобразовательных школах. По словам Попова, школа должна предоставлять равные права всем, поэтому религия может преподаваться только факультативно, а те, кто предлагают обратное, не задумываются о последствиях. Таким же образом представители Дагестана и Карачаево-Черкессии предлагали принять на федеральном уровне закон против ваххабизма, но никто не мог объяснить, как его будут применять. Понимание необходимости соблюдения свободы совести и движения вперед в этом направлении, по словам Попова, есть как у президента Владимира Путина, так и у избранного президента Дмитрия Медведева. Они профессионально и ответственно, со знанием дела, подходят к такого рода вопросам, подчеркнул Попов. Вице-спикер Олег Морозов также ответственно подошел к своей встрече с протестантскими деятелями. Морозов представил грандиозную картину государственных реформ последних лет, которые поддерживает и проводит президент при поддержке партии "Единая Россия" (в партии Морозов отвечает за идеологию, в Госдуме – за законодательную деятельность). Сам Олег Морозов уже 15-й год заседает в Госдуме РФ. По его словам, нынешнее политическое лицо Думы понятно даже школьнику. По партийным спискам прошло больше женщин и молодежи. Причем, в отличие от Госдумы предыдущего созыва единороссы уступили 6 комитетов другим фракциям, разделив с ними ответственность. Начиная с 1993 года, думцы заполняли фактически чистое законодательное поле, и за 14 лет, по мнению Морозова, было создано законодательство, сравнимое с европейскими странами. С 2003 года, отметил Олег Морозов, стало понятно, под какую Россию и стратегию исторического выбора мы принимаем законы. Более того, реформы стали проходить на фоне стабильности и экономического роста. Было на практике изменено государственное устройство без изменения Конституции: поменялся принцип формирования исполнительной власти в центре и на местах, был реформирован Совет Федерации и т.д. В России, по словам Морозова, сложилась крепкая трудноразрушимая конструкция из президента, премьера, законодательной власти в субъектах РФ, созданная демократическим путем. В советское время, возможно, по форме было тоже самое, заметил Морозов, но по сути это другое. Люди доверяют Медведеву они хотят предсказуемой политики, понятного настоящего и будущего. Демократия в России, уверен Морозов, будет развиваться при доминировании одной политической силы, как это было во Франции при де Голле, в правление консерваторов в Великобритании, ХДС/ХСС в ФРГ. Демократия – это базовая идея для партии "Единая Россия". Отвечая на вопросы пасторов о том, будет ли государство учитывать такую гражданскую силу, как христианские церкви, Олег морозов ответил, что социально-экономическая политика может быть эффективной только тогда, когда в ней участвуют конструктивные силы. Поэтому "задача государства и "Единой России" использовать потенциал всех конфессий. Как отметил Морозов, по численности религиозных общин протестанты уже почти догоняют православных, и люди обращаются в протестантские церкви, советуются с ними. Вице-спикер также заявил о том, что он вполне разделяет обеспокоенность протестантов безнравственностью на телевидении, в частности каналом "2х2", однако подчеркнул, что здесь нужны правовые, а не административные меры. Характерно, что депутаты Госдумы РФ отмечали ту социальную роль, которую протестантские церкви играют в современной России. Это и реабилитация наркозависимых по всей стране в тесном сотрудничестве с Госнаркоконтролем РФ, и работа с заключенными, и их адаптация после заключения, работа в детских домах и в других социальных учреждениях. Немаловажно также, что сам рост российского протестантизма за последние 20 лет не остался незамеченным на высоком политическом уровне. Знание законов и политинформация, полученные непосредственно в Госдуме, лишь укрепят активную гражданскую позицию протестантов. Роман Лункин,
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |