Свобода религии и права верующих в современной России. Рецензия на книгу Анатолия Пчелинцева

Свобода религии и права верующих в современной России. Рецензия на книгу Анатолия Пчелинцева
27 Марта 2008
Анатолий Пчелинцев. СВОБОДА РЕЛИГИИ И ПРАВА ВЕРУЮЩИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. - М., «Юриспруденция», 2007, 387 с., тир. 3000.

Очередной сборник научных статей и публицистики кандидата юридических наук, члена Экспертного Совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций адвоката Анатолия Пчелинцева пополнил не слишком большую, но крайне актуальную сегодня библиотеку юридической литературы о религии и религиозных организациях в России.

Декларированная в стране свобода вероисповедания, кроме упоминания в законодательстве естественного права любого человека мыслить так, как он считает нужным и верить в то, что импонирует ему больше, привнесла в общественную жизнь массу новых проблем. Большинство из них, так или иначе, определяются значительным несоответствием понятия религиозной свободы тем представлениям о ней, которые бытуют в обществе, научных и конфессиональных кругах. Как известно, если нет возможности для реализации любой свободы или обязанности, они так и остаются только словами. Реализация же любых прав и гарантий нуждается в очень определенных конкретных механизмах, которые в большинстве цивилизованных стран складывались и оттачивались веками, параллельно общекультурному взрослению цивилизации. Поэтому проблема в том, что юридические механизмы реализации свободы вероисповедания в современной России испытывают серьезный дефицит гарантий своего обеспечения. А говоря совсем откровенно, практически не защищены.

Впрочем, не меньше недоуменных вопросов возникает у экспертов в области права и к самому законодательству о свободе совести и религиозных объединениях, производящему впечатление сырого непроработанного проекта, требующего серьезного внимания массы специалистов.

Все это совершенно справедливо беспокоит наиболее квалифицированных российских экспертов в области религиозно-государственных, религиозно-общественных и межконфессиональных отношений. Роль религиозного фактора в социуме, в политике, в идеологии сегодня стремительно возросла. Но это никоим образом не означает, что - как ожидалось еще лет 15 назад, -рост влияниянаиболее известных религиозных организаций будет способствовать разрешению наболевших общекультурных и моральных проблем. Скорее наоборот, потому что с добавлением в общественный инструментарий понятия "духовная власть" некоторые религиозные и светские организации восприняли это во вполне материальном аспекте со всеми полагающимися ему категориями властвования. В результате для полноценного осуществления гражданами своего права на свободу совести в административном спектре оказалась выделенной узкая область дозволенного. Но то, что вполне естественно для административного или уголовного права, абсолютно непригодно для удовлетворения населением страны своих духовных потребностей и нуждается в серьезном осмыслении и законодательной экспертизе.

В этом направлении и ориентирована книга Анатолия Пчелинцева, в которой автором в виде серии статей представлены весьма актуальные материалы для серьезных дискуссий, касающихся положения религиозных организаций в Российской Федерации.

Выделенные в особый раздел статьи по общетеоретическим проблемам свободы совести и государственно-конфессиональных отношений выявляют крайнее неблагополучие общепринятой административной и судебной практики, где нарушение действующего законодательства зачастую стало обычным делом. Причина такого положения кроется в инерции тоталитарного администрирования, которую в условиях декларированной демократии бывают не в силах преодолеть не только чиновники, но и целые государственные, общественные и конфессиональные институты. "Мы так привыкли к идеологическому однообразию и казарменной дисциплине, - пишет в одной из своих статей Пчелинцев, - что не мыслим своего существования без некоей руководящей инстанции. Вспомним, как звучала ст. 6 Конституции СССР 1977 г., "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС. КПСС существует для народа и служит народу". А теперь замените КПСС на аббревиатуру РПЦ (Русская Православная Церковь) - и вы получите то, о чем мечтают сегодня многие в церковных, околоцерковных и даже политических кругах. Только вот на пользу ли обществу, государству, да и самой Церкви та роль, которую пытаются отвести ей ее апологеты? Думается, что нет".

Автор затрагивает в своей книге самые разные стороны общественной жизни государства, где несовершенство законодательства о религии, а тем более коррумпированный саботаж существующих положений о религии и религиозных организациях, наносят немалый ущерб интересам граждан страны. Это и проблемы, касающиеся службы в армии и присутствия священнослужителей в вооруженных частях, и противозаконность громких инициатив, направленных на клерикализацию науки и образования, и проблемы, возникающие в процессе освещения вопросов, связанных с религией в средствах массовой информации, и искусственное нагнетание межрелигиозной напряженности апологетами и сторонниками антикультизма, и многое еще. Последнее из перечисленного представляет собой явление, настолько не характерное сегодня для мировой практики, что вызывает особые опасения. В том числе своей парадоксальностью, когда в качестве вдохновителя и инициатора широкой антирелигиозной кампании выступает крупнейшая религиозная организация Российской Федерации - Московская патриархия. Для участия в "богоборчестве" по примеру 20-х годов прошлого века, под предлогом теперь уже "защиты православия" привлекаются различные молодежные и маргинальные движения от околоцерковных братств до специализирующихся на выполнении подобных заказов "молодогвардейцев" и "нашистов".

Автора беспокоит не только неправовой беспредел недобросовестных организаций и их лидеров, но и лояльное отношение государства к вошедшему в систему едва ли не массовому нарушению норм действующего законодательства. В статьях Пчелинцева рассматриваются прецеденты, когда немало верующих россиян – протестантов, мусульман, последователей новых религиозных движений (НРД) или православных, не входящих в юрисдикцию РПЦ МП, - оказываются в состоянии полной незащищенности законом и государством по причине административного или клерикального произвола.Судя по впечатлению от книги Анатолия Пчелинцева, конституционно-правовые механизмы защиты свободы совести и вероисповедания, о несовершенстве которых здесь уже упоминалось, сами нуждаются в нашей защите. Тем более, что в России давно уже ни для кого не является новостью, что ироничная сентенция Ильфа и Петрова "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих" все прочнее усваивается нашими соотечественниками. Впрочем, это лишь подтверждает наличие у россиян здравого смысла, потому что полагаться на "самый справедливый суд в мире" или высоких "гарантов" в ситуации, когда коррупция почти окончательно вытеснила право, откровенно глупо. А значит - в соответствии с народной мудростью "На Бога уповай, но рот не разевай" - остается рассчитывать лишь на собственные организации, то есть общественные институты. Которым, судя по неутешительному состоянию законотворчества и правоприменения в стране, выражаясь словами самого Анатолия Пчелинцева, "свободу совести придется защищать еще долго".

Михаил Ситников
для "Портала-Credo.Ru"

Источник: "Портал-Credo.Ru"






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru